Найти тему
Тёмная Эстетика

Mass Effect: легендарное издание, обзор (часть 3)

Оглавление

Легендарное издание Mass Effect вышло в 2021 году, в его содержимое входят все три части трилогии. Mass Effect 3 вышла в 2012 году и до сих пор является завершающей частью глобальной сюжетной линии франшизы, а так же последней номерной частью (в прочем, в 2017 году всё же была четвёртая игра – спин-офф Mass Effect: Andromeda). Серии игр Mass Effect выдержаны в жанрах action rpg и шутера от третьего лица, и тематически посвящены космической научной фантастике и, в особенности, теме искусственного интеллекта. Легендарное издание ME является ремастером, а самая первая часть – частично римейком. Впервые я сел за игру только в феврале этого года, так что взгляд свежий.

Первая часть

Вторая часть

Официальный сайт позволяет автоматически генерировать постеры к legendary edition, нужно только выбрать определённые параметры. Я постарался сделать максимально близкий именно к ME3, получилось вот такое вот.
Официальный сайт позволяет автоматически генерировать постеры к legendary edition, нужно только выбрать определённые параметры. Я постарался сделать максимально близкий именно к ME3, получилось вот такое вот.

Сеттинг

Если вы сюда пришли не только ради экшена, то настоятельно рекомендую вначале пройти первые две игры. В том числе и потому, что ME3 напрямую играет роль сиквела как к ME1, так и к ME2 – другими словами, ME3 подводит итоги очень многих событий предыдущих двух частей. К тому же, данная франшиза обладает богатым лором, так что начинать с последней части трилогии будет сложнее и с этой точки зрения тоже.

Протагонистом данной трилогии является элитный солдат землян Commander Shepard. Волей случая, в ME1 он обнаружил угрозу мифической расы сверх высокоразвитых роботов reapers, которые оказываются не только не миф, но и возвращаются каждые 50 тысяч лет чтобы уничтожать всю жизнь во вселенной, и использовать её для улучшения и поддержание самих себя. Следующее такое вторжение должно было как раз таки вот-вот начаться, однако протагонисту удалось временно поставить его на паузу. Спустя 2 года Shepard переходит в лагерь экстремистов, корпорация Церберус, чтобы воевать против другой инопланетной расы – коллекторов, которые, как выяснилось, не только работают на риперов, но и являются радикально генетически модифицированными protheans – доминирующая раса которую риперы подвергли геноциду во время конца прошлого цикла. В сюжетке одного из DLC к ME2 стало известно, что риперы начнут своё вторжение в считанные мгновения, однако протагонисту удалось вновь их немного задержать, отрезав тот участок космоса от технологий быстрого перемещения. Это дало вселенной ещё 6 месяцев на подготовку, однако, как видно в самом начале ME3, никто это время с пользой не использовал; Церберус отказался от сотрудничества с протагонистом, а земные армейские силы заключили Shepard под что-то типа домашнего ареста, пока он находится под следствием.

Не могу не отметить радикальные изменения которые касаются Церберуса каждую следующую игру: насколько странным и неожиданным был переход от роли "скрытых антагонистов" к главным союзникам от ME1 к ME2, настолько же внезапно в ME3 не только решили мол Shepard больше им не нужен, но и стали вторыми наиболее заметными антагонистами игры, после самих риперов. Такое ощущение, что роль данной фракции во франшизе меняется чуть ли не на лету, но, с другой стороны, их роль в ME3 по крайней мере вполне себе соответствует тому какими мы их знали в ME1. К тому же, я бы хотел похвалить разработчиков за то как они реализовали Церберус в ME3: получилось достаточно своеобразно и многогранно, далеко не типичные одномерные "плохие парни".

-2

Помня недавние заслуги человечества, риперы решили начать своё вторжение именно с планеты Земля, оборона землян была разбита за несколько часов. Протагонисту ничего не остаётся кроме как бежать с родной планеты человечества и искать помощи у инопланетных цивилизаций, ибо грубой силой эту войну выиграть невозможно – ни людям, ни кому либо ещё. То, как пройдёт данный процесс – во многом зависит от выборов сделанных игроком в предыдущих двух частях.

-3

На мой взгляд, немного сомнительным решением стало изменения лора на счет риперов: теперь они не уничтожают абсолютно всю органическую жизнь, а только цивилизованные расы. Так же, у них появились обычные наземные войска в лице более менее стандартных монстров, что немного убавило уникальности риперам как антагонистам (однако, с другой стороны, тогда было бы весьма сложно согласовать сюжет игры с геймплеем, так что оно простительно).

