Музыку Анджело Бадаламенти нужно прописывать в титрах как отдельную героиню. Именно ей принадлежит если не главная, то важная роль в фильме. Маэстро одинаково прекрасно обрамлял саундтреком психоделический триллер «Малхолланд Драйв» и массовый хоррор «Кошмар на улице Вязов 3». Всего наш герой написал композиции к 70 фильмам и сериалам.
Предлагаем в день рождения композитора, 22 марта, вспомнить его шедевры и магический тандем с Дэвидом Линчем: не зря два гения вместе выпустили свои самые знаковые картины. Причём на момент знакомства с Дэвидом Анджело было уже 49 лет.
«Синий бархат»
С этого фильма началась дружба Линча и Бадаламенти. Композитор сперва должен был настроить голос Изабеллы Росселлини, а после ему поручили написать музыку, потому что не удалось договориться об авторских правах на песню Тима Бакли. Триллер с отрезанным ухом и детективной историей вокруг колоритной улики принёс Линчу номинацию на «Оскар». И знакомство с главным музыкантом в мире его летаргических киноснов.
В «Синием бархате» Бадаламенти лично аккомпанирует Изабелле Росселлини, а мы любуемся происходящим вместе с Кайлом Маклахленом.
Анджело вспоминает, как Дэвид попросил его появиться в кадре, потому что у композитора и актрисы сложился особенный тандем:
«Я с ней работал, мне это очень нравилось, да и она чувствовала себя свободно со мной. Вот Дэвид меня и попросил сыграть. Я люблю сам играть свою музыку, потому что так мне легче выразить то, что я имел в виду, когда ее писал. Так я становлюсь частью музыки».
«Твин Пикс»
Загадочную и тягучую мелодию для знаменитого сериала «Твин Пикс» Бадаламенти написал всего за 20 минут. Линч попросил переложить на музыку лесной пейзаж: вот верхушки сосен колышет ветер, вот ухает сова (а совы, как мы помним, не те, кем кажутся), а вот агент Купер едет за вишнёвым пирогом ночное небо заливает свет луны.
Мелодия получилась кольцевой: она начинается с мрачных звуков природы, затем становится мажорнее — этот подъём олицетворяет появление главной героини Лоры Палмер, — а в финале возвращается в таинственный Гоствудский лес.
Композитор рассказывал, что, сдружившись, они с Дэвидом придумывали музыку ещё до начала съёмок — часто, на этапе идеи проекта. Режиссёр приходил к нему в нью-йоркскую студию и проговаривал, какими видит героев или настроение фильма или сериала. Когда Бадаламенти сыграл тему Лоры Палмер, Линч заплакал и поблагодарил друга:
«Анджело, ты уловил это настроение, и теперь я вижу, каким будет этот фильм, благодаря твоей музыке».
К слову, за работу над «Твин Пиксом» Анджело стал лауреатом «Грэмми» и получил 3 номинации на главную сериальную премию «Эмми». Вот как сам маэстро вспоминает то время :
«Шоссе в никуда»
Бадаламенти тонко чувствовал замысел Линча и умел создать лейтмотив фильма. Так, в нуаровом хорроре «Шоссе в никуда» основную композиторскую работу взял на себя Трент Резнор, но настроение картины определял саундтрек Анджело — Dub Driving. Резнор смешал его со звучанием Дэвида Боуи, Лу Рида и Smashing Pumpkins и пригласил к работе над фильмом Мэрилина Мэнсона (рок-звезда даже сыграл эпизодическую роль) и группу Rammstein. Последние надеялись, что Линч снимет для них клип, но в итоге пробились в его кино благодаря присланным аудиокассетам с композициями.
«Малхолланд Драйв»
Бадаламенти не только сочинял музыку, которую Линч просил делать медленной и тягучей, как время во сне. В фильме «Малхолланд Драйв» он сыграл своего антипода: добродушный и эмпатичный Анджело перевоплотился во вспыльчивого мафиози, одного из братьев Кастильяни. Режиссёр успокоил композитора, что тому не нужно играть: просто смотреть «страшными» глазами и пить эспрессо, как его дед, отставив мизинец.
Сцена с «самым вкусным эспрессо» на салфетке стала вирусной:
Без музыки, конечно, тоже не обошлось.
Помимо дружбы с Линчем, Бадаламенти писал музыку к фильмам Дэнни Бойла, Жана-Пьера Жене и даже Фёдора Бондарчука и работал с Ниной Симон, Дэвидом Боуи, Полом Маккартни, Лайзой Миннелли и Pet Shop Boys. Но всё же самый «космос» случился в их невероятном тандеме с Дэвидом.