Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Прости" (СССР, 1987), "Журавушка" (СССР, 1969), "Судьба Марины" (СССР, 1954): "за" и "против"

Судьба Марины. СССР, 1954. Режиссеры Исаак Шмарук и Виктор Ивченко. Сценарист Лидия Компаниец. Актеры: Екатерина Литвиненко, Николай Гриценко, Татьяна Конюхова, Нонна Копержинская, Александр Сердюк, Михаил Кузнецов, Борис Андреев, Леонид Быков и др. 37,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Исаак Шмарук (1910–1986) был одним из самых кассовых советских режиссеров 1950–х: сразу три его фильма этих лет («Судьба Марины», «Звезды на крыльях», «Без вести пропавший») вошли не только в тысячу, но даже в 500 самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Виктор Ивченко (1912–1972) поставил 13 фильмов, из которых 8 («Судьба Марины», «Есть такой парень», «ЧП», «Иванна», «Серебряный тренер», «Гадюка», «Десятый шаг» и «Софья Грушко») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

В год премьеры «Судьбы Марины» советская пресса отнеслась к ней в общем-то позитивно, хотя и отмечая при этом недостатки: «Фильм жизненно достоверен, правдив. Его образы и конфликты значительны и остры, сюжет своеобразен и содержит в себе немало ин­тересных ситуаций; у каждого из героев есть своя биография и неповто­римая судьба, своя личная драма. Стержень фильма составляет история колхозницы Марины Власенко, оставленной мужем женщины, кото­рая всю жизнь прошла рука об руку с любимым человеком, верила в него, возлагала на него большие надежды, вывела в люди, но он оказал­ся себялюбцем, карьеристом, жалким и ничтожным мещанином. … Однако мало прочертить различные судьбы людей. Множественность конфликтов, не увязанных в единый драматургический узел, не слитых в стройное сюжетное целое, лишает фильм сквозного действия, которое яв­ляется, как известно, душой всякого драматического произведения. От­сутствие же этого сквозного действия влечет за собой рыхлость компо­зиции, ослабляет интерес зрителя ко всем происходящим событиям. … В «Судьбе Марины» центральный конфликт также не стал тем уз­лом, который связал бы все побочные мотивы, занимающие в фильме не­малое место. Авторам не удалось в главном выразить второстепенное, не сумели они и сочетать то и другое в должной пропорции. … Для первой самостоятельной постановки режиссеры В. Ивченко и Л. Шмарук проявили достаточно умения пользоваться средствами кинематографической выразительности» (Кокорева, 1954: 92, 104-105).

Казалось бы, фабула мелодрамы «Марина» не предвещала особой кассовости: выучившись на агронома, муж возвращается в родной колхоз и тут же упрекает свою жену Марину в необразованности, а потом бросает ее с ребенком и подается назад, в город. Но Марина не промах – она не только работает и учится, но и становится Героем Социалистического Труда!

Но режиссеры Исаак Шмарук и Виктор Ивченко сумели сыграть на мелодраматических струнах так эмоционально, что заманили в кинозалы десятки млн. людей…

Да так заманили, что и сегодня, в XXI веке, зрители с удовольствием смотрят «Судьбу Марины»:

«Хороший фильм. И сейчас по–прежнему смотрится. И прекрасные актёры. Совсем юный Леонид Быков, а уже так прекрасно сыграл. То же самое и Конюхова. … Ну и, конечно же, Михаил Кузнецов – такой естественный, такой редкий актер. Актер, который привлекает в любой роли и в любом фильме» (Артемида).

«Актеры в "Судьбе Марины" играют замечательно, но лучше всех, конечно, Нонна Копержинская – Мотря и Борис Андреев – Матвей. Как–то так ухитрились сделать, что даже сегодня перерождение этой парочки лентяев в ударников колхозного труда не вызывает саркастической усмешки» (Л. Фуч).

«А ведь фильм мудрый... рассказывает о том, что утеряно и то, что требует восстановления – ответственность за семью, за свой труд, за страну не только каждого, но и "всем колхозом". Пора уже ветки в метлу собирать, чтобы сломать нельзя было. Фильм интересен тем, что знаменитые актёры в будущем, у них здесь только актёрская жизнь начинается» (Телезритель).

«Фильм дивный, о человеческих отношениях: любви и предательстве, дружбе, о том, что в работу, в дело, которым занимаешься, надо вкладывать душу, и тогда у тебя все получится» (С. Кочук).

«Этот фильм увидела впервые. Вроде бы ничего особенного в этом фильме нет, ни дорогих съемок, ни лихо закрученного сюжета, но до чего же интересно было его посмотреть. Фильм добрый и мудрый» (В. Олеговна).

Но надо сказать, что и в советские времена кинокритики приняли «Судьба Марины» в общем–то одобрительно, отмечая, что это "один из немногих советских фильмов тех лет о колхозном селе. Он широко шел по стране, вызвал большую прессу. Его недостатки были очевидны — прямолинейное деление персонажей на «хороших» и «плохих», элементы украшательства. Но было в картине и другое — счастливо увиденный в жизни характер во всей правде чувств. И эту правду режиссеры стремились раскрыть на экране. Зрители встретились с живыми людьми, решающими свои нелегкие проблемы, увидели на экране убедительные приметы действительности" (Корниенко, 1975: 164).