-4

Я бы хотел похвалить ME3 как практически идеальный сиквел – эта игра отлична именно с точки зрения подведения итогов всех событий ME1 и ME2 – ME3 ставит точки не только в ключевых для франшизы вопросах, но и по многим второстепенным квестам предыдущих частей. Ну и разработчики две игры подряд стращали темой вторжения риперов, и то что это вторжение всё же состоялось и вся игра посвящена исключительно именно этому – отличный образец последовательного повествования.

Помимо этого, ME3 ещё положительно отличился в другой сюжетной детали: две игры подряд мы наблюдали за рядом крупных конфликтов между разными (инопланетными) расами которые растянулись на многие поколения – и теперь, чтобы дать отпор риперам, протагонисту приходится найти способ "закопать топор войны". Учитывая современную геополитическую ситуацию в реальном мире, то оно крайне кстати.

Всего у игры (и, считай, всей франшизы) три разных концовки, причем каждая из них обладает разными оттенками, однако в конечном итоге у всех вариаций трёх концовок конечный смысл один и тот же – конец угрозе риперов. Существует так же четвёртая концовка, в которой игрок целенаправленно проигрывает, но вряд ли её стоит воспринимать всерьёз.

RPG механики

Первым делом стоит сказать, что если вы играете в легендарное издание, то перенос вашего персонажа из ME2 в ME3 будет очень подробным: вы напрямую унаследуете весь свой билд из ME2, включая уровень на котором вы закончили ME3. Видимо это стало возможным за счет того, что rpg механики этих двух игр имеют совсем уж минимальные отличия. Однако, в отличии от перехода из ME1 в ME2, в ME3 вы не сможете перенести свои финансы.

Классовая система практически не поменялась. Как и в предыдущих играх серии, существуют 3 'чистых' класса и 3 гибридных. Чистыми являются: Soldier (никаких второстепенных навыков, сугубо combat персонаж), Adept (biotic 'заклинатель') и Engineer (tech заклинатель). Гибридными являются: Vanguard (combat / biotic), Infiltrator (combat / tech) и Sentinel (biotic / tech). Классов специализации больше не существует, но вместо этого все скилы стали более кастомизированные чем раньше. Практически все навыки перешли прямиком из ME2, но, опять таки, теперь они более детализированно кастомизированные. Так что класс из ME3 это практически копия класса из ME2 плюс один новый навык и несколько новых фич к уже ранее существующим навыкам. Как и в ME2, в ME3 тоже можно выбрать один дополнительный навык для изучения, от своих компаньонов, но на этот раз оно тоже с более широкими возможностями чем ранее.

ME всё ещё является франшизой где диалоги играют очень большую роль, но на этот раз всё что связано с диалогами – несколько отошло на второй план – ME3 поменял франшизу в сторону "меньше болтовни, больше экшена", что преимущественно плюс. Как и ранее, для протагониста открыто несколько опций для 'романсов', однако, на этот раз это так же касается не только игрока, но и отношений между некоторыми важными npc тоже.

Система морали

Система морали мало чем отличается от предыдущих игр серии: всё те же paragon и renegade опции, друг другу не противоречащие, и действия которых иногда даже достигают примерно одно и тоже, только получаешь бонусы к разной репутации. Когда я узнал, что из ME3 вырезали опцию "средних диалогов" то по началу воспринял это негативно, ибо в ME1 и ME2 они частенько были наиболее адекватными, но в ME3 оно в принципе оказалось вполне уместно. Что же до баланса между paragon и renegade, то мне кажется, что в ME2 он был реализован всё же лучше, но это так, малозначительный ньюанс.

Шутерные механики

Боёвка ME3 мало чем отличается от ME2, но ME3 всё же улучшил несколько отдельных моментов. В первую очередь, это добавление системы кувырков, что сильно повысило возможности уходить с линии огня. Другим существенным изменением стало отмена классовых ограничений оружия, но только для протагониста. Честно говоря, я тогда не понимаю зачем они оставили в игре автоматы – атавизм ME2, ведь единственная их функция там была – дать некую более слабую альтернативу тем, кто не мог использовать штурмовые винтовки. Ещё одним важным нововведением стало появление системы "веса": теперь каждое оружие обладает своим собственным весом и разные персонажи имеют разную грузоподъёмность. Более того, чем ближе игрок к максимальной загруженности тем дольше кулдауны у его способностей (что, на мой взгляд, очень скромный штраф, но всё же). А ещё, из ME3 удалили халявно быстрое восстановление здоровья ME2, так что теперь в этом плане даже чуток сложнее чем в ME1. Можно так же отметить, что ME3 обладает наиболее широким диапазоном стволов во всей трилогии. В ME3 окончательно подрезали любой транспорт... или так принято считать. На самом деле, в ME3 всё же совсем изредка присутствует возможность управлять шагоходом Atlas, но он всё же многократно чаще появляется в чаще противника, а не управляемого транспорта.

