В инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка художника Николая Ульянова. В нескольких залах представлены работы мастера в соответствии с его творческим путем.
Вначале был период ученичества и подражания учителям.
МАСТЕРСКАЯ СЕРОВА. В 1897 году Валентин Серов стал руководителем натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где получал образование Николай Ульянов, а несколькими годами позже вместе с Константином Коровиным возглавил портретно-жанровую мастерскую.
Изображены ученики В.А. Серова (слева направо): Николай Иванович Янченко (1872-?), Константин Семёнович Кувакин (1864-1945), Семён Гаврилович Никифоров (1877-1912), Алексей Афанасьевич Прокопович (1869-?).
Предположительно, позировала Вера Ивановна Калашникова - постоянная натурщица в мастерской В.А. Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Любопытно сравнить, как ее изображал сам Серов:
Или вот еще она же у Валентина Серова
Валентину Серову важно выражение лица, взгляд.Но вернемся к Николаю Ульянову.
Мне вот эта еще картина понравилась:
По воспоминаниям Н.П. Ульянова, эта картина подсказала Серову замысел его произведения «Похищение Европы». Сравните, конечно что-то есть.
В апреле 1900 года Ульянов представил на конкурс импрессионистический пейзаж «Чистые пруды», где воссоздал праздничную атмосферу солнечного весеннего дня на бульваре.
За эту работу он был удостоен большой серебряной медали и звания неклассного (свободного) художника, но продолжил заниматься в мастерской Серова. В этот период Ульянов ориентировался на творчество учителей.
Об этом свидетельствуют его «белофонные» работы, колорит которых строится на сочетании оттенков серого цвета с включением охристых мазков, характерном для творчества Серова, и даже темы некоторых произведений Ульянова навеяны анималистикой наставника , например, "Женщина с собаками».
В какой-то момент начинающему художнику стало тесно в рамках живописной манеры Серова. В поисках новой образности он создал цикл «чернофонных» портретов.
Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) - поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, блестящий знаток античного искусства, исследовал творчество А.С. Пушкина.Почувствуйте, какими контрастными стали портреты по сравнению с предыдущими работами. Это как раз за счет использования темного (черного) фона
И еще несколько из этого периода портретов.
Анна Семёновна Глаголева (1873-1943) - художница, жена Н.П. Ульянова. Портрет написан на террасе дачи семьи Рабенек в Щёлкове недалеко от Москвы.
АНТИЧНОСТЬ .Тема античности захватила воображение Николая Ульянова еще в 1900-е годы. Культуру Древней Греции он воспринимал как оппозицию процессам урбанизации, меняющим жизнь современного горожанина.
Цитера - латинское название греческого острова Китира (Кифера), одного из мест культа богини любви Афродиты.
Художник увлеченно читал творения Овидия и в своих произведениях воссоздал мир, где превращения, которые претерпевают люди по воле или прихоти богов, не нарушают гармонии природы. Позднее, посетив Италию, Ульянов пришел к иной интерпретации мифологических событий, полагая, что и на берегах российских рек «фантазия поэта может увидеть родных нимф, еще не обретших голоса своих античных сестер».
У водоемов, притаившихся в тени деревьев, возникают фигуры купальщиц, очень полнокровных и земных, которые играют ведущую роль в композициях и кажутся возродившимися богинями рек и лесов. Порой гладь воды, повторяя облик сидящих на берегу обнаженных женщин, погружает их в состояние, близкое инобытию.
История прекрасного Нарцисса и влюбленной в него нимфы Эхо описана в поэме Овидия Назона «Метаморфозы».
TEATP.Любовь к театру родилась у Николая Ульянова еще в детские годы в Ельце, но его профессиональные отношения со сценическим искусством складывались очень непросто. Периоды активного участия в работе над спектаклями чередовались с отсутствием театральных проектов, но, невзирая на неудачи, он продолжал считать себя «человеком театра».
В 1926 году К.С. Станиславский предложил Ульянову оформить спектакль по пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных». Для художника это был первый опыт работы с современным текстом, и он согласился после некоторых колебаний. Зрители оценили оформление спектакля как весьма удачное и отвечающее характеру пьесы, главным настроением которой было ощущение тревоги.
Блестящую эрудицию, точное знание быта и нравов эпохи Ульянов продемонстрировал в эскизах костюмов и грима к спектаклю «Горе уму», поставленному Мейерхольдом в 1928 году.
Спектакль продолжил серию экспериментов В.Э. Мейерхольда. Режиссер восстановил один из первоначальных вариантов названия, отвергнутый автором. Другой новацией стал пантомимический пролог, где Софья и Молчалин тайно посещают ночной кабачок. Там они встречаются с содержательницей кабачка, маркёром и другими персонажами, придуманными Мейерхольдом.
