Найти тему
Прожектор оборонки

Будут ли созданы российские дроны?

Сегодня лучшие в мире двигатели для беспилотников создают австрийская фирма Ротакс и немецкие фирмы РЕД, Лимбах, Гоблер-Хирт.

Фирма Ротакс существует уже более 100 лет. Преуспела в создании двигателей для картингов и снегоходов и, когда подошла пора, весьма успешно занялась двигателями для дронов. Производство авиационных двигателей достигло фантастической величины. Сегодня в мире более 50 000 легких самолетов летают с двигателями Ротакс.

Немецкая фирма РЕД основана русским инженером, выпускником Казанского авиационного института Владимиром Райхлиным. Райхлин хотел поставлять в Россию двигатели для беспилотника «Альтаир». Затем были введены санкции. Райхлин продолжил деятельность. «Альтаир» срочно переименовали в «Альтиус». Но тщетно. В 2023 году Райхлин за незаконные поставки двигателей в Россию был приговорен в Германии к пяти годам тюрьмы. Россия оказалась без очень хорошего двигателя, ибо подавляющее большинство его узлов и агрегатов были созданы на уровне изобретений и открытий. Скопировать двигатель в целом и некоторые его детали совершенно невозможно.

Лимбах к настоящему времени выпустил более 5 500 двигателей для легких самолетов, дронов и мотопланеров. Двигатели очень легкие и экономичные. Фирма начала поставки в Иран и Китай. В связи с поставками в Иран, у фирмы возникли большие проблемы. Поставки были прекращены. Но Иран и Китай сделали множество копий для себя и поставок за рубеж. Однако сегодня санкции Запада столь продуманы, что у Ирана и Китая возникли проблемы с этими двигателями. Ни та, ни другая страна не могут поставлять их в Россию.

Компания Хирт работает более 100 лет. Разрабатывала двигатели для самолетов Хейнкель. В 1970-е годы произошло объединение с компанией Гоблер. Объединенная компания сосредоточилась на создании двигателей для беспилотных летательных аппаратов. Двигатели хорошие, но антироссийские санкции также поставили их экспорт под запрет.

Главная проблема России заключается в том, что страна практически не занималась двигателями для легкой авиации. Последние 30 лет все разработки всех дронов были ориентированы на двигатели Ротакс, РЭД, Лимбах и Хирт-Гоблер. Под эти двигатели разрабатывались дроны «Катран», «Луч», МБВК-137, «Альтаир», «Орион», «Иноходец» и др.

Сами дроны также разрабатывались совместно с фирмами Австрии, Германии и других стран. Все эти совместные разработки были возможны лишь в том случае, если дрон не предназначался для Министерства обороны России. Поэтому фирмы, участвующие в международном сотрудничестве, ориентировались на таких потенциальных заказчиков, как Министерство по пожарам и наводнениям, Газпром, Почта России и др.

После введения санкций международное сотрудничество прекратилось. МЧС, Газпром и Почта России ничего покупать не хотят. Может, кто-то один-два самолета или вертолета купит, но в целом проекты рухнули.

Остался лишь ряд проектов с самого начала предназначенных для Минобороны России. Но поставки двигателей из-за границы невозможны. Даже Китай, под давлением США, отказывается поставлять двигатели в Россию. Разработки собственных российских двигателей начались, но сколько десятилетий понадобится, чтобы довести их до ума, сказать трудно.

В России есть множество фирм, которые теоретически могли бы заниматься двигателями для дронов. Это и Омское МКБ, и Рыбинское КБМ, и ПАО «Кузнецов» (Самара), и АО «Климов» (Петербург), и КМПО (Казань) и даже АвтоВАЗ, и даже Коломенский паровозостроительный завод. Реально в стране за всю историю существования был создан только один неплохой поршневой малолитражный авиадвигатель М-14.

В 1947 году на Запорожском моторостроительном заводе был разработан самый массовый отечественный авиационный поршневой двигатель для легких самолетов АИ-14 мощностью 260 л.с. Выпускался на Воронежском механическом заводе с 1950 года. Позже получил название М-14.

В 1990-е годы в России произошел обвал большого самолетостроения. В целях выживания все самолетостроительные фирмы страны перешли с большой авиации на разработку малой, в том числе бизнес-самолетов. Появилось около сотни проектов. Все они базировались либо на турбовинтовых, либо на поршневых двигателях. Из поршневых отечественных двигателей был выбран все тот же старичок М-14. Ничего иного не было. Большинство проектов были ориентированы на иностранные двигатели. Ни один из проектов малой авиации не получился. Начались проекты сверхмалой авиации, то есть БПЛА.

