Найти тему

Выставка Николая Ульянова в Третьяковке.Искусство без манифеста.

Николай Ульянов (1875-1949).Куст золотых шаров под окном.1940.ГТГ.
Николай Ульянов (1875-1949).Куст золотых шаров под окном.1940.ГТГ.

В инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка художника Николая Ульянова. В нескольких залах представлены работы мастера в соответствии с его творческим путем.

Вначале был период ученичества и подражания учителям.

МАСТЕРСКАЯ СЕРОВА. В 1897 году Валентин Серов стал руководителем натурного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где получал образование Николай Ульянов, а несколькими годами позже вместе с Константином Коровиным возглавил портретно-жанровую мастерскую.

Николай Ульянов (1875-1949).В мастерской В.А.Серова.1900.
Николай Ульянов (1875-1949).В мастерской В.А.Серова.1900.

Изображены ученики В.А. Серова (слева направо): Николай Иванович Янченко (1872-?), Константин Семёнович Кувакин (1864-1945), Семён Гаврилович Никифоров (1877-1912), Алексей Афанасьевич Прокопович (1869-?).

Николай Ульянов (1875-1949).ХУДОЖНИК Н.Н. ГЕ ЗА РАБОТОЙ 1895 Картон, масло
ГТГ.Николай Николаевич Ге (1831-1894) живописец, рисовальщик.
Портрет написан по памяти после смерти Ге.
Николай Ульянов (1875-1949).ХУДОЖНИК Н.Н. ГЕ ЗА РАБОТОЙ 1895 Картон, масло ГТГ.Николай Николаевич Ге (1831-1894) живописец, рисовальщик. Портрет написан по памяти после смерти Ге.
Николай Ульянов (1875-1949).ОБНАЖЕННАЯ НАТУРЩИЦА. В МАСТЕРСКОЙ В.А. СЕРОВА 1902 Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
Николай Ульянов (1875-1949).ОБНАЖЕННАЯ НАТУРЩИЦА. В МАСТЕРСКОЙ В.А. СЕРОВА 1902 Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея

Предположительно, позировала Вера Ивановна Калашникова - постоянная натурщица в мастерской В.А. Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Любопытно сравнить, как ее изображал сам Серов:

В.А.Серов.Натурщица. 1905. Картон,темпера,белила. Государственная Третьяковская галерея
В.А.Серов.Натурщица. 1905. Картон,темпера,белила. Государственная Третьяковская галерея

Или вот еще она же у Валентина Серова

В.А.Серов.Натурщица.1904. Картон, акварель,белила, черный и графитный карандаш.Государственная Третьяковская галерея.
В.А.Серов.Натурщица.1904. Картон, акварель,белила, черный и графитный карандаш.Государственная Третьяковская галерея.

Валентину Серову важно выражение лица, взгляд.Но вернемся к Николаю Ульянову.

Мне вот эта еще картина понравилась:

Николай Ульянов (1875-1949).МОДЕЛЬ И КОНЬ СЕЛЕНЫ 1903 Холст, масло.Частное собрание, Москва

.
Николай Ульянов (1875-1949).МОДЕЛЬ И КОНЬ СЕЛЕНЫ 1903 Холст, масло.Частное собрание, Москва .

По воспоминаниям Н.П. Ульянова, эта картина подсказала Серову замысел его произведения «Похищение Европы». Сравните, конечно что-то есть.

В.А.Серов. Похищение Европы.1910.Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
В.А.Серов. Похищение Европы.1910.Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

В апреле 1900 года Ульянов представил на конкурс импрессионистический пейзаж «Чистые пруды», где воссоздал праздничную атмосферу солнечного весеннего дня на бульваре.

Николай Ульянов (1875-1949).Чистые пруды. 1900.Дар В.Е.Ульяновой, вдовы художника.
Николай Ульянов (1875-1949).Чистые пруды. 1900.Дар В.Е.Ульяновой, вдовы художника.

