В свои авто я лью качественные импортные масла, по крайней мере, как кажется мне и проблем никаких - расхода масла нет даже там, где он по предписанию завода изготовителя должен быть, меняю масло по часам раз в 250 часов. По итогу внутри мотора чистота, двигатель как часики и проблем нет.
Но есть у меня автомобиль, который используется, как "рабочая лошадка", признаю, это в корне неправильно, однако "питается" он исключительно самым простым 92-м бензином, обслуживается хоть и вовремя, но я не могу сказать, что я не жалею на него денег. И запчасти от более дешевых фирм ставлю, и, конечно же, масло лью попроще и подешевле. Тем более, что этот мотор из той самой старой гвардии, который выдерживает подобное к себе отношение даже при большом пробеге.
На данный момент на этом автомобиле я проездил более 30 000 километров и заливал в него только отечественные моторные масла российских производителей. Перепробованы были разные марки, в том числе очень известные и совсем неизвестные, судя по всему, разлитые "кустарным" методом.
Немудрено, что такое отношение к себе надежный и простой, но все-таки точный немецкий атмосферный двигатель не потерпел. Агрегат начинал неистово стучать уже через 3-4 тысяч километров пробега. Стук доносился от гидрокомпенсаторов, которые к подобному раскладу не были готовы.
Подобное произошло из-за халатности при подборе масла, в двигатель банально было залито самое дешевое масло с подходящей вязкостью, не глядя на допуски - какая-то полусинтетика 10W-40.
Следующим было "хваленое" масло одного из российских изготовителей. К слову, информации о том, что это за предприятие и кто все-таки производит масло, я не нашел, на упаковке есть адрес, по которому располагается не то транспортная компания, не то какие-то склады. Масло мне досталось от самого производителя с просьбой дать честную оценку.
Так вот вам честная оценка - мотор вновь начал стучать гидрокомпенсаторами буквально через несколько тысяч километров пробега. Все хваленые надписи о том, что это "фулли синтетик ойл" с вязкостью 10W-40, к реальности отношения имеют мало. Слилась с двигателя непонятного цвета "жижа", а желания использовать продукцию подобного бренда отпало надолго.
После были и другие отечественные масла с подходящими допусками (да-да, не машина, а целая поляна для экспериментов, называйте, как хотите), но все они меня ничем не устраивали.
Прошлый хозяин вообще сказал мне такую фразу: "Лей в мотор, что хочешь, он все "схавает", хоть бы что ему". Однако двигатель оказался привередлив,и от самых дешевых вариантов и непонятных производителей я все же перешел на более известный бренд. Это масло я заливал в мотор не единожды и оно меня во всем устроило - минимум расхода и отсутствие стука гидриков.
И вроде бы все неплохо, вот он тот производитель, который делает подходящее по всем параметрам моторное масло, однако повышенный расход смазки и облепленный за последние 5000 км масляной шубой мотор вынудил меня приступить к его ревизии и вскрытию. Должен пояснить, что как такового масложора за двигателем замечено не было, расход смазки я связывал с потеющими уплотнениями мотора, в частности сильно текла клапанная крышка и передние сальники распредвалов.
Внутрь двигателя я уже проникал эндоскопом с камерой не один раз, и там для такого пробега (доподлинно неизвестного, но предположительно по отчетам минимум в 400.000 километров) все в довольно приятном состоянии.
В этот раз я все же вскрываю мотор, правда, не целиком, располовинивая блок и ГБЦ, а добираясь только до внутренней части ГБЦ. Тут-то и вскрылся результат долгосрочного использования не самого лучше масла.
Обилие красно-коричневого цвета под крышкой свидетельствует о большом количестве лака на поверхности всех деталей. Лаковые отложения несут большую опасность, в первую очередь, для поршневых колец. Из-за чего кольца обильно закоксовываются и свою функцию выполнять перестают.
Причин возникновения этого явления масса, одно из основных - повышенная температура работы двигателя. Многие современные двигатели этим грешат, особенно те, где рабочая температура на уровне 100-110 градусов цельсия. Это предусмотрено заводом изготовителем и, конечно же, можно считать такое решение заговором автопроизводителей, ведь ничего хорошего в таких высоких температурах нет ни для масляной системы, ни для самого масла.
Напомню, что моторное масло - штука в двигателе очень важная и высоких температур не терпит. При долгосрочном термическом воздействии в ускоренном режиме смазка теряет свои полезные свойства и оставляет подобные этим отложения в виде лака и шлама.
Однако мой мотор относится к "холодным", его рабочая температура в диапазоне 80-90 градусов. Добавлю также, что масло я менял довольно часто, самый большой пробег от замены до замены - 8000 километров, а значит всему виной не долгая езда на испорченном (отработавшем свой ресурс) масле, и не в температурном режиме, а именно в качестве самого масла.
А раз масло не перегревается и вовремя меняется, то проблема как раз в его составе. В дополнение стоит упомянуть ещё один момент. Масло я использовал с подходящими данному мотору допусками, это один из самых важных факторов. Исключение составила краткосрочная езда (порядка 3000 километров) на самом дешевом российском масле, которое за неимением альтернативы было залито в двигатель и слито тут же, как только появилась возможность его заменить.
Итого - из 30 000 км всего 3000 пройдено на дешевом и неподходящем моторном масле, все остальные 27 000 автомобиль проехал на масле с подходящими данному двигателю параметрами, но разных производителей.
В сухом остатке имеем обильный лаковый налет, видимый в верхней части ГБЦ двигателя. Уверен, что поршневая за такое отношение "спасибо" тоже не скажет и в нижней части мотора подобных отложений ничуть не меньше. Благо, что шлама на деталях не образовалось, маленький, но все же "плюс".
К слову сказать, сам двигатель на столь серьезном пробеге выглядит "живчиком", никакого тотального износа распредвалов и провисания цепи ГРМ не замечено. Да, запотевания уплотнений имеют место быть, но в ближайшее время они будут устранены.
Что же касается используемого российского масла, то с одной стороны напрашивается очевидный вывод: перестаем использовать наше масло в импортных двигателях. Но если быть более объективным, то суть проблемы кроется не в дешевом и некачественном масле, а в его несоответствии данному двигателю. Судя по всему, входящие в состав присадки и написанные на бумаге допуски не совсем подходят этому мотору.
Возможно, факт подделки или некачественная "партия" имеют место быть, но винить всевозможных отечественных производителей масел я не вижу смысла, как говорится, сам виноват, что лил "невесть что".
Теперь какой вывод я сделал для себя: моторные масла из бюджетного сегмента в данный мотор больше заливаться не будут, вероятнее всего, в двигатель я залью ровно такое же масло, соответствующее более современным допускам, что используется в другом моем автомобиле, причем оно предназначено для дизельного двигателя. Масла для дизелей имеют более строгие допуски и неплохо отмывают разного рода отложения, к тому же двигателю хуже от этого точно не станет.
Какое моторное масло используете вы в нынешних реалиях, уже выбрали для себя какой-то новый бренд вместо покинувших наш рынок марок масел?
Отечественное или импортное - жду ваших комментариев на этот счет внизу, делитесь своими рассуждениями, что сейчас стоить заливать в двигатель, а в сторону чего лучше и не смотреть вовсе, будет интересно узнать ваше мнение.
Спасибо за внимание.