-5

Добро пожаловать в Unreal Tournament?

Citadel DLC стало наиболее заметным дополнением за всю франшизу, поскольку оно, по сути, два в одном: здесь не только своя сюжетная линия, но и, независимо от этой сюжетки, новый игровой режим в духе arena shooter игр. Как большой фанат Unreal Tournament, я считаю это весьма круто. Однако, чтобы открыть Арену требуется вначале пройти сюжетку дополнения, а за это дополнение обычно ближе к концу игры. Справедливости ради, классического дефматча здесь всё таки нет, только командный, но оно и неудивительно. В качестве союзных ботов вы можете выбрать любого из семи основных компаньонов игры (при условии, что они открыты и живы), легендарного Wrex из ME1, а так же ещё семь персонажей из ME2: Jack, Grunt, Jacob, Miranda, Samara, Kasumi и Zaeed (опять таки, при условии что они живы). К сожалению, Mordin, Thane и Legion недоступны, видимо в связи с тем, что никому из них не суждено пережить сюжетку ME3.

-6

В Арену входят 8 карт, 5 разных категорий противников, 4 из которых имеют 3 уровня сложности, а так же 4 уровня наград. Стоит отметить, что уровни наград реально имеют вес только когда ты их получаешь в первый раз, после этого – просто разница в размере денежного приза... Однако, за раз игрок получает только одну награду, так что чтобы собрать все, например, бронзовые награды, игроку потребуется получить их не раз. К счастью, обошлось без рандома, все награды выбираются вручную, так что никакой рулетки. Почти все противники имеют 3 уровня сложности: foot soldier, elite и super elite. Уровни сложности определяют каких представителей вражеской фракции вы увидите на Арене. Чтобы выиграть матч необходимо пережить 3 волны противников.

Изначально игроку доступны только две карты, дефолтные компаньоны и два типа противников: geth и Церберус. Когда вы соберёте все бронзовые награды, то у вас: количество карт поднимется до семи, будут доступны все 8 дополнительных компаньонов. Когда вы соберёте все серебряные награды, то вам будут доступны все 6 модификаторов которые усложняют условия матча, уровень сложности elite, а так же новые противники – риперы. Когда вы соберёте все золотые награды, вам будут доступны: последняя восьмая карта, новые противники – коллекторы и зеркальный матч, а так же уровень сложности super elite. Зеркальный матч не имеет уровней сложности, но это и не совсем то как звучит: вместо настоящего зеркального матча на вас будут переть волны ваших визуальных клонов, но по факту они – представители всех шести стандартных игровых классов, они не имеют никакой связи с вашими скилами или оружием и они неимоверно сильные. Ещё одним запредельно сложным матчем является финальная Fatal Error карта, да и вообще – Арена это с лёгкостью радикально более сложный контент чем содержимое всей трилогии ME как таковой. Наивысшая награда в этой Арене всего одна – особый комплект брони (3 разных версии, но с одинаковой внешностью; выбрать можно только одну их них).

'Открытый' мир и квесты

Первым делом я бы сказал, что в отличии от предыдущих частей, в ME3 путешествия по космосу больше не являются безопасными, что сильно меняет ощущения от перемещений между планетами. В целом, это изменение скорее в лучшую сторону и соответствует лору ME3, но и, очевидно, делает игру сложнее. Из плохого: в ME3 стало ещё меньше для исследований космоса, каждая следующая часть трилогии обрезает данный аспект всё сильней.

-7

Как и в предыдущих играх серии, игрок как бы исследует псевдо-открытый мир и большую часть времени свободен по нему путешествовать как ему хочется... с учетом того, что на него теперь охотятся риперы и от них придётся частенько убегать, пока ты в своём космическом судне. Как обычно, первые несколько локаций лишены свободы перемещения: в данном случае это Земля, Марс и первое посещение Цитадели. После этого – полная свобода до практически самого конца.

