Найти тему
АВТОРИТЭЙЛ

ГАЗ-66, он же «Шишига», он же «Шишка»

Фото: Владимир Войтенко / ТАСС
Фото: Владимир Войтенко / ТАСС

Некоторые модели автомобилей остаются в сердцах автовладельцев на многие годы, согревая воспоминаниями о практичности, экономичности или других достоинствах. Так случилось и с ГАЗ-66, который стал находкой для жителей отдаленных участков страны, получил множество модификаций, в т.ч. стоматологический кабинет (об этом мы рассказали в одной из предыдущих статей), и до сих пор периодически мелькает на дорогах. Давайте же узнаем его историю!

Хотя старт серийного производства был дан в 1964 году, работа над созданием ГАЗ-66 началась еще в 1957. По сравнению со своим предшественником, ГАЗ-63, «Шишига» должен был получиться мощнее, устойчивее к опрокидыванию и не увеличиться в размерах и массе (в таком случае грузовик можно перевозить на воздушных судах). Так что работы у инженеров было предостаточно.

-2

И, представляете, они справились! Под руководством Александра Просвирнина и Ростислава Заворотного конструкторы нижегородского завода представили серийный грузовик повышенной проходимости ГАЗ-66: с новым V-образным 8-цилиндровым двигателем мощностью 115 л.с., низким центром тяжести, что помогало существенно снизить вероятность заноса и опрокидывания. Автомобиль на порядок превосходил своего предшественника ГАЗ-63, при этом его габариты выросли совсем немного, а грузоподъёмность осталась на отметке в 2 т.

Фото: Владимир Войтенко / ТАСС
Фото: Владимир Войтенко / ТАСС

Для своего времени, «Шишига» был действительно исключительным грузовиком: его удельная мощность была одной из самых больших на территории СССР — около 33 л.с. на тонну снаряженной массы, он мог преодолеть подъём в 37° (ГАЗ-63 «сдавался» уже на 28°). Помимо этого, компоновка автомобиля с расположением кабины над двигателем была впервые в СССР реализована именно на ГАЗ-66. В будущих поколениях в грузовике стали устанавливать более мощный двигатель и централизованную систему регулирования давления в шинах.

Так как основной причиной ограничения грузоподъемности «Шишиги» была возможность авиадесантирования автомобиля, то стоит уделить этому факту чуть больше внимания. Была выпущена небольшая серия десантируемых ГАЗ-66Б с разборным брезентовым верхом кабины, откидной оконной рамой, съёмными арками и тентом. Такие автомобили могли перевозиться на самолётах и выгружаться, как при посадке, так и во время полёта при помощи парашютно-десантных платформ.

Производство ГАЗ-66 завершилось в 1999 году, спустя 35 лет со схода первого серийного экземпляра с конвейера. За это время был выпущен практически миллион «Шишиг». И их история на этом не закончилась — преемником грузовика стал ГАЗ-3308 «Садко», а после него и Садко NEXT. Мы обязательно расскажем о них в будущих статьях, поэтому рекомендуем подписаться на наш канал, чтобы не пропустить ничего интересного!