За эту работу он был удостоен большой серебряной медали и звания неклассного (свободного) художника, но продолжил заниматься в мастерской Серова. В этот период Ульянов ориентировался на творчество учителей.

Об этом свидетельствуют его «белофонные» работы, колорит которых строится на сочетании оттенков серого цвета с включением охристых мазков, характерном для творчества Серова, и даже темы некоторых произведений Ульянова навеяны анималистикой наставника , например, "Женщина с собаками».

Николай Ульянов (1875-1949).Женщина с собаками.1897.ГТГ.
Николай Ульянов (1875-1949).Женщина с собаками.1897.ГТГ.

В какой-то момент начинающему художнику стало тесно в рамках живописной манеры Серова. В поисках новой образности он создал цикл «чернофонных» портретов.

Николай Ульянов (1875-1949).ПОРТРЕТ В.И. ИВАНОВА 1920 Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
Николай Ульянов (1875-1949).ПОРТРЕТ В.И. ИВАНОВА 1920 Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея

Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) - поэт-символист, философ, переводчик, драматург, литературный критик, блестящий знаток античного искусства, исследовал творчество А.С. Пушкина.Почувствуйте, какими контрастными стали портреты по сравнению с предыдущими работами. Это как раз за счет использования темного (черного) фона

И еще несколько из этого периода портретов.

Николай Ульянов (1875-1949).Мужской портрет.1920.Русский музей
Николай Ульянов (1875-1949).Мужской портрет.1920.Русский музей
Николай Ульянов (1875-1949).Портрет Анны Глаголевой на красном диване.1909.
.
Николай Ульянов (1875-1949).Портрет Анны Глаголевой на красном диване.1909. .

Анна Семёновна Глаголева (1873-1943) - художница, жена Н.П. Ульянова. Портрет написан на террасе дачи семьи Рабенек в Щёлкове недалеко от Москвы.

АНТИЧНОСТЬ .Тема античности захватила воображение Николая Ульянова еще в 1900-е годы. Культуру Древней Греции он воспринимал как оппозицию процессам урбанизации, меняющим жизнь современного горожанина.

Николай Ульянов (1875-1949).ЦИТЕРА. ВООБРАЖАЕМЫЙ ПЕЙЗАЖ 1914.Из серии «Античное»Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея.CYTHERA. AN IMAGINARYLANDSCAPE 1914.From the Antiquityseries
Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow
Николай Ульянов (1875-1949).ЦИТЕРА. ВООБРАЖАЕМЫЙ ПЕЙЗАЖ 1914.Из серии «Античное»Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея.CYTHERA. AN IMAGINARYLANDSCAPE 1914.From the Antiquityseries Oil on canvas.State Tretyakov Gallery, Moscow

Цитера - латинское название греческого острова Китира (Кифера), одного из мест культа богини любви Афродиты.

Художник увлеченно читал творения Овидия и в своих произведениях воссоздал мир, где превращения, которые претерпевают люди по воле или прихоти богов, не нарушают гармонии природы. Позднее, посетив Италию, Ульянов пришел к иной интерпретации мифологических событий, полагая, что и на берегах российских рек «фантазия поэта может увидеть родных нимф, еще не обретших голоса своих античных сестер».

Николай Ульянов (1875-1949).У ВОДЫ 1924 Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея.BY THE WATER.1924.Oil on .Сanvas.State Tretyakov Gallery, Moscow.
Николай Ульянов (1875-1949).У ВОДЫ 1924 Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея.BY THE WATER.1924.Oil on .Сanvas.State Tretyakov Gallery, Moscow.

У водоемов, притаившихся в тени деревьев, возникают фигуры купальщиц, очень полнокровных и земных, которые играют ведущую роль в композициях и кажутся возродившимися богинями рек и лесов. Порой гладь воды, повторяя облик сидящих на берегу обнаженных женщин, погружает их в состояние, близкое инобытию.

