Найти в Дзене
Around Art

Ювеналий Коровин: без пафоса и преувеличения выдающийся график, живописец, иллюстратор

По поводу выставки «Ювеналий Коровин: цвет и свет» ( к 110-летию со дня рождения художника)

Текст: Галина Мумрикова

Больше месяца в Государственной Центральной Детской библиотеке можно было увидеть работы художника, которые у многих наверняка вызвали самые добрые воспоминания о счастливом детстве во всех его красках, стихах, рисунках.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

И это – Ювеналий Коровин, который родился в семье юриста в Екатеринбурге. Из воспоминаний детства: «Со школой связаны тяжелые воспоминания: ощущение неполноценности (особенно на арифметике, химии, физике). Таблица умножения до сих пор наводит ужас и страх. Нравится – уроки литературы. Подражаю Гоголю, Чехову. Позже – Маяковскому (стихи о улице, городе). Я – здоров, но увалень, тяжелодум, стеснителен, с трудом схожусь с людьми…».

В 1933-м году, в 19 лет, окончив школу, побывав на практике в геологоразведочной партии и поработав даже в областной газете «Уральский рабочий», познакомившись с художниками-профессионалами, Коровин осуществил свою месту – оказался в Москве, поступив на графический факультет бывшего ВХУТЕМАСа.

Джанни Родари. Всемирный хоровод. Бумага, акварель, темпера. 1960
Джанни Родари. Всемирный хоровод. Бумага, акварель, темпера. 1960
Джанни Родари. Всемирный хоровод. Бумага, акварель, темпера. 1960
Джанни Родари. Всемирный хоровод. Бумага, акварель, темпера. 1960

И вот уже совсем другие воспоминания: «Такого радостного времени не было еще. Мы в Москве. 1933 год – куски старой Москвы: лотки с книгами – «развалы» у Китайгородской стены, церквушки, извозчики. Сухарева башня и базар около нее. Люди приветливы, веселы, климат мягкий. Мы среди чудес – музеи, театры, интересные люди. Педагоги – культура великого девятнадцатого века в них – они ее предлагают нам… Сейчас этих людей из дворянской культуры уже нет». Учителями Ювеналия Коровина были В. А. Фаворский, К. Н. Истомин, М. С. Родионов, П. Я. Павлинов.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Ах вы кони, мои кони! Автолитография. Акварель. 1967
Ах вы кони, мои кони! Автолитография. Акварель. 1967

Возможно, с того времени, реально радостного и приветливого, несмотря на трагедию семьи (отец Ювеналия Коровина был репрессирован в 1938 году), войну и многое другое всё его творчество – от большой живописи, графики, иллюстраций – буквально всё очень светлое, яркое, жизнеутверждающее. Эстамп, рисунок, литография – ему было всё подвластно. И ретроспективная выставка, которая проходила в Третьяковской галерее в 2015 году, недаром называлась «Другой Коровин». На ней было представлено огромное живописное и графическое наследие художника.

Здесь же, в детской библиотеке, конечно же, почти вся экспозиция была посвящена детской иллюстрации.

Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Бумага, акварель, темпера, цветные карандаши. 1975
Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Бумага, акварель, темпера, цветные карандаши. 1975
Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Бумага, акварель, темпера, цветные карандаши. 1975 — копия
Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Бумага, акварель, темпера, цветные карандаши. 1975 — копия
Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Бумага, акварель, темпера, цветные карандаши". 1975
Русская народная сказка "Царевна-лягушка". Бумага, акварель, темпера, цветные карандаши". 1975
Русская народная сказка "Терешечка".
Русская народная сказка "Терешечка".
Русская народная сказка "Терёшечка". Бумага, акварель, темпера, цветные карандаши. 1973
Русская народная сказка "Терёшечка". Бумага, акварель, темпера, цветные карандаши. 1973
В.Маяковский. Конь-огонь
В.Маяковский. Конь-огонь