-8

Риперы – противники которых невозможно победить в честном бою и в силовом столкновении, как и тем более нереально дать им отпор пока каждый сам за себя, а не работают вместе, так что главными задачами становятся объединение желательно всех под одним флагом, а так же найти и реализовать не-силовое решение проблемы. Второе вскоре становится проблемой ученых и инженеров, как только Shepard находит нужную инфу на Марсе, так что игрок фокусируется на объединении. Ключевым элементом сюжета становится примирение и объединение четырёх рас: земляне, turians, krogans и salarians. Люди не смогут слишком долго защищать Землю без флота turians, которые обладают наибольшей боевой мощью среди всех рас, однако даже им не под силу полноценно держать оборону своей планеты без помощи krogans – наиболее агрессивной и физический мощной расы которые, однако, люто ненавидят turians и salarians за то, что примерно 300 лет назад turians наняли salarians для разработки генетического оружия которые сделало размножение krogans близко к невозможному. Так что получается, что сами по себе никто из этих четырёх рас защитить себя не в состоянии, в то время как только Shepard распутает этот политический кубик рубика, то все они резко станут намного более эффективны в задерживании вторжения риперов. Плюс, это дало необходимые ресурсы для продвижения не-силового решения проблемы.

-9

После этого Shepard предстоит разрулить ещё один масштабный конфликт который тянется много поколений, тоже примерно последние 300 лет – между quarians и geth. Quarians создали машин geth, но когда первые поняли, что вторые подают признаки осознанности они решили истребить своё создание и проиграли, geth вытеснили quarians с их родной планеты. Quarians думают будто geth крайне категорично настроены против них, но на самом деле это совсем и нет, и последнее что вселенной нужно во время глобальной войны живых против машин это вторая, параллельная война живых против машин. Примирение этих двух сторон резко повышают шансы и всех остальных тоже. Сразу же после этого игрок видит как asari слишком поздно осознали важность кооперации против общего противника, в результате чего они пострадали заметно сильнее других, ранее упомянутых рас. наглядный показатель того, что произошло бы со всеми остальными, если бы не Shepard. А ведь у asari ещё далеко не худший вариант, могло бы быть как у batarians.

Предпоследние 2 задания – напрямую против Церберуса, а последних 2 – считай финал игры и миссии когда игрок теряет свободу передвижения. Устранив угрозу Церберуса, остаётся только одно – на защиту Земли и покончить с угрозой риперов раз и навсегда. Интересным и крайне удачным поворотом событий становится раскрытие того, что главным антагонистом франшизы на самом деле всё это время была сама Цитадель, поскольку это и был тот ИИ который изначально придумал и создал риперов, как и то, что продвигало их интересны на протяжении трилогии. Что делать с этой находкой – дело игрока, выбор достаточно широкий. Стоит так же добавить, что ваши предыдущие выборы и вовлеченность во второстепенные задания – напрямую влияет на эффективность всех версий концовок.

-10

Помимо основного контента и косметических добавок, у игры имеются 4 важных DLC, 3 из них являются сюжетными. Единственным не-сюжетным дополнением является DLC добавляющее в игру нового постоянного компаньона, Javik. Дополнение Omega добавляет крайне насыщенную экшеном сюжетную линию про одну из локаций ME2, с двумя новыми временными компаньонами, Aria T'Loak и Nyreen Kandros. Дополнение Leviathan не имеет никаких новых напарников и в плане сюжета в целом не столь хорошо как Omega, но зато концовка этого DLC крайне важна – ведь мы узнаём больше про происхождение риперов и даже знакомимся с расой которая их изначально создала. Последним дополнением является Citadel, здесь по сути два в одном, а то и три. Сюжетная линия про клона, откровенно говоря, не фонтан и несколько напоминает худший фильм по Стар Треку Nemesis, но зато это DLC содержит в себе просто тонны юмора, а после сюжетки протагонист организовывает вечеринку со всеми своими компаньонами из ME3 и ME2. Это же дополнение возвращает персонажа Urdnot Wrex из ME1, в качестве временного компаньона. Однако, наверное самое важное это появление той самой Арены, которая ранее уже разбиралась в отдельности.

Мой первый Shepard в ME3. Илон Маск в виртуальной реальности?
Мой первый Shepard в ME3. Илон Маск в виртуальной реальности?
Он же в ME2.
Он же в ME2.
Тот же персонаж в ME1. Обновление лиц в легендарном издании явно пошло игре на пользу.
Тот же персонаж в ME1. Обновление лиц в легендарном издании явно пошло игре на пользу.