Николай Ульянов (1875-1949).НАРЦИСС И ЭХО 1921 Из серии «Античное».Картон, масло.Государственная Третьяковская галерея.
Николай Ульянов (1875-1949).НАРЦИСС И ЭХО 1921 Из серии «Античное».Картон, масло.Государственная Третьяковская галерея.

История прекрасного Нарцисса и влюбленной в него нимфы Эхо описана в поэме Овидия Назона «Метаморфозы».

TEATP.Любовь к театру родилась у Николая Ульянова еще в детские годы в Ельце, но его профессиональные отношения со сценическим искусством складывались очень непросто. Периоды активного участия в работе над спектаклями чередовались с отсутствием театральных проектов, но, невзирая на неудачи, он продолжал считать себя «человеком театра».

ЭСКИЗЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ ПО ПЬЕСЕ М.А. БУЛГАКОВА «ДНИ ТУРБИНЫХ»
1926.Режиссер И.Я. Судаков, художественное руководство - К.С. Станиславский. Премьера - 5 октября 1926 года, Московский художественный академический театр
ЭСКИЗЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ ПО ПЬЕСЕ М.А. БУЛГАКОВА «ДНИ ТУРБИНЫХ» 1926.Режиссер И.Я. Судаков, художественное руководство - К.С. Станиславский. Премьера - 5 октября 1926 года, Московский художественный академический театр

В 1926 году К.С. Станиславский предложил Ульянову оформить спектакль по пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных». Для художника это был первый опыт работы с современным текстом, и он согласился после некоторых колебаний. Зрители оценили оформление спектакля как весьма удачное и отвечающее характеру пьесы, главным настроением которой было ощущение тревоги.

Блестящую эрудицию, точное знание быта и нравов эпохи Ульянов продемонстрировал в эскизах костюмов и грима к спектаклю «Горе уму», поставленному Мейерхольдом в 1928 году.

ЭСКИЗЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ «ГОРЕ УМУ» ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 1927-1928 ЧАЦКИЙ.1928.
ЭСКИЗЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ «ГОРЕ УМУ» ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 1927-1928 ЧАЦКИЙ.1928.

Спектакль продолжил серию экспериментов В.Э. Мейерхольда. Режиссер восстановил один из первоначальных вариантов названия, отвергнутый автором. Другой новацией стал пантомимический пролог, где Софья и Молчалин тайно посещают ночной кабачок. Там они встречаются с содержательницей кабачка, маркёром и другими персонажами, придуманными Мейерхольдом.

СОФЬЯ (ТИР) 1928.Эскиз костюма к прологу к спектаклю «Горе уму» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».Бумага, карандаш, акварель, тушь, перо Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
СОФЬЯ (ТИР) 1928.Эскиз костюма к прологу к спектаклю «Горе уму» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».Бумага, карандаш, акварель, тушь, перо Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
ФАМУСОВ Эскиз костюма к первому акту спектакля «Горе уму» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».Бумага, графитный карандаш, акварель.Государственная Третьяковская галерея
ФАМУСОВ Эскиз костюма к первому акту спектакля «Горе уму» по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».Бумага, графитный карандаш, акварель.Государственная Третьяковская галерея

Во всех названных работах Ульянов должен был точно исполнять пожелания режиссеров, и лишь изредка, как в сценографии оперы-буфф Жака Оффенбаха «Орфей в аду» (1920-1923), он чувствовал себя свободным от диктата постановщика и смог дать волю воображению. Художник представил пейзажи Древней Эллады, интерьеры жилища Плутона и преддверия Аида, следуя эстетике помпейских фресок.

