Найти тему
Ценитель Винила

Сложное сотрудничество Queen и Дэвида Боуи, и фиаско Hot Space 1982 года

Приветствую, дорогой читатель!

Для многих десятый альбом Queen "Hot Space" является самым слабым в обширной дискографии английской группы. Сразу после выхода диск вызвал много вопросов. Это связано с тем, что, без сомнения, именно этот альбом в наибольшей степени отличается от привычного звучания Queen.

Пожалуй, самым ярким моментам этой пластинки стала песня Under Pressure, одна из величайших совместных работ в рок-музыке, написанная и записанная с легендой Дэвидом Боуи.

Для меня "Hot Space" в дискографии Queen - это, альбом с наибольшим влиянием басиста Джона Дикона. И давайте попробуем разобраться, почему Queen сделали шаг в этом направлении.

Вскоре после тура "The Game" группа уходит в своеобразный отпуск, которым Роджер Тейлор воспользовался, чтобы выпустить первый сольный LP. На альбоме, помимо вокала, Роджер записывает практически все инструменты сам. При продюсировании на уровне выше среднего, диск смешивает новую волну с роком и имеет достаточный резонанс, достигая Top 20 в Великобритании.

Поскольку сольное турне не было запланировано, Тейлор принимает участие в первых сессиях по написанию песен для "Hot Space", которые начинаются в середине 81-го. Именно в этот ранний период, когда группа написала лишь несколько первых треков, происходит легендарное сотрудничество Queen и Боуи в работе над "Under Pressure".

-2

Встреча произошла можно сказать случайно: у ребят были заказаны сессии в Mountain Studios, каждый для работы над своими проектами. Поэтому их встреча была неизбежной. Вначале они играют несколько джемов, исполняя каверы, пока Боуи не предлагает создать что-то свое совместное.

В качестве идеи Queen предложили несколько композиций, которые были в процессе написания, и они вместе решают работать с двумя из них: People on the Streets и Feel Like. Боуи предлагает записать вокальные партии отдельно, не слушая, что делает другой, чтобы затем выбрать из каждой лучшие и наложить их на весь трек.

Это объясняет, почему вокальные партии Боуи и Фредди так сильно отличаются друг от друга, что создает фантастический эффект.

Продюсер Рейнхольд Мак, позже прокомментирует, что запись песни была быстрой и заняла не более 24 часов.

Сложность наступила позже, когда Мак начинает работать над микшированием трека. Уже зная вкусы участников Queen, он работает с учетом этого. Но Боуи постоянно что-то корректировал. Вплоть до того момента, когда Дэвид становится настолько недоволен тем, что предлагает переделать всю песню.

Мак сказал, что ему пришлось позвонить Фредди, чтобы тот вмешался и помог. В итоге была выпущена версия, в которой было очень мало микширования, но которая стала вторым синглом Queen, попавшим на первое место в британских чартов.

-3

Группа включила эту песню в концертные выступления конца 1981 года в Канаде. Вживую Фредди берет на себя все вокальные партии, делая это естественно и возвышенно. Жаль, что Боуи не испытывал такого же энтузиазма по отношению к этой композиции и в итоге впервые исполнил ее вживую только на концерте Freddie Mercury Tribute, состоявшемся через несколько месяцев после его смерти, в 1992 году. Начиная с этого концерта, Боуи стал включать песню в свой репертуар в некоторых турах.

Продолжение производства "Hot Space" происходит там же, где и "The Game": в студии Musicland Studios в Мюнхене.

В некоторых случаях пунктом назначения является ночной клуб Sugar Shack, в котором группа слушала демоверсии песен, только что записанных в студии, из колонок на танцполе. Как и в случае с предыдущим альбомом, песни должны были пройти испытание танцполом ночного клуба, чтобы быть одобренными.

В то время Фредди был одержим идеей полностью отказаться от гитар. Брайан Мэй и Роджер Тейлор позже говорили, что такое отношение певца к музыке было вызвано влиянием его тогдашнего менеджера Пола Прентера. Они говорили, что Прентеру не нравилась рок-музыка, и он повлиял на Фредди, чтобы песни звучали в его вкусе. Не знаю на сколько это может быть правдой…

Но это была не единственная проблема. По словам продюсера, во время записи "Hot Space", в отличие от "The Game", группа практически не находилась в студии, а когда находилась, то настроение было не всегда, скажем так, позитивным.

-4

Для публики первым признаком того, что группа определенно изменилась, стал выход "Body Language", за месяц до "Hot Space". Это был рок-н-ролл на 0%, полностью синтезированный, включая бас и ударные, и практически без гитары.

В США он был принят даже лучше, чем в Великобритании, но все равно оказался гораздо ниже всяких ожиданий.

После выхода в свет, "Hot Space" был воспринят весьма неоднозначно. Некоторые хвалили его, например, Washington Post. Журнал же Rolling Stone признал его средним, отметив, что некоторые моменты с пластинки даже оскорбительны, но при этом похвалил отдельные песни, такие как Calling All Girls и Life Is Real (Song for Lennon). Но подавляющее большинство критиков отнеслись к альбому пренебрежительно, что было даже привычно для Queen.

Многие считают, что “Hot Space", худший альбом Queen, но я думаю, что он не так уж плох. Давайте разберемся.

На мой взгляд, часть претензии у тех, кто слышит эту работу впервые, возникает из-за того, что на стороне А мы находим только фанковые композиции, танцевальную музыку и т.д., например, альбом открывается композицией Staying Power - песней Фредди, в которой практически нет настоящих инструментов. Он сам сочинил и записал синтезированный бас. Джон Дикон делит гитары с Брайаном Мэем, но больше всего здесь выделяются духовые. На мой вкус, их слишком много.

