Автор nekojiru
Кокошник и сарафан - самые узнаваемые предметы национального русского костюма. Однако, наряд барышни на картине к народной одежде отношения не имеет. Это эффектная стилизация под национальный костюм, как, например, сценические образы народных коллективов.
Дамы, часто появляющиеся на картинах XIX века в псевдорусских костюмах, принадлежат к дворянскому сословию, причем не средней руки. Они очень-очень знатные, поскольку это придворные дамы.
Первой “возвращение” к русскому национальному костюму предприняла Екатерина II. На портрете императрица изображена в шугае (короткая “курточка”) и то ли кокошнике, то ли повойнике (головной убор замужних женщин, представляющий собой шапочку, украшенную спереди). Второй вариант мне кажется более вероятным для пожилой дамы.
Впоследствии ношение “русского” придворного костюма на официальных мероприятиях распространится и на императриц, и на княжон, но при Павле I можно заметить лишь некоторые, слабо уловимые черты народного костюма. Так рукав парадного платья Марии Федоровны декорирован в стиле рукавов допетровской боярской моды.
При Александре I “русское” платье на официальных мероприятиях носят уже не только придворные дамы, теперь такой наряд обязателен и для императорской семьи. Подъем патриотизма после войны 1812 года упрочивает положение национального костюма в дворянских кругах. Конечно, судя по форме платья, княгиня Барятинская изображена не в придворном наряде, но наверняка в 1817 году для парадного портрета она выбрала такой фасон для себя и дочери не случайно.
Особая роль в укреплении фасона придворного платья принадлежит Николаю I. Педантичный, склонный к порядку император в 1834 году выпустил указ «Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к высочайшему двору», в котором строго и детально регламентировалась одежда фрейлин.
Итак, парадный наряд состоял:
- длинное бархатное платье с разрезом от талии, украшенное по краю шитьем «одинаковом с шитьем парадных мундиров придворных чинов»;
- юбка из белого материал;
- замужние придворные дамы должны были «иметь повойник или кокошник», а девицы «повязку» с белой вуалью.
“Униформа” придворных дам различалась по цвету платья и шитья, так же они могли иметь особые знаки отличия - портреты, которые носили на правой стороне. Шифр (брошь, усыпаная бриллиантами, в виде вензеля на голубом банту), по которому можно было понять, какой императорской особе прислуживает данная фрейлина, располагался на корсаже слева.
С небольшими изменениями парадный придворный костюм просуществовал до 1917 года и канул в Лету вместе с монархией.
Заходите в наш Телеграмм!