Компаньоны

Как и в предыдущих играх серии, Shepard практически никогда не бывает виден без сопровождении своей свиты, передвижения строго по тройкам. Как и в ME2, каждый из компаньонов ограничен двумя видами оружия, так что это до сих пор является одним из наиболее важных моментов определяющих эффективность персонажей. Помимо их собственных навыков, конечно же. Если учитывать все DLC и сторонние появления, то ME3 является игрой с наибольшим количеством персонажей – в ME3 (так или иначе) присутствуют все напарники и npc из предыдущих игр. Вновь ряд компаньонов могут погибнуть, но ничего такого радикального как в ME2, да и теперь оно уже не особо то и важно – ведь это конец сюжетной линии франшизы. К ME3 разработчики окончательно реализовали фичу временных компаньонов на полную катушку, так что тут их просто дохрена. С точки зрения же постоянных компаньонов, то в ME2 их конечно же было больше, но как по мне, то это был скорее минус чем плюс, особенно учитывая, что них было слишком мало старых персонажей, в то время как здесь – почти что все.

James Vega

-14

Класс: Arms Master (модифицированный Soldier)

Присутствует в: ME3.

Один из немногих полностью новых персонажей. Вместе с Jacob из ME2, James обладает репутацией наименее любимых фанатами персонажей, но, честно говоря, если на счет Jacob я это частично могу понять, то James – абсолютно нормальный и по своему прикольный персонаж, вообще никаких претензий с моей стороны. В конце концов, он является обычным морпехом, и с этой ролью он справляется более чем достойно. James появляется практически в самом начале игры и является наиболее живучим компаньоном, в пределах ME3. В плане уронананосимости у него тоже нет каких либо проблем, да и доступ к штурмовым винтовкам и дробовикам делает его эффективным на практически любой дистанции. Можно так же добавить, что согласно разработчикам, James был добавлен в игру для новых игроков которые начинают знакомство с франшизой с ME3.

Ashley Williams

-15

Класс: Alliance Officer (модифицированный Soldier)

Присутствует в: ME1; если выживет в ME1, то в ME3, а так же как npc в ME2.

Не считая совсем мимолётного присутствия в ME2, Ashley возвращается из ME1 чтобы вновь показать этим инопланетянам что к чему, ака "главный расист франшизы". Как и James, она появляется в самом начале игры, но затем изчезает и возвращается уже только где-то в середине. Вместе с Garrus, Ashley является лучшим специалистом по оружию в игре, её штурмовые и снайперские винтовки всё ещё тащат. Конечно же, в связи с изменениями механик со времён ME1, Ashley теперь не настолько очевидно мощная как тогда, но всё равно – это всё ещё топовый силовой персонаж. На первый взгляд может показаться, что Ashley и James это примерно об одном и том же, но всё же разница в арсенале, а так же то, что James фокусируется на обороне, в то время как Ashley – на уроне, делает их более разными.

Kaidan Alenko

-16

Класс: Alliance Officer (модифицированный Sentinel)

Присутствует в: ME1; если выживет в ME1, то в ME3, а так же как npc в ME2.

Kaidan будет присутствовать в ME3 только если в ME1 вы спасли его вместо Ashley, но, откровенно говоря, это крайне маловероятно.

Liara T'Soni

-17

Класс: Pure Biotic (модифицированный Adept)

Присутствует в: ME1, в ME2 в качестве npc, в DLC в ME2, ME3.

Liara возвращается в ваши ряды почти так же рано как и вышеупомянутые персонажи. Её набор навыков на протяжении трилогии толком не меняется, как и её 'скилл' владения оружием – всё так же скромно ограничена пистолетами и скорострелами, как и в ME2. Немного забавно (но и при этом крайне ожидаемо) как события DLC для ME2 в пределах ME3 имеют (чуть ли не) больший вес чем основная сюжетная линия ME2, и Liara – как раз таки один из наглядных примеров. Ну а так, Liara – всё ещё топовый biotic заклинатель, и в ME3 у неё даже нет конкурентов на эту роль.

Garrus Vakarian

-18

Класс: Turian Rebel (модифицированный Infiltrator)

Присутствует в: ME1, ME2, ME3 (если выживет в ME2).

Garrus всегда толкался разработчиками как ваш главный 'бро', и в ME3 оно достигло своего пика. И хотя Garrus – универсально всеми любимый персонаж и один из наиболее популярных персонажей за всю франшизу, всё же я бы добавил, что оно так в первую очередь потому, что разработчики так решили, а не потому, что это осознанный выбор игроков. Как боец, наш рептилоид всё ещё один из самых лучших: его умения владеть штурмовыми и снайперскими винтовками – на одном уровне с Ashley, но зато помимо непосредственно стволов у него так же ещё имеется весьма неплохой набор tech навыков.

