Судьба Марины. СССР, 1954. Режиссеры Исаак Шмарук и Виктор Ивченко. Сценарист Лидия Компаниец. Актеры: Екатерина Литвиненко, Николай Гриценко, Татьяна Конюхова, Нонна Копержинская, Александр Сердюк, Михаил Кузнецов, Борис Андреев, Леонид Быков и др. 37,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Исаак Шмарук (1910–1986) был одним из самых кассовых советских режиссеров 1950–х: сразу три его фильма этих лет («Судьба Марины», «Звезды на крыльях», «Без вести пропавший») вошли не только в тысячу, но даже в 500 самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Виктор Ивченко (1912–1972) поставил 13 фильмов, из которых 8 («Судьба Марины», «Есть такой парень», «ЧП», «Иванна», «Серебряный тренер», «Гадюка», «Десятый шаг» и «Софья Грушко») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.
В год премьеры «Судьбы Марины» советская пресса отнеслась к ней в общем-то позитивно, хотя и отмечая при этом недостатки: «Фильм жизненно достоверен, правдив. Его образы и конфликты значительны и остры, сюжет своеобразен и содержит в себе немало интересных ситуаций; у каждого из героев есть своя биография и неповторимая судьба, своя личная драма. Стержень фильма составляет история колхозницы Марины Власенко, оставленной мужем женщины, которая всю жизнь прошла рука об руку с любимым человеком, верила в него, возлагала на него большие надежды, вывела в люди, но он оказался себялюбцем, карьеристом, жалким и ничтожным мещанином. … Однако мало прочертить различные судьбы людей. Множественность конфликтов, не увязанных в единый драматургический узел, не слитых в стройное сюжетное целое, лишает фильм сквозного действия, которое является, как известно, душой всякого драматического произведения. Отсутствие же этого сквозного действия влечет за собой рыхлость композиции, ослабляет интерес зрителя ко всем происходящим событиям. … В «Судьбе Марины» центральный конфликт также не стал тем узлом, который связал бы все побочные мотивы, занимающие в фильме немалое место. Авторам не удалось в главном выразить второстепенное, не сумели они и сочетать то и другое в должной пропорции. … Для первой самостоятельной постановки режиссеры В. Ивченко и Л. Шмарук проявили достаточно умения пользоваться средствами кинематографической выразительности» (Кокорева, 1954: 92, 104-105).
Казалось бы, фабула мелодрамы «Марина» не предвещала особой кассовости: выучившись на агронома, муж возвращается в родной колхоз и тут же упрекает свою жену Марину в необразованности, а потом бросает ее с ребенком и подается назад, в город. Но Марина не промах – она не только работает и учится, но и становится Героем Социалистического Труда!
Но режиссеры Исаак Шмарук и Виктор Ивченко сумели сыграть на мелодраматических струнах так эмоционально, что заманили в кинозалы десятки млн. людей…
Да так заманили, что и сегодня, в XXI веке, зрители с удовольствием смотрят «Судьбу Марины»:
«Хороший фильм. И сейчас по–прежнему смотрится. И прекрасные актёры. Совсем юный Леонид Быков, а уже так прекрасно сыграл. То же самое и Конюхова. … Ну и, конечно же, Михаил Кузнецов – такой естественный, такой редкий актер. Актер, который привлекает в любой роли и в любом фильме» (Артемида).
«Актеры в "Судьбе Марины" играют замечательно, но лучше всех, конечно, Нонна Копержинская – Мотря и Борис Андреев – Матвей. Как–то так ухитрились сделать, что даже сегодня перерождение этой парочки лентяев в ударников колхозного труда не вызывает саркастической усмешки» (Л. Фуч).
«А ведь фильм мудрый... рассказывает о том, что утеряно и то, что требует восстановления – ответственность за семью, за свой труд, за страну не только каждого, но и "всем колхозом". Пора уже ветки в метлу собирать, чтобы сломать нельзя было. Фильм интересен тем, что знаменитые актёры в будущем, у них здесь только актёрская жизнь начинается» (Телезритель).