Двигатель для дрона должен быть легким, компактным, экономичным, малошумным, недорогим в производстве и простым в эксплуатации. Переделки автомобильных, мотоциклетных, снегоходных и прочих двигателей в авиационные, как правило, заканчивались полным провалом. Как только кто-то начинал разработку оригинального двигателя для дрона, так сразу сталкивался с неразрешимыми проблемами. Либо двигатель получался очень тяжелым, либо он потреблял слишком много топлива, либо он становился непомерно дорогим.

Дороговизна приемлема для пилотируемых истребителей. Но для одноразовых дронов-камикадзе и, дронов, чья жизнь в боевых условиях длится не более двух-трех полетов, дороговизна совершенно неприемлема. Пропадает весь смысл беспилотного самолетостроения.

Воронежский механический завод делает мощные двигатели для космических ракет-носителей. В связи с малым количеством ракетных заказов завод испытывает проблемы. Двигатели для дронов его не спасут.

Коломенский завод авиационными двигателями никогда не занимался. Он делает дизели для подводных лодок пр. 636.3 «Варшавянка», тральщиков, торпедных, сторожевых катеров и др. мощностью от 800 л.с. Все дизели очень старые, значительно уступают зарубежным аналогам, нуждаются в модернизации. Если модернизация и двигателей, и производства будет проведена, на нее, скорее всего, уйдут все силы и средства и никаких совершенных двигателей для беспилотников завод в обозримой перспективе создать не сможет. Невозможно создание двигателей для дронов и на старых предприятиях в Самаре, Рыбинске, на АвтоВАЗе, в Газпроме или где-нибудь еще.

Новые предприятия также не спасают. Они есть, но на них происходят бесконечные скандалы с кражами огромных сумм бюджетных денег, арестами и посадками руководителей. Сейчас государственные органы очень жестко следят за деятельностью частных предприятий и запрашивают огромное количество отчетной документации. В условиях такого контроля кражи, возможно, несколько снизятся, но никто и никогда хорошего двигателя не создаст. Ослабить контроль нельзя – вновь начнутся миллиардные хищения.

Подавляющее большинство высоких технологий Россия всегда получала с Запада. После того, как Петр Iразгромил Карла XII, он вознамерился штурмовать Стокгольм и сравнять город с землей. Шведы взмолились, попросили Петра не трогать столицу, а взамен обещали наладить богатую торговлю западными товарами на Балтике. Петр подумал и решил: на черта мне этот Стокгольм? Пусть лучше торговля будет! И торговля пошла.

Почему Наполеон напал на Россию? Ведь Александр I и Наполеон заключили Тильзитский мир! Говорят, при подписании договора они даже обнимались друг с другом! Да потому, что после поражения Пруссии Наполеон считал своим главным врагом Англию, и упросил Александра I не вести торговлю с этой страной в целях ее ослабления. Александр взял и продолжил торговлю, так как эта торговля была очень нужна России. Наполеон разозлился, напал на Россию, выиграл Бородинское сражение и занял Москву.

После 1917 году почти все страны Европы отвернулись от Советской Республики. Но побежденная в войне и недовольная Версальским договором Германия потянулась к нашей стране и развернула поставки всех доступных ей высоких технологий. Вся технология дюралюминиевого самолетостроения, на которой мы живем до сих пор, была завезена к нам фирмой Юнкерс. Италия пошла вслед за Германией и поставила нам все технологии изготовления морских торпед. Америка, узнав о том, что Сталин начал промышленную разработку крупнейшего в мире месторождения золота на Колыме, наплевала на все условности и также начала поставки в СССР всех высоких технологий в обмен на золото.

В годы Великой Отечественной войны СССР получил множество новых технологий вместе с поставками по Ленд-лизу. После войны на всех оборонных заводах СССР работали новейшие европейские станки с числовым программным управлением. Эти европейские станки выпускали, например, все взрыватели для ракет, снарядов, бомб и мин, стоящих на вооружении Советской Армии.

Без высоких европейских и американских технологий мы никогда не жили и жить не будем. Надо приложить все силы, чтобы эти технологии любыми путями вновь вернулись в страну. А уж потом непорочным импортозамещением заниматься.

Подписывайтесь на канал «Прожектор оборонки»!

Михаил Первов