Javik

-19

Класс: Vengeful Ancient (модифицированный Vanguard)

Присутствует в: ME3 (если установлено DLC).

Фактически Javik появляется в игре раньше чем Garrus, но так как ему нужно время чтобы прийти в себя после гиперсна продолжительностью в 50 тысяч лет, то Garrus становится доступен чуть раньше (в прочем, это так же зависит от того когда вы пройдёте его квест). На бумаге может показаться, что появления живого представителя расы protheans это очень плохая идея, учитывая насколько на протяжении всей трилогии их роль как давно вымершей расы важна, но этот персонаж справился со своей задачей на удивление очень хорошо и зачастую один из наиболее интересных компаньонов ME3. Хотя, вне всяких сомнений, protheans оказались совсем не тем чего от них ожидали другие Его комбинация штурмовых винтовок с пистолетами – немного нетипична для вангарда, но во всё остальном Javik – как раз таки типичный вангард, комбинируя силовой подход с biotic способностями.

EDI

-20

Класс: Unshackled AI (модифицированный Engineer)

Присутствует в: ME3, в ME2 в качестве npc, скрытый антагонист в ME1.

EDI (Enhanced Defense Intelligence) лучше всего знакома как ИИ управляющий вашим космическим кораблём в ME2 и ME3, однако в процессе развития сюжетной линии EDI использует тело поверженного робота созданного Церберусом (немного иронично, учитывая что она тоже была создана Церберусом), что отныне делает её полноценным компаньоном. Честно говоря, как и Javik, я не был уверен насколько она мне понравится, но она оказалась намного лучше и интереснее чем ожидал, отличный персонаж. На поле боя её умения владеть оружием настолько же плохи как и у Liara (мелкокалиберные автоматы да пистолеты), но зато как tech заклинатель она дичайше тащит – я бы даже сказал, что наиболее интересный чисто tech персонаж за всю трилогию. Фактически, EDI преподносится как своего рода замена Tali, и как по мне, то получилось более чем удачно. Её 'отношения' с вашим пилотом Джокером – нечто странное и вообще не особо понятно как именно оно работает и зачем, но в целом – весьма забавная дополнительная деталь сюжета. Не могу так же не сказать, что она мне несколько напоминает женское переосмысление андроида Data из Стар Трека.

Tali'Zorah vas Normandy

-21

Класс: Quarian Machinist (модифицированный Engineer)

Присутствует в: ME1, ME2, ME3 (если выживет в ME2).

Tali возвращается радикально позже всех остальных, только во второй половине игры. Её навыки – несколько отличаются от двух предыдущих игр, теперь она скорее 'призывник' (специалист по дронам). А вот её арсенал – всё тот же, дробовики с пистолетами. В остальном же, как обычно – нужна в первую очередь там, где много механических противников. В плане характера, похоже что Tali наконец таки повзрослела и стала вести себя более подобающе своему положению. Под конец игры раскрывается, что Tali и Garrus оказывается 'вместе'.

Временные компаньоны

Большинство временных напарников играбельны только на Арене в одном из DLC, как дружественные deathmatch боты, однако некоторые всё же имеют более заметное присутствие в сюжетной линии.

David Anderson

-22

Класс: Alliance Admiral (модифицированный Soldier)

Присутствует в: ME3, в ME1 и ME2 в качестве npc.

Anderson был важным npc в ME1, и мимолётно присутствовал в ME2. В ME3 он всё ещё преимущественно npc, но на этот раз он так же является вашим самым первым напарником, на прологовой локации на Земле. В то время как Shepard покидает Землю чтобы найти союзников и оружие против риперов, Anderson остаётся на родной планете человечества и участвует в партизанской войне, вплоть до возвращения протагониста в самом конце игры.

Aria T'Loak

-23

Класс: Biotic Boss (модифицированный Adept)

Присутствует в: ME3 (если установлено DLC), в ME2 качестве npc.

