Найти в Дзене
ИНФОРМАТИКА | ОГЭ

Открытый банк заданий ОГЭ Инорматика F3B71A (задание 15.1)

Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

вверх

вниз

влево

вправо

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения через стену, то он разрушится.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим

следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд – это одна или несколько любых команд -приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий,

применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл

«пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

нц пока справа свободно

вправо

кц

Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Выполните задание.

На бесконечном поле имеется стена, состоящая из 5 после­до­ва­тельных отрезков, расположенных змейкой: вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Все отрезки неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной слева от верхнего края первой вертикальной стены.

На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные левее первого, ниже второго отрезков стены и угловую клетку и ниже четвёртого и левее пятого отрезков стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

-2
-3

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или  записан в текстовом редакторе.

Сохраните алгоритм в формате программы Кумир или в текстовом файле. Название файла и каталог для сохранения Вам сообщат организаторы экзамена.

РЕШЕНИЕ

Найдем в условии какую же программу нам надо написать:

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные левее первого, ниже второго отрезков стены и угловую клетку и ниже четвёртого и левее пятого отрезков стены. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

-4

Какие же шаги должен выполнить Робот:

1) Если справа есть стена Робот должен закрасить клетку и спуститься вниз

2) Робот закрашивает клетку и двигается вправо

3) Пока сверху есть стена Робот закрашивает и двигается вправо

4) Пока сверху свободно Робот должен перемещаться вверх

5) Пока справа нет стены Робот закрашивает клетку и двигается вправо

6) Пока справа есть стена Робот закрашивает клетку и двигается вниз

Теперь запускаем программу Кумир и начнем писать программу на основе того алгоритма, что мы описали выше

-5

Нарисуем поле, как в примере в условии

Окна - Робот

-6
-7

Робот - Редактировать обстановку

-8
-9

И рисуем стены , нажимая на грани клеточек.

-10

Выберем исполнителя Робот. Вставка - Использовать Робот.

-11
-12

Теперь переходим к написанию программы:

1) Если справа есть стена Робот должен закрасить клетку и спуститься вниз

нц пока справа не свободно
закрасить
вниз
кц

-13

2) Робот закрашивает клетку и двигается вправо

закрасить

вправо

-14

3) Пока сверху есть стена Робот закрашивает и двигается вправо

нц пока сверху не свободно

закрасить

вправо

кц

-15

4) Пока сверху свободно Робот должен перемещаться вверх

нц пока сверху свободно

вверх

кц

-16

5) Пока справа нет стены Робот закрашивает клетку и двигается вправо

нц пока справа свободно

закрасить

вправо

кц

-17

6) Пока справа есть стена Робот закрашивает клетку и двигается вниз

нц пока справа не свободно
закрасить
вниз
кц

-18

Получившаяся программа:

использовать Робот
алг
нач
нц пока справа не свободно
закрасить
вниз
кц
закрасить
вправо
нц пока сверху не свободно
закрасить
вправо
кц
нц пока сверху свободно
вверх
кц
нц пока справа свободно
закрасить
вправо
кц
нц пока справа не свободно
закрасить
вниз
кц
кон

-19