Dancer, следующая песня, в принципе, следует той же линии, но, будучи песней Брайана Мэя, она содержит немного больше гитар. Что, к сожалению, не делает ее намного интереснее предыдущей.

Back Chat, исполненная Джоном Диконом, имеет более душевный характер и, на мой взгляд, является лучшим моментом стороны A.

Action this Day - одна из двух песен Роджера Тейлора. Синтезированный бас и электронные барабаны придают песне более дискотечный характер, но она все же больше подходит к новой волне сольного альбома барабанщика.

Сторона B начинается с самой роковой части "Hot Space": Put out the Fire. Начало неплохое, проблема возникает, когда Фредди вставляет фальцет, а за ним следует припев, превращая песню в безвкусную поп-музыку.

-5

Следующая композиция - Life Is Real (Song for Lennon). Как следует из названия, это дань памяти бывшему "битлу", убитому около года назад. На мой взгляд, это любопытная песня. Если внимательно прислушаться к ней, то можно заметить, что группа имитирует некоторые черты песен Джона Леннона, особенно последнего этапа его карьеры.

Calling All Girls - еще одна песня Роджера Тейлора, вошедшая в стиле новой волны. Это песня, которая остается в голове после одного-двух прослушиваний.

В композиции Las Palabras de Amor (The Words of Love) Queen на этот раз чествуют своих испаноязычных поклонников, так же как ранее они чествовали своих японских поклонников. Фактически, песня исполняется в основном на английском языке, но есть несколько фрагментов на испанском.

Любопытно, что "Hot Space" будет считаться с участием Боуи не только в Under Pressure, но и в треке Cool Cat. В ней Джон Дикон сочинил и записал почти все инструменты, за исключением части клавишных, записанных Фредди.

С Боуи или без него, это интересная песня, соул с Фредди, поющим фальцетом, и очень твердой басовой линией. Помимо Under Pressure, это, пожалуй, самый выдержанный трек на альбоме.

Похоже, что группа не поговорила с Боуи должным образом, прежде чем выпустить эту песню с его участием.

его участие в этой песне. Он узнал об этом в кратчайшие сроки и попросил исключить свое участие, что привело группу в ярость, поскольку большая часть тиража уже была сделана, что привело, помимо убытков, к задержке выпуска диска.

-6

Еще одна деталь: это первый альбом, в котором нет ни одной песни с вокалом гитариста и барабанщика (Брайана и Роджера).

Концерты этого тура наглядно показывают, что одно дело - записать десяток песен в студии с многочисленными эффектами и синтезированными инструментами. Чем живое исполнение, которое для рок-группы, всегда несколько иное. Неудивительно, что все песни на этом диске при живом исполнении звучат довольно быстро и по-другому. Несмотря на "странность" живого исполнения, Staying Power, Action this Day и другие песни с "Hot Space", пожалуй, имеют для Queen больший смысл, чем их студийные версии.

Еще одна важная деталь - впервые у Queen появится пятый живой музыкант, который играет на клавишных, и особенно на синтезаторе, в новых песнях. Первым в европейском туре эту роль выполнял англичанин, бывший участник группы Mott the Hoople, Морган Фишер.

Тур "Hot Space Tour" длился около 7 месяцев и включал в общей сложности 69 концертов. Из первого этапа тура, который проходил в Европе и Великобритании, в нашем распоряжении имеется запись последнего концерта в Milton Keynes Bowl. Записанная в то время для местного телевидения, она была полностью отреставрирована и выпущена на CD и DVD в 2004 году под названием "Queen on Fire - Live at the Bowl".

У меня есть два замечания по поводу этого концерта. Во-первых, очевидна прохладная реакция публики на новые песни. Отчасти это, прямо скажем, усилилось из-за задержки с выходом "Hot Space". А во-вторых, название DVD вполне соответствует качеству живого выступления группы: как всегда, безупречно".

Второй этап турне, названный Rock 'n' America, будет включать концерты в США и Канаде. Роджер Тейлор считает, что во время второго этапа Queen уже не будут держать американскую аудиторию в своих руках, как они это обычно делают. Клавишник Фред Мандел, присоединившийся к группе на американском этапе, говорит, что за кулисами было много дискуссий, особенно по поводу того, как публика принимает некоторые песни. Он говорит, что его забавляло, когда после концерта он заходил в гримерку и говорил, что ему понравилось играть ту или иную песню. Затем он тайком уходил, чтобы послушать обсуждения. Печально, но факт: это был последний тур Queen по Северной Америке с Фредди.

Когда в ноябре 1982 года закончилось турне Hot Space, Брайан Мэй кратко описал ситуацию, сложившуюся в группе на тот момент. По его словам, в течение некоторого времени все ненавидели друг друга. Неудивительно, что в 1983 году не было ни концертов, ни новых релизов Queen.

Следующий релиз состоялся только в феврале 1984 года, с альбомом "The Works", о котором я расскажу в одном из следующих текстов. В нем я прокомментирую "The Works" и расскажу правдивую историю о том, почему концерт Live Aid на самом деле стал искуплением для Queen, что не имеет ничего общего с тем, что рассказывается в фильме "Богемская рапсодия".

Ну а Вы пока поддержите канал подпиской и лайком, это мотивирует писать новые статьи. Всем спасибо за внимание.

Еще больше интересных статей: