Невежество преодолевается образованием, причём, образованием в любых формах, да хотя бы и самообразованием. А для этого, естественно, требуется потрудиться. Ну кто мешает альтернативщикам кроме смотрения видосиков на Ютюбе взять и почитать об интересующих их объектах, раздвигая рамки узнанного всё шире и шире?
Новым читателям сюда
Было тут несколько утверждений, что проектированием такого объекта, как Исаакиевский собор, должны были заниматься несколько проектных институтов сразу, что одной только документации должно было бы получиться вагон и маленькая тележка, что у Монферрана не чертежи, а всего лишь рисунки. И много ещё в таком духе. Про чертежи и объём документации я уже не один раз писала. Пришло время снова (да-да, и про это уже было) поговорить о Комиссии по строительству собора.
Направляю вас к източнику сведений о назначении Комиссии, её организации, штатам и прочим деталям. Тут привожу скрины с моими пояснениями и замечаниями.
Итак, 1824 год. После жарких баталий по поводу первого монферрановского проекта Исаакия и утверждения нового, приостановленные в 1822 г. работы было решено возобновить. Колонны-то для него уже вытёсывались и часть была доставлена в Питер. Вместо разпущенной Комиссии по перестройке собора (первой) создали новую, уже по его строительству (вторую).
Опубликован сей документ в Полном собрание законов Российской Империи.
Комиссия - не проектный институт, а организация, управляющая строительством, основными областями деятельности которой - решение всех хозяйственных (финансирование, обезпечение материалами, рабочими руками и потребными средствами, разрешение трудовых споров и т.д.) и художественных (проектирование и воплощение имеющимися средствами и людьми утверждённых проектных решений, в том числе и разработка тех или иных узлов, деталей, конструкций, чертежей, шаблонов и т.д.) вопросов. То есть, после утверждения того, что ныне принято называть Эскизным проектом, к строительству объекта подходили целостно (не разделяя проектирование и стройку). Для решения сложных вопросов, как-то разсчёты, новые механические разработки и т.п. обращались за помощью к Корпусу инженеров путей сообщения, созданному Бетанкуром, в Академию наук, Академию художеств и к другим организациям. Это нормально и делается до сих пор.
Далее опубликованы Правила, где всё это разписано.
Смотрим круг занятий двух частей Комиссии
Здесь видим, что Искусственная часть вместе с Монферраном (Главным Архитектором) как раз и изполняла функции проектного института, а также функции главной подрядной организации, предствителя Заказчика и "госприёмки" :о) Забегая вперёд, скажу: в штате Комиссии (кроме глав.архитектора) состояло несколько архитекторов рангом пониже, которым поручались, в том числе, и вопросы проектирования, и надзор за строительными работами. Так, штатными архитекторами при Комиссии, например, были Антонио Адамини и Александр Брюллов
Этот чертёж Адамини (как и другие) хранится в Научно-технической библиотеке ПГУПС (бывший Корпус инженеров путей сообщения)
О Брюллове запись здесь на стр. 262
Кстати, это изображение собора по первому проекту, сделано Александром Павловичем
Подсчётами веса конструкции купола собора, например, занимался инженер, генерал-лейтенант Карл Петрович Ломновский, который с 1818 до завершения строительства собора участвовал в решении конструктивных и архитектурных проблем, а в 1827 года стал начальником контроля Строительной комиссии. Генрих Ленц предложил конструкцию громоотвода. Были привлечены такие учёные как Габриэль Ламе (Lame, математик, физик, механик и инженер, прошёл обучение в Политехнической и Горной школе, профессор Корпуса инженеров путей сообщения, созданного Бетанкуром) и Бенуа Поль Эмиль Клапейрон (Clapeuron, вместе с Ламе окончивший Политехническую и горную школы). Оба преподавали в КИПС: Ламе - высшую математику, физику и аналитическую механику, Клапейрон - строительное искусство, химию, а также аналитическую и прикладную механику. Занимались решением проблем сопромата
Для (незамыленного и независимого от Комиссии) взгляда со стороны создан был Совет
Мнение членов этого Совета учитывалось в дальнейшей работе. Это отображено в производственных документах и в книге Монферрана.
Читаем текст контракта, заключённого с каменщиками, на кладку фундамента. Обратите внимание на роль Архитектора и Каменных дел мастера (со стр. 34 отсюда) на стройке
Архитекторы занимались не только строительством, но и разработкой чертежей. В Комиссии также был свой Контроль, о чём свидетельствует документ на стр. 86
Остальные детали об утверждённой области деятельности Комиссии вы можете узнать в первоизточнике самостоятельно.
Теперь вскользь ещё раз о количестве документов.
Фото сделано Антропогенезом, наведавшимся в РГИА.
О машине для приготовления семента (цемента) можно прочитать, например, здесь (стр. 10)
При чём тут лошади? Да при том, что с машиной что-то не заладилось, а потому семянку размалывали по-старинке
Ничего не напоминает? А это?
Комиссия вникала во всё, выяснялись даже такие мелочи, как потребность в угле на сутки работы одного горна (стр. 20 тут)
Таких производственных деталей за время строительства в бумагах было отражено великое множество. Это всё - область Хозяйственной части Комиссии.
Документов, относящихся к Художественной части, не меньше. Поскольку проектирование велось одновременно со строительством, несколько забегая вперёд, по этому поводу также имеется немало разпоряжений и прочей переписки. От Монферрана требовалось заранее составлять смету на следующий год, а, как вы понимаете, смета разсчитывается на основании проекта, контрактов и т.д. Проектирование шло поэтапно: в первую очередь разрабатывались конструкции и их элементы, строительство которых следовало вослед уже осуществляемому. Во время этого проектирования и появлялись изменения, вносимые в первоначальный проект и требующие одобрения самой высшей инстанции (императора) или согласования с другими вышестоящими лицами.
Естественно, в последующие годы изменялись и штаты Комиссии, и в её Устав вводились новые пункты. Но то, ради чего она создавалась, было изполнено. Собор был детально спроектирован и построен.