«Фильм дивный, о человеческих отношениях: любви и предательстве, дружбе, о том, что в работу, в дело, которым занимаешься, надо вкладывать душу, и тогда у тебя все получится» (С. Кочук).
«Этот фильм увидела впервые. Вроде бы ничего особенного в этом фильме нет, ни дорогих съемок, ни лихо закрученного сюжета, но до чего же интересно было его посмотреть. Фильм добрый и мудрый» (В. Олеговна).
Но надо сказать, что и в советские времена кинокритики приняли «Судьба Марины» в общем–то одобрительно, отмечая, что это "один из немногих советских фильмов тех лет о колхозном селе. Он широко шел по стране, вызвал большую прессу. Его недостатки были очевидны — прямолинейное деление персонажей на «хороших» и «плохих», элементы украшательства. Но было в картине и другое — счастливо увиденный в жизни характер во всей правде чувств. И эту правду режиссеры стремились раскрыть на экране. Зрители встретились с живыми людьми, решающими свои нелегкие проблемы, увидели на экране убедительные приметы действительности" (Корниенко, 1975: 164).
Киновед Александр Федоров
Прости. СССР, 1987. Режиссер Эрнест Ясан. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Наталья Андрейченко, Игорь Костолевский, Виктор Мережко, Александра Яковлева, Алиса Фрейндлих, Владимир Меньшов, Алексей Жарков и др. 37,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Эрнест Ясан (1936–2018) поставил 13 полнометражных игровых фильмов и сериалов, из которых только два («В моей смерти прошу винить Клаву К.» и «Прости») вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.
...Муж, изменив жене, увлеченно разыгрывает прежнюю влюбленность. Жена, отлично зная об измене мужа, сначала язвительно ему подыгрывает, а потом истерично, воистину в духе мелодрам Великого немого, пытается в течение суток найти себе «настоящего мужчину».
Увы, слишком многое авторы фильма «Прости» захотели вместить в те 24 часа, в течение которых разворачиваются события. При этом актеры часто пережимают, утрируют жесты и интонации своих персонажей.
На мой взгляд, в картине не найден жанр — эпизоды, балансируя между мелодрамой, комедий и психологической драмой, никак не желают составить единое целое. И нельзя отделаться от мысли, что авторы играют с нами в кубики, но сама игра их не слишком волнует. Иначе откуда такая клиническая холодность в изображении вроде бы душераздирающих сцен...
В год выхода на экраны этой картины советские кинокритики отнеслись к ней неоднозначно.
К примеру, кинокритик И. Петров отнесся к фильму «Прости» вполне позитивно, отметив, что «жанр фильма, весьма расплывчато определенный драматургом, как «городская драма, смягченная юмором, выдерживается с завидным мастерством, не срываясь ни в мелодраму, столь любимую массой зрителей, ни в глубинный психологизм киноновеллы, притягательной для клубной аудитории» (Петров, 1987: 1).
Зато кинокритик Александр Трошин (1942–2008) оказался куда строже: «Получается: тотально зараженный вирусом мир, безнадежно не умеющий любить, растерявший, подменивший чувства. По логике фильма, как она намечена, героиня от этого мира (разумеется, и от себя прежней тоже) бежит. А прибегает – куда? – в свой же дом, только уже обновленный за сутки страданий, приблизившийся к исцелению, уверяют нас авторы. Впрочем, если говорить честно, не очень–то и уверяют. Просто подсовывают торопливо уладивший все финал» (Трошин, 1987: 9).
Зрители до сих пор горячо спорят об этом фильме:
«Фильм запомнился. Горький и правдивый... Даже правдивый в неумности поступков обманутой жены. Назло в ночи искать приключений, упиваться своим несчастьем. Привлечь к себе внимание любым способом, и нарваться таки... Концовка сильная. Мне их обоих очень жалко» (Анастасия).
«В который раз поражаюсь, насколько Мережко знаток женской психологии. Сколько фильмов о женских судьбах, просто невероятно и удивительно, но они актуальны до сих пор, и всегда такими будут. … У героев кризис и возраста, и отношений, пришла пора пересмотреть все. И название "Прости", слова прощения, по–моему, обоюдны» (Е. Мисайлиди).
