Найти в Дзене
ТыжИсторик

Красавицы a la Russe

Автор nekojiru

Пимен Орлов. Портрет неизвестной. 1835 г.
Пимен Орлов. Портрет неизвестной. 1835 г.

Кокошник и сарафан - самые узнаваемые предметы национального русского костюма. Однако, наряд барышни на картине к народной одежде отношения не имеет. Это эффектная стилизация под национальный костюм, как, например, сценические образы народных коллективов.

Неизвестный художник.Графиня Анна Алексеевна Баранова, ур. Васильчикова. 1842 г.
Неизвестный художник.Графиня Анна Алексеевна Баранова, ур. Васильчикова. 1842 г.

Дамы, часто появляющиеся на картинах XIX века в псевдорусских костюмах, принадлежат к дворянскому сословию, причем не средней руки. Они очень-очень знатные, поскольку это придворные дамы.

Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772 г.
Вигилиус Эриксен. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1772 г.

Первой “возвращение” к русскому национальному костюму предприняла Екатерина II. На портрете императрица изображена в шугае (короткая “курточка”) и то ли кокошнике, то ли повойнике (головной убор замужних женщин, представляющий собой шапочку, украшенную спереди). Второй вариант мне кажется более вероятным для пожилой дамы.

Придворное платье императрицы Марии Федоровны 1800-1801 гг.
Придворное платье императрицы Марии Федоровны 1800-1801 гг.

Впоследствии ношение “русского” придворного костюма на официальных мероприятиях распространится и на императриц, и на княжон, но при Павле I можно заметить лишь некоторые, слабо уловимые черты народного костюма. Так рукав парадного платья Марии Федоровны декорирован в стиле рукавов допетровской боярской моды.

Роберт Лефевр. Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой. 1817 г.
Роберт Лефевр. Портрет княгини Барятинской с дочерью Ольгой. 1817 г.

При Александре I “русское” платье на официальных мероприятиях носят уже не только придворные дамы, теперь такой наряд обязателен и для императорской семьи. Подъем патриотизма после войны 1812 года упрочивает положение национального костюма в дворянских кругах. Конечно, судя по форме платья, княгиня Барятинская изображена не в придворном наряде, но наверняка в 1817 году для парадного портрета она выбрала такой фасон для себя и дочери не случайно.

Александр Малюков. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1836 г.
Александр Малюков. Портрет императрицы Александры Федоровны. 1836 г.

Особая роль в укреплении фасона придворного платья принадлежит Николаю I. Педантичный, склонный к порядку император в 1834 году выпустил указ «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору», в котором строго и детально регламентировалась одежда фрейлин.

Адольф Ладюрнер. Вид Белого (Гербового) зала в Зимнем дворце. 1838 г.
Адольф Ладюрнер. Вид Белого (Гербового) зала в Зимнем дворце. 1838 г.

Итак, парадный наряд состоял:

  • длинное бархатное платье с разрезом от талии, украшенное по краю шитьем «одинаковом с шитьем парадных мундиров придворных чинов»;
  • юбка из белого материал;
  • замужние придворные дамы должны были «иметь повойник или кокошник», а девицы «повязку» с белой вуалью.

“Униформа” придворных дам различалась по цвету платья и шитья, так же они могли иметь особые знаки отличия - портреты, которые носили на правой стороне. Шифр (брошь, усыпаная бриллиантами, в виде вензеля на голубом банту), по которому можно было понять, какой императорской особе прислуживает данная фрейлина, располагался на корсаже слева.

Пимен Орлов.  Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой. 1835 г.
Пимен Орлов. Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой. 1835 г.

С небольшими изменениями парадный придворный костюм просуществовал до 1917 года и канул в Лету вместе с монархией.

Владимир Маковский. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1912 г.
Владимир Маковский. Портрет императрицы Марии Федоровны. 1912 г.

Заходите в наш Телеграмм!