Я пишу об известных людях и о тех, чей образ отражен в искусстве. Глядя на эту картину, не могу сдержать улыбки, потому что сразу вспоминаю времена, когда мы все сидели в карантине, помните? Тогда от безделья многие творили в интернете разные креативные штуки, в том числе появилось много шуток и мемов. Так вот, была и такая шутка: Мать говорит: — Это ничего, что все парикмахерские закрылись, я вас сама подстригу! — Потом приводится эта картина с надписью "Мы с батей после стрижки".
Я, помню , очень смеялась тогда.) Но вообще-то перед нами картина Жана Фуке из Меленского диптиха, а именно его левая створка. Тут изображен заказчик этого диптиха Этьен Шевалье ("отец"), а рядом с ним стоит его небесный покровитель святой Стефан с книгой в руке. О том, что за штуковина стоит на книге, писал мой муж тут. Шевалье и Стефан преподносят дары Мадонне, в образе которой художник написал фаворитку короля Агнес Сорель с голой грудью.
Этьен Шевалье не только на этом диптихе оказался объектом кисти Жана Фуке. Он изобразил его трижды, притом один раз в виде мертвеца в гробу. Все это было связано с тем, что Шевалье выступал заказчиком тех или иных произведений, и в средние века было принято среди персонажей показывать и донатора. Жил этот человек в XV веке, был государственным деятелем и дипломатом. Его отец Жан Шевалье был секретарем короля Карла VII. Мальчик получил приличное образование и начал свою карьеру тоже с должности секретаря.
Через семь лет, в 1449 году, он был назначен уже главой Палаты счетов, ему помогла в карьере Агнес Сорель. А еще через три года он стал королевским казначеем, сменив на этом посту Жака Кёра, и прослужил 10 лет на казначейской должности, пока Людовик XI не уволил его в 1461 году. Однако, Шевалье остался работать в Палате счетов на другой должности, что говорит о том, что опалы не было. Просто новый король расставлял на ключевые места своих людей, что закономерно. Шевалье выполнял и дипломатические поручения, несколько раз возглавлял французские посольства в Англию.
Но в историю культуры Этьен Шевалье вошел как заказчик двух выдающихся произведений искусства — часослова, названного его именем, и уже упомянутого выше Меленского диптиха. Оба заказа выполнил великолепный Жан Фуке, и в обеих запечатлел образ заказчика. Если в диптихе он изображен в компании св. Стефана, то в часослове, помимо святого покровителя, коленопреклоненного Шевалье сопровождают еще и поющие ангелы. Все они находятся в одном помещении с Мадонной.
Интересна третья миниатюра, на которой изображены похороны Шевалье. Он тут сам не фигурирует, но предполагается, что его тело покоится в гробу, накрытом богато украшенной пеленой. Удивительно то, что эта миниатюра была сделана при жизни Шевалье, то есть, упреждала событие.