ОРФЕЙ 1920-е.Эскиз костюма к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду».Бумага, акварель, карандаш, тушь. Дар В.Е. Ульяновой, вдовы художника,
ОРФЕЙ 1920-е.Эскиз костюма к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду».Бумага, акварель, карандаш, тушь. Дар В.Е. Ульяновой, вдовы художника,

ГЕБА1920-е
Эскиз костюма к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду»
Бумага, акварель, карандаш, тушь
ГЕБА1920-е Эскиз костюма к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду» Бумага, акварель, карандаш, тушь
ПЛУТОН. 1920-е.Эскиз костюма к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду»
Бумага, акварель, карандаш, тушь.
ПЛУТОН. 1920-е.Эскиз костюма к опере-буфф Ж. Оффенбаха «Орфей в аду» Бумага, акварель, карандаш, тушь.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОРТРЕТЫ. В годы сотрудничества с театром Николай Ульянов не забывал о своей специализации портретиста и запечатлел облик режиссеров и актеров, наиболее близких ему по духу.

Портрет О.Л. Книппер-Чеховой в роли Раневской из спектакля "Вишневый сад".1904.
Портрет О.Л. Книппер-Чеховой в роли Раневской из спектакля "Вишневый сад".1904.

Подробным названием «Портрет О.Л. Книппер-Чеховой в роли Раневской из спектакля ,,,Вишневый сад"» (1904) художник подчеркнул, что перед зрителем предстают две личности - артистка и созданный ею театральный образ.

ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР. ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД 1929
Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть
Коллекция А.Г. Егорова, Москва
ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР. ВСЕВОЛОД МЕЙЕРХОЛЬД 1929 Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть Коллекция А.Г. Егорова, Москва

Портрет Вс.Э. Мейерхольда глубоко психологичен и показывает режиссера в пору его мучительных поисков своего пути в искусстве.

КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ ЗАРАБОТОЙ 1947 Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ СТАНИСЛАВСКИЙ ЗАРАБОТОЙ 1947 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

К портрету Константина Станиславского Ульянов приступил в 1938 году, когда тот был уже тяжело болен. Художник долго искал мизансцену, которая позволила бы показать реформатора театрального искусства в самой выигрышной его «роли» - роли великого режиссера, но смерть Константина Сергеевича помешала выполнению замысла. Ульянов не отказался от проекта и создал портрет-памятник человеку, сыгравшему важную роль в судьбе русского театра. За это произведение художник был удостоен Сталинской премии третьей степени.

ПОРА ЭКСПЕРИМЕНТОВ В конце 1900-х годов Николай Ульянов «захотел красок и расширения своей палитры» и к линейным ритмам «стал искать ритм цвета - равновесие двух живописных начал». Для решения таких задач он избрал тему «Город», где показал приметы новой, урбанистической культуры.

ПАРИЖСКАЯ ВИТРИНА 1909-1911 Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея
ПАРИЖСКАЯ ВИТРИНА 1909-1911 Холст, масло.Государственная Третьяковская галерея

Тема города, который все более подвергается влиянию урбанизации, вошла в искусство Ульянова после поездки в Париж в 1909 году.

Воспринимая живопись как «искусство пластическое и тоническое, родное музыке», Ульянов перелагал в зримые образы «звукоряд» города, олицетворением которого были для него военные оркестры, выступавшие в парках по всей России .

ОРКЕСТР 1912-1916 Холст, масло
ОРКЕСТР 1912-1916 Холст, масло

Военный оркестр играл в Москве на Пречистенском бульваре недалеко от мастерской Ульянова в Крестовоздвиженском переулке. 16

Экспрессивное пластическое решение одного из самых известных произведений мастера, «Автопортрета с парикмахером» (1914-1923), сближает его с работами из серии «Город».

АВТОПОРТРЕТ С ПАРИКМАХЕРОМ 1914-1923 Холст, масло
АВТОПОРТРЕТ С ПАРИКМАХЕРОМ 1914-1923 Холст, масло

Летом 1913 года Н.П. Ульянов жил в Тарусе и пользовался услугами местного парикмахера. По словам художника, «Автопортрет с парикмахером» ставит проблему изображения двух лиц, умножаемых зеркалами.