Aria была боссом мафии на космической станции Omega, одной из наиболее запоминающихся локаций ME2, так что не особо удивительно, что для ME3 вышло целое DLC Omega, посвященное Aria и её войне против Церберуса. Если быть точнее, то те отбили у неё ту самую космическую станцию и теперь Aria идёт в контратаку. В ME2 мне она была как-то до фени, однако ME3 смог раскрыть данного персонажа в более интересной манере. Aria – жестокий и крайней импульсивный гангстер, так что её манера поведения – полностью соответствует. Более того, если бы не Shepard, то эти качества её бы не раз похоронили во время контратаки, так что Shepard ей нужен как никогда. Весьма круто, что она не просто npc который "командует парадом", а присутствует с вами на поля боя практически с первого до последнего мгновения. У Aria имеется несколько нестандартных навыков, но всё равно она – прям типичнейший адепт. Арсенал тоже несколько специфический: дробовики и автоматическое. Я заметил, что некоторым фанатам она не нравится, но как по мне, то она полностью соответствует тому образу за которым гнались разработчики.

Nyreen Kandros

-24

Класс: Turian Huntress (модифицированный Sentinel)

Присутствует в: ME3 (если установлено DLC).

Часть всё того же Omega DLC, Nyreen является второстепенным персонажем данного дополнения. Второстепенным как по лору, так и по геймплею – она постоянно то появляется, то исчезает, и я бы сказал что наверное даже чаще отсутствует чем наоборот. Думаю, я был бы менее хорошего мнения об Aria, если бы не Nyreen – она несколько раздражает (очередной космический паладин, частично как Samara), так что на игре контрастов её слабость банально вытягивает Aria. Как sentinel, она многократно больше tech чем biotic (что несколько странно для персонажа которую называют шаманом, не находите?); как боец она неплоха, да и штурмовые винтовки с пистолетами – точно лучше чем sentinel персонажи в предыдущих играх. К счастью, Nyreen погибает в конце дополнения, это было сделано правильно.

Urdnot Wrex

-25

Класс: Krogan Battlemaster (модифицированный Vanguard)

Присутствует в: ME1; если переживёт ME1, то в ME2 и ME3 в качестве npc, а так же в DLC в ME3.

Возвращение всеми любимого Wrex из ME1. В отличии от всех дальнейших по списку персонажей, Wrex доступен не только как персонаж Арены, но и присутствует в почти что всей сюжетной линии DLC Citadel. Wrex так же имеет далеко не самую второстепенную роль в основной сюжетной линии ME3. К сожалению, как боец Wrex в ME3 стал радикально слабее. Во-первых, его сильно понизили в навыках с оружием: если в ME1 он был крут на почти что любой дистанции, благодаря комбинации штурмовых винтовок с дробовиками, то здесь ему вместо автоматов выдали пистолеты, что резко сделало его намного слабее на любой дистанции кроме как ближней. Во-вторых, если в ME1 он был универсально крут как по живучести, так и по урону, то здесь практически все его агрессивные способности были порезаны, тем самым просто превратив его в губку для поглощения урона. Как ни странно, на Арене это в целом работает лучше, но вот в сюжетке дополнения он ощущается намного более уязвимым чем должен быть. Так что при общей крутости самого факта возвращения персонажа, здешний Wrex оставляет скорее смешанные чувства, видимо постарел.

Jack

-26

Класс: Subject Zero (модифицированный Adept)

Присутствует в: ME2; если переживёт ME2, то в ME3 в качестве npc (плюс арена).

'Psychotic biotic' явно стала выглядеть значительно лучше чем в ME2, однако в плане своих способностей она является практически копией самой себя, что означает, что она всё так же весьма ситуативна за счет своей специализации на ближнем бою, особенно в плане своей специализации на обрезах с пистолетами. Интересно, что если в ходе основной сюжетки ME3 протагонист проигнорирует её сторонний квест, то она появляется в конце игры как противник, вроде бы как примерно как с Morinth.

Grunt

-27

Класс: Krogan Berserker (модифицированный Soldier)

Присутствует в: ME2; если переживёт ME2, то в ME3 в качестве npc (плюс арена).

Как боец, здешний Grunt является преимущественно копией Wrex, только чуть сильнее, что главным образом проявляется в том, что ему то как раз таки выдали дробовики со штурмовыми винтовками. В прочем, как и в ME2, его оборонительная способность не получает прибавок ни от biotic, ни от tech бонусов, в отличии от Wrex, чей главный оборонительный навык является biotic способностью. В прочем, вы всё равно скорее всего станете использовать данных персонажей на Арене вместе, Wrex и Grunt хорошо работают вместе по принципу "где не хватает силы там нужно приложить больше силы". Правда, на наиболее опасных противниках это скорее значит, что они будут дружно об них убиваться, если только вы не прикажете им держать оборону, вместо их дефолтной лобовой атаки.