Собственно, знакомство с живописью у ребенка и начинается со сказочных картинок. Просто у каждого поколения картинки разные, хотя… Мое поколение выросло на книжных иллюстрациях Билибина. Сутеева, Васнецова, Чарушина, Конашевича, Милашевского, Радлова, многих других. И, конечно же, Коровина. Кто ж не помнит его иллюстрации к «Дяде Стёпе» Сергея Михалкова! Мы выросли из книжек, который издавал Детгиз. А потом книжки с иллюстрациями классиков мы показывали своим детям, потом внукам. Всё закономерно. И, если сказки остаются сказками, и царевна-лягушка для всех поколений остается лягушкой, превратившейся в царевну, то многие иллюстрации, написанные к стихотворениям того же Самуила Маршака, нынешние дети воспринимают как далекое прошлое. Я, например, объясняла своем внуку, что такое самовар и дымоход для самовара, потому что с этими предметами он никогда не встречался. И «Почта» того же Самуила Маршака в определенном смысле устарела, но читается всё равно легко, хотя в любом случае требует пояснений. У Маяковского есть непонятная для нынешних детей лексика в стихотворении «Конь-огонь»: писчебумажная фабрика, лавка, кавалерист, щетинщик. Но всё это не мешает детям и сегодня играть с лошадками и вообще читать ступенчатые рифмы «а ля Маяковский». И уж тем более рассматривать картинки.

Самуил Маршак. Почта.
Самуил Маршак. Почта.
Самуил Маршак. Мастер-ломастер
Самуил Маршак. Мастер-ломастер
Самуил Маршак. Мастер-ломастер
Самуил Маршак. Мастер-ломастер
Самуил Маршак. Мастер-ломастер
Самуил Маршак. Мастер-ломастер

Кстати, одна из иллюстраций к стихотворению «Мастер-ломастер» в полной степени отражает тогдашний и тоже уже ставший историй быт советской семьи. Обратите внимание, как у стола, покрытого скатертью, собралась вся семья, три поколения, наверняка жившие вместе и, возможно даже, в коммунальной квартире: бабушка с дедушкой, папа и мама и твое детей-внуков. Семь человек – семь Я. Да, было и такое, причем почти повсеместно.

Завтрак. Автолитография. Акварель. 1967
Завтрак. Автолитография. Акварель. 1967
Купание Андрея. Автолитография. Акварель. 1955
Купание Андрея. Автолитография. Акварель. 1955

А вот автолитография «Купание Андрея». Написано в 1955 году. На табуретке стоит не то ванночка, не то большой таз. Две женщины купают ребенка. У меня эта картинка вызывает ностальгию, у моего внука недоумение.

Таруса. Бумага, тушь, 1960-е
Таруса. Бумага, тушь, 1960-е
Таруса. Бумага, тушь. 1966
Таруса. Бумага, тушь. 1966

Невозможно без ностальгии по утраченному рассматривать рисунки из цикла, посвященного Тарусе, поскольку сама Таруса сейчас абсолютно другая, утратившая патриархальность 1960-х, ставшая в какой-то степени типичной провинцией, пусть со своей историей и воспоминаниями, памятниками и высокими берегами Оки. Просто местами «новодельные» строения буквально выбивают прошлое из-под ног, как футбольный мяч. А здесь, у Коровина, всё пока в далеких 1960-х, где мы видим Тарусу тихую и спокойную.

Шахматы. Бумага, карандаш, тушь. 1966
Шахматы. Бумага, карандаш, тушь. 1966

К сожалению, невозможно было подобраться ко многим другим иллюстрациям, их очень много, а сама выставка состоялась благодаря материалам, которые предоставили сын художника Андрей Ювенальевич Коровин и коллекционер Вадим Абрамович Гинзбург.

Работы Ювеналия Коровина хранятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Литературного музея, Переславль-Залесского краеведческого музея, Тамбовской картинной галереи и других.

#искусство# изобразительное искусство#иллюстрации#Ювеналий Коровин#выставки#государственная центральная детская библиотека#выставка Ювеналий Коровин: цвет и свет#