ТРАМВАЙ 1923
Из цикла «Город»
Бумага, акварель, тушь, кисть, графитный карандаш
Государственная Третьяковская галерея
ТРАМВАЙ 1923 Из цикла «Город» Бумага, акварель, тушь, кисть, графитный карандаш Государственная Третьяковская галерея

В период, когда в отечественном искусстве доминирующие позиции занял социалистический реализм, Николай Ульянов в композициях на темы русской истории нашел психологическую нишу, где можно было сохранять собственную творческую индивидуальность.

Особое место среди них занял цикл «Пушкин в жизни». Ульянов признавался в воспоминаниях, что его всегда тянуло к поэту «как к источнику сложного и радостного художественного волнения».

ПУШКИН ЗА РАБОЧИМ СТОЛОМ 1936-1937 Холст, масло
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
ПУШКИН ЗА РАБОЧИМ СТОЛОМ 1936-1937 Холст, масло Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

В 1937 году страна готовилась отметить годовщину гибели Пушкина, и перед советской культурой была поставлена задача сформулировать новое истолкование его образа: свободолюбивый поэт, сохраняющий близость к народу, затравлен светской чернью.

В рисунках из цикла «Пушкин в жизни» Ульянов выстроил изобразительную летопись жизни поэта, где в трактовке событий во многом следовал официальной идеологии и лишь наиболее значимый момент перенес в живопись: центральным произведением цикла стала картина «А.С. Пушкин и Н.Н. Пушкина перед зеркалом в Аничковом дворце».

А.С. ПУШКИН И Н.Н. ПУШКИНА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ В АНИЧКОВОМ ДВОРЦЕ 1935-1937 Холст, масло
Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
А.С. ПУШКИН И Н.Н. ПУШКИНА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ В АНИЧКОВОМ ДВОРЦЕ 1935-1937 Холст, масло Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

По замыслу автора, «через минуту начнется восхождение по лестнице вверх, в анфиладу дворцовых зал. Эта лестница ведет Пушкина к Черной речке, к месту его последней встречи с Дантесом». Графические работы цикла рассеяны по музейным и частным собраниям, архивам.

Начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в жизнь художника. Два с лишним года он провел в эвакуации, кочуя с группой деятелей культуры по городам Кавказа и Средней Азин: от Нальчика до Самарканда.

САМАРКАНД. ВИД НА ТАШКЕНТСКУЮ УЛИЦУ С КРЫШИ МЕДРЕСЕ ШИР-ДОР 1943 Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
САМАРКАНД. ВИД НА ТАШКЕНТСКУЮ УЛИЦУ С КРЫШИ МЕДРЕСЕ ШИР-ДОР 1943 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

С августа 1941 по декабрь 1943 года Николай Ульянов был эвакуирован из Москвы вместе с группой художников, артистов театра и музыкантов в Нальчик. Позже их перевезли в Тбилиси, а затем в Самарканд, где после длительной болезни скончалась супруга художника - Анна Семёновна Глаголева. Несмотря на все бытовые трудности - подчас отсутствие денег, продуктов, жилья, сильный холод - художник не прекращал работу над портретами, пейзажами, композициями. Произведения, созданные в эвакуации, отличаются уравновешенными композициями, неподдельным интересом к природе и бытовому колориту тех мест, в которых протекала жизнь мастера.

САМАРКАНД. СТАРЫЙ ГОРОД 1943 Холст, масло Государственная Третьяковская
САМАРКАНД. СТАРЫЙ ГОРОД 1943 Холст, масло Государственная Третьяковская

В заключении еще несколько работа Николая Ульянова, которые мне понравились на выставке.Листайте галерею.

После смерти Ульянова его наследие, чрезвычайно многообразное, на долгие годы было незаслуженно отодвинуто в тень. Думается, выставка произведений художника в Третьяковской галерее поможет исправить эту несправедливость и послужит толчком к более глубокому изучению его творчества.

Фойе Инженерного корпуса , где проходит выставка и красивая люстра через несколько этажей.Листайте галерею. А видео , где я показываю люстру можно посмотреть на моем канале