Во всех названных работах Ульянов должен был точно исполнять пожелания режиссеров, и лишь изредка, как в сценографии оперы-буфф Жака Оффенбаха «Орфей в аду» (1920-1923), он чувствовал себя свободным от диктата постановщика и смог дать волю воображению. Художник представил пейзажи Древней Эллады, интерьеры жилища Плутона и преддверия Аида, следуя эстетике помпейских фресок.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ. В годы сотрудничества с театром Николай Ульянов не забывал о своей специализации портретиста и запечатлел облик режиссеров и актеров, наиболее близких ему по духу.
Подробным названием «Портрет О.Л. Книппер-Чеховой в роли Раневской из спектакля ,,,Вишневый сад"» (1904) художник подчеркнул, что перед зрителем предстают две личности - артистка и созданный ею театральный образ.
Портрет Вс.Э. Мейерхольда глубоко психологичен и показывает режиссера в пору его мучительных поисков своего пути в искусстве.
К портрету Константина Станиславского Ульянов приступил в 1938 году, когда тот был уже тяжело болен. Художник долго искал мизансцену, которая позволила бы показать реформатора театрального искусства в самой выигрышной его «роли» - роли великого режиссера, но смерть Константина Сергеевича помешала выполнению замысла. Ульянов не отказался от проекта и создал портрет-памятник человеку, сыгравшему важную роль в судьбе русского театра. За это произведение художник был удостоен Сталинской премии третьей степени.
ПОРА ЭКСПЕРИМЕНТОВ В конце 1900-х годов Николай Ульянов «захотел красок и расширения своей палитры» и к линейным ритмам «стал искать ритм цвета - равновесие двух живописных начал». Для решения таких задач он избрал тему «Город», где показал приметы новой, урбанистической культуры.
Тема города, который все более подвергается влиянию урбанизации, вошла в искусство Ульянова после поездки в Париж в 1909 году.
Воспринимая живопись как «искусство пластическое и тоническое, родное музыке», Ульянов перелагал в зримые образы «звукоряд» города, олицетворением которого были для него военные оркестры, выступавшие в парках по всей России .
Военный оркестр играл в Москве на Пречистенском бульваре недалеко от мастерской Ульянова в Крестовоздвиженском переулке. 16
Экспрессивное пластическое решение одного из самых известных произведений мастера, «Автопортрета с парикмахером» (1914-1923), сближает его с работами из серии «Город».
Летом 1913 года Н.П. Ульянов жил в Тарусе и пользовался услугами местного парикмахера. По словам художника, «Автопортрет с парикмахером» ставит проблему изображения двух лиц, умножаемых зеркалами.
В период, когда в отечественном искусстве доминирующие позиции занял социалистический реализм, Николай Ульянов в композициях на темы русской истории нашел психологическую нишу, где можно было сохранять собственную творческую индивидуальность.
Особое место среди них занял цикл «Пушкин в жизни». Ульянов признавался в воспоминаниях, что его всегда тянуло к поэту «как к источнику сложного и радостного художественного волнения».
В 1937 году страна готовилась отметить годовщину гибели Пушкина, и перед советской культурой была поставлена задача сформулировать новое истолкование его образа: свободолюбивый поэт, сохраняющий близость к народу, затравлен светской чернью.
В рисунках из цикла «Пушкин в жизни» Ульянов выстроил изобразительную летопись жизни поэта, где в трактовке событий во многом следовал официальной идеологии и лишь наиболее значимый момент перенес в живопись: центральным произведением цикла стала картина «А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце».
По замыслу автора, «через минуту начнется восхождение по лестнице вверх, в анфиладу дворцовых зал. Эта лестница ведет Пушкина к Черной речке, к месту его последней встречи с Дантесом». Графические работы цикла рассеяны по музейным и частным собраниям, архивам.
Начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь художника. Два с лишним года он провел в эвакуации, кочуя с группой деятелей культуры по городам Кавказа и Средней Азин: от Нальчика до Самарканда.
С августа 1941 по декабрь 1943 года Николай Ульянов был эвакуирован из Москвы вместе с группой художников, артистов театра и музыкантов в Нальчик. Позже их перевезли в Тбилиси, а затем в Самарканд, где после длительной болезни скончалась супруга художника - Анна Семёновна Глаголева. Несмотря на все бытовые трудности - подчас отсутствие денег, продуктов, жилья, сильный холод - художник не прекращал работу над портретами, пейзажами, композициями. Произведения, созданные в эвакуации, отличаются уравновешенными композициями, неподдельным интересом к природе и бытовому колориту тех мест, в которых протекала жизнь мастера.
В заключении еще несколько работа Николая Ульянова, которые мне понравились на выставке.Листайте галерею.
После смерти Ульянова его наследие, чрезвычайно многообразное, на долгие годы было незаслуженно отодвинуто в тень. Думается, выставка произведений художника в Третьяковской галерее поможет исправить эту несправедливость и послужит толчком к более глубокому изучению его творчества.
Фойе Инженерного корпуса , где проходит выставка и красивая люстра через несколько этажей.Листайте галерею. А видео , где я показываю люстру можно посмотреть на моем канале