Jacob Taylor

-28

Класс: Cerberus Operative (модифицированный Vanguard)

Присутствует в: ME2; если переживёт ME2, то в ME3 в качестве npc (плюс арена).

Вот кто точно поднялся после предыдущей части, так это Jacob – в ME3 он является почти что копией Jack, только сильнее и живучее. Да, урона будет чуть поменьше, но в условиях Арены его живучесть зачастую будет полезнее. И ещё один персонаж с дробовиками да пистолетами, кстати. Я его успел опробовать только в связке с Jack, что может была не самая лучшая идея сама по себе, но скажу что он оказался явно полезнее чем я бы ожидал. А так, связка Wrex с Grunt явно будет более надёжная чем эти двое ценителей дробашей.

Miranda Lawson

-29

Класс: Cerberus Officer (модифицированный Sentinel)

Присутствует в: ME2; если переживёт ME2, то в ME3 в качестве npc (плюс арена).

Неожиданно, Miranda у меня погибла ближе к концу сюжетки ME3: нужно было её предварительно трижды встретить, и на третий раз я её не смог найти, подумав быть может просто баг. Оказалось, что нет, это она так хорошо спрятана. Так что я её DLC контента вообще не видел. В прочем, можно смело сказать, что её эффективность в ME3 на бумаге выглядит существенно ниже чем в ME2: там она была единственным персонажем чья пассивка давала бонусы сразу всему отряду, в то время как в ME3 это перестало быть уникальным явлением и теперь многие так умеют. Интеграция её среднячкового стороннего квеста из ME2 в центральную сюжетку ME3 не было самым лучшим решением, но и прям плохим тоже не назвать.

Samara

-30

Класс: Asari Justicar (модифицированный Adept)

Присутствует в: ME2; если переживёт ME2, то в ME3 в качестве npc (плюс арена).

Ещё один персонаж которая у меня внезапно умерла по ходу сюжетной линии ME3, так что её DLC контента я тоже не видел. В прочем, в случае Samara я об этом вообще не жалею, мне она всё равно толком не нравилась. Интересно, что если в ME2 вы вместо неё выбрали её дочь Morinth, то в ME3 та вернётся в конце игры в качестве противника.

Kasumi Goto

-31

Класс: Master Thief (модифицированный Engineer)

Присутствует в: ME2 (если установлено DLC); если переживёт ME2, то в ME3 в качестве npc (плюс арена).

Как персонаж, Kasumi стала менее интересной чем в ME2, но вот как боец она быть может даже стала ещё лучше. В ME3 Kasumi по сути является почти что копией EDI, только со своей фирменной милишной атакой из невидимости. Как и ранее, Kasumi использует пистолеты и малокалиберные автоматы.

Zaeed Massani

-32

Класс: Mercenary Veteran (модифицированный Soldier)

Присутствует в: ME2 (если установлено DLC); если переживёт ME2, то в ME3 в качестве npc (плюс арена).

Закрывает список персонажей холодный наёмник Zaeed. Как и ранее, очень хорошо с уроном, да и специализация на штурмовых и снайперских винтовках всегда себя оправдывает. Однако, в условиях Арены выживаемость зачастую бывает полезнее урона, а в этом ему уже предложить толком нечего... не считая того, что он класса солдат, конечно же.

Конечный вердикт по трилогии

Отличная трилогия с замечательной финальной частью – как на мой вкус, то ME3 не только лучшая в трилогии, но и вообще находится где-то крайне высоко в планке качестве компьютерных игр, а уж в rpg жанре – так и вовсе более где-то на самом Олимпе. Очень хорошая сюжетная линия и концепт у ME1 + ME3, определённо одни из наиболее продуманных и удачных в мире компьютерных игр. Очевидно, ME2 в этом плане был шагом в сторону, но это не слишком портит общую трилогию, тем более что ME2 сильно поднял качество геймплея. Однозначно та франшиза к которой я буду возвращаться. Отыграв всю трилогию за вангарда (с control концовкой), осталось очень сильное желание отыграть за другой класс, инфильтратора, а как дальше – кто знает? В любом случае, франшиза ME оказалась первоклассной штукой. Более того, соглашусь с где-то увиденным мной утверждением, что ME скорее всего является наиболее единой, монолитной и удачной трилогией в истории игростроя.

-33

А что вы думаете про франшизу Mass Effect, и про третью часть в частности?

Mass Effect
1820 интересуются