Второй роман из трилогии Юрия Бондарева, написанный в 1981 году, во многом перекликается с первым – «Берег», о котором я писала здесь:
но вопросы нравственности поставлены в нём, на мой взгляд, более остро, да и сами вопросы более глобальные – это долг и предательство.
Действие так же разворачивается в двух временах – во время войны и тридцать с лишним лет спустя.
Их было трое одноклассников – Володя Васильев, Илья Рамзин и Маша Сергеева. Володя любил Машу, Маше больше нравился Илья, а Илья был уверенным в себе, спортивным, и нравился многим девочкам.
Когда началась война, им было по 17 лет, они ещё не закончили школу. Но мальчики добились, чтобы их направили в артиллерийское училище, после которого они попали на фронт.
Во время одного из боёв Илья пропал без вести. Все думали, что он погиб. Владимир вернулся с войны, женился на Маше, стал художником. И однажды, во время поездки в Италию, он неожиданно получает письмо от Ильи.
Илья Рамзин, которого считали погибшим, оказался жив: тогда, во время того боя он сдался в плен, попал на Запад, женился, и много лет спустя сам захотел встретиться с одноклассником, другом, сослуживцем. Зачем была нужна ему эта встреча? Жил бы себе спокойно и дальше, пусть бы на родине его считали погибшим, а его мать по-прежнему была бы окружена почётом, как мать героя-фронтовика. Но похоже, что совесть мучила его все эти годы, потому что начал он перед Васильевым оправдываться, хоть Васильев вопросов ему и не задавал. Но Рамзин изначально занял наступательную позицию и, опережая возможные упрёки Васильева, начинает обвинять его сам.
«И ты и я пролили цистерны крови. Крови фашистской сволочи, как мы говорили на войне. Не говорю о морях русской крови, которую они выпустили. А убивать гомо сапиенсу гомо сапиенса — самый неискупимый грех. И… в монастырь, в монастырь давно пора! Каждому воевавшему — русскому и немцу!.. Так кто меня сейчас может судить — как я попал в плен: сдался или взяли? Ты? Вряд ли, Владимир. От орудий мы отходили вместе. Возвращались вместе. И прорывались вместе. Командир полка майор Воротюк? Таких в любое время вешать мало. Народ? Понятие великое, но общее, и используют его частенько демагоги — говорят от имени народа»
И всё же мучит Рамзина совесть и тоска… может, не столько по родине, сколько по матери. Тоска и чувство вины перед ней. Только вот как матери пережить то, что её сын, которого считали погибшим геройской смертью, окажется живым, благополучным, вполне себе небедным, но… предателем? И будет ли мать рада, что сын её жив, что он приехал? Никогда не поздно? Лучше поздно, чем никогда? Нет, бывает и поздно. Ведь вся её жизнь прошла без него. А теперь он приехал и привёз ей денег. А ей уже не надо, ведь жизнь прошла… Ему надо, а ей – нет. Так что бывает и поздно. Но выбор сделан.
«Вся жизнь — бесконечный выбор. Каждый день — от выбора утром каши и галстука до выбора целого вечера — с какой женщиной встретиться, куда пойти, каким образом убить проклятое время. Все совершается после выбора: любовь, война, убийство. В последние годы я часто думаю, что управляет нашим выбором при жизни? Но кто знает, есть ли выбор после смерти? Ад? Рай? Сон? Что там будет за краем?» - говорит Илья Рамзин.
Илья Рамзин в конечном итоге делает ещё один выбор, свой последний выбор. Потому что понимает, что прощения ему нет.
Этот роман Бондарева, на мой взгляд, гораздо более пронзительный, чем «Берег», и образ главного героя – Ильи Рамзина – более живой. Его понять можно – в 19 лет умирать никому не хочется, а в том бою командир посылает его на верную смерть: мол, иди, и лучше обвяжись гранатами и бросайся под танк. И получается, что любой выбор, какой бы он ни сделал – неправильный. Что важнее – честь или жизнь? Теоретически понятно, что честь. А на практике?
Прочитать роман можно здесь