«Главный недостаток фильма – это непривлекательные герои, им не хочется сочувствовать, сопереживать, поэтому острота и драматизм резко снижаются. Окружение героев – грязно–серая жизнь. Многочисленные съемки в темноте, либо в красноватых отсветах квартиры, создают какое–то давящее чувство. Ситуация в фильме явно из ряда вон – нас ведь окружают не только алкоголики, отморозки и циничные молоденькие любовницы. За всем этим не видится реальной жизни, гораздо более прекрасной и разнообразной» (Крит).
«Я не люблю этот фильм. Вроде и режиссура хорошая, и актерские работы прекрасные, и сам сюжет правдивый вполне. А все–таки что–то напрягает. Я думаю, это мое субъективное восприятие этой истории, а точнее, того, как она передана. Какими "красками", так сказать. Положительных героев практически нет в картине. И персонажи Мережко и Меньшова тоже никак нельзя назвать приятными. Каждый из них легко и без напряга идет на предательство: один – жены, другой – подруги. Причем все это делается интеллигентно и как само собой разумеется. А по сути они не слишком отличаются от насильников в финале фильма, поскольку все рассматривают героиню как объект для получения удовольствия. Ну и конечно концовка очень жесткая, появляется ощущение, что в грязи искупалась. …
То, что произошло с героиней за весь этот день, уже никогда ее не отпустит. Муж всегда будет главным виновником ее трагедии. И счастья в этой семье не будет. Надо строить новые отношения с другим человеком, если будут силы... Остается тяжелый осадок после просмотра, какая–то безысходность и брезгливость. Если это было целью создателей фильма, то результат достигнут и режиссера можно похвалить. Но вот только мне такое кино как–то не очень... И пересматривать не хочется совсем» (А.Ю.).
Киновед Александр Федоров
Журавушка. СССР, 1969. Режиссер Николай Москаленко. Сценарист Дмитрий Василиу (по повести Михаила Алексеева "Хлеб — имя существительное"). Актеры: Людмила Чурсина, Нонна Мордюкова, Армен Джигарханян, Татьяна Пельтцер, Римма Маркова, Николай Гриценко, Георгий Жжёнов, Евгений Шутов и др. 37,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
За свою очень короткую жизнь режиссер Николай Москаленко (1926–1974) успел поставить всего три фильма («Журавушка», «Молодые» и «Русское поле»), но все они стали зрительскими фаворитами. И я уверен, проживи Николай Москаленко еще хотя бы пару десятков лет, он смог бы стать автором еще многих кассовых хитов.
После войны красавица Марфа остаётся верной своему любимому, которого она не дождалась в фронта…
Мелодрама «Журавушка» была представлена на кинофестивале в Сан–Себастьяне, где Людмила Чурсина получила приз за лучшую женскую роль.
Советская кинопресса отнеслась к «Журавушке» сдержанно: отмечая достоинства «ее драматургической композиции», но упрекая в «банальности, эмоциональной вялости … довольно многочисленных слабых режиссерских решений» (Федь, 1969: 66).
Зрители XXI века и сегодня любят вспоминать «Журавушку» – и в основном в положительном контексте.
«За»:
«Фильм впервые посмотрела когда мне было 30 лет. Равнодушной оставаться нельзя при его просмотре. Удивительная и неподражаемая Людмила Чурсина, очень необычный Армен Джигарханян, замечательная Нонна Мордюкова, звезда эпизодических ролей Татьяна Пельтцер. И тема актуальная всегда: любовь и верность» (Ель).
«Фильм очень нравится… такие фильмы тоже нужны: простые, душевные. Актёрский состав великолепен!» (Е. Ком).
«Прекрасный фильм. Замечательный дуэт Гриценко и Марковой, неподражаемая Мордюкова, ироничная Пельтцер, красавица Чурсина... И женская верность – на все времена» (Е. Ильхман).
Но есть, конечно, и мнения «против»: «Несмотря на прекрасный состав актеров, фильм очень неудачный» (Ю.Медведева).
Киновед Александр Федоров