Киновед Александр Федоров

-2

Прости. СССР, 1987. Режиссер Эрнест Ясан. Сценарист Виктор Мережко. Актеры: Наталья Андрейченко, Игорь Костолевский, Виктор Мережко, Александра Яковлева, Алиса Фрейндлих, Владимир Меньшов, Алексей Жарков и др. 37,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Эрнест Ясан (1936–2018) поставил 13 полнометражных игровых фильмов и сериалов, из которых только два («В моей смерти прошу винить Клаву К.» и «Прости») вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.

...Муж, изменив жене, увлеченно разыгрывает прежнюю влюбленность. Жена, отлично зная об измене мужа, сначала язвительно ему подыгрывает, а потом истерично, воистину в духе мелодрам Великого немого, пытается в течение суток найти себе «настоящего мужчину».

Увы, слишком многое авторы фильма «Прости» захотели вместить в те 24 часа, в течение которых разворачиваются события. При этом актеры часто пережимают, утрируют жесты и интонации своих персонажей.

На мой взгляд, в картине не найден жанр — эпизоды, балансируя между мелодрамой, комедий и психологической драмой, никак не желают составить единое целое. И нельзя отделаться от мысли, что авторы играют с нами в кубики, но сама игра их не слишком волнует. Иначе откуда такая клиническая холодность в изображении вроде бы душераздирающих сцен...

В год выхода на экраны этой картины советские кинокритики отнеслись к ней неоднозначно.

К примеру, кинокритик И. Петров отнесся к фильму «Прости» вполне позитивно, отметив, что «жанр фильма, весьма расплывчато определенный драматургом, как «городская драма, смягченная юмором, выдерживается с завидным мастерством, не срываясь ни в мелодраму, столь любимую массой зрителей, ни в глубинный психологизм киноновеллы, притягательной для клубной аудитории» (Петров, 1987: 1).

Зато кинокритик Александр Трошин (1942–2008) оказался куда строже: «Получается: тотально зараженный вирусом мир, безнадежно не умеющий любить, растерявший, подменивший чувства. По логике фильма, как она намечена, героиня от этого мира (разумеется, и от себя прежней тоже) бежит. А прибегает – куда? – в свой же дом, только уже обновленный за сутки страданий, приблизившийся к исцелению, уверяют нас авторы. Впрочем, если говорить честно, не очень–то и уверяют. Просто подсовывают торопливо уладивший все финал» (Трошин, 1987: 9).

Зрители до сих пор горячо спорят об этом фильме:

«Фильм запомнился. Горький и правдивый... Даже правдивый в неумности поступков обманутой жены. Назло в ночи искать приключений, упиваться своим несчастьем. Привлечь к себе внимание любым способом, и нарваться таки... Концовка сильная. Мне их обоих очень жалко» (Анастасия).

«В который раз поражаюсь, насколько Мережко знаток женской психологии. Сколько фильмов о женских судьбах, просто невероятно и удивительно, но они актуальны до сих пор, и всегда такими будут. … У героев кризис и возраста, и отношений, пришла пора пересмотреть все. И название "Прости", слова прощения, по–моему, обоюдны» (Е. Мисайлиди).

«Главный недостаток фильма – это непривлекательные герои, им не хочется сочувствовать, сопереживать, поэтому острота и драматизм резко снижаются. Окружение героев – грязно–серая жизнь. Многочисленные съемки в темноте, либо в красноватых отсветах квартиры, создают какое–то давящее чувство. Ситуация в фильме явно из ряда вон – нас ведь окружают не только алкоголики, отморозки и циничные молоденькие любовницы. За всем этим не видится реальной жизни, гораздо более прекрасной и разнообразной» (Крит).

«Я не люблю этот фильм. Вроде и режиссура хорошая, и актерские работы прекрасные, и сам сюжет правдивый вполне. А все–таки что–то напрягает. Я думаю, это мое субъективное восприятие этой истории, а точнее, того, как она передана. Какими "красками", так сказать. Положительных героев практически нет в картине. И персонажи Мережко и Меньшова тоже никак нельзя назвать приятными. Каждый из них легко и без напряга идет на предательство: один – жены, другой – подруги. Причем все это делается интеллигентно и как само собой разумеется. А по сути они не слишком отличаются от насильников в финале фильма, поскольку все рассматривают героиню как объект для получения удовольствия. Ну и конечно концовка очень жесткая, появляется ощущение, что в грязи искупалась. …

То, что произошло с героиней за весь этот день, уже никогда ее не отпустит. Муж всегда будет главным виновником ее трагедии. И счастья в этой семье не будет. Надо строить новые отношения с другим человеком, если будут силы... Остается тяжелый осадок после просмотра, какая–то безысходность и брезгливость. Если это было целью создателей фильма, то результат достигнут и режиссера можно похвалить. Но вот только мне такое кино как–то не очень... И пересматривать не хочется совсем» (А.Ю.).

Киновед Александр Федоров

-3

Журавушка. СССР, 1969. Режиссер Николай Москаленко. Сценарист Дмитрий Василиу (по повести Михаила Алексеева "Хлеб — имя существительное"). Актеры: Людмила Чурсина, Нонна Мордюкова, Армен Джигарханян, Татьяна Пельтцер, Римма Маркова, Николай Гриценко, Георгий Жжёнов, Евгений Шутов и др. 37,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

За свою очень короткую жизнь режиссер Николай Москаленко (1926–1974) успел поставить всего три фильма («Журавушка», «Молодые» и «Русское поле»), но все они стали зрительскими фаворитами. И я уверен, проживи Николай Москаленко еще хотя бы пару десятков лет, он смог бы стать автором еще многих кассовых хитов.

После войны красавица Марфа остаётся верной своему любимому, которого она не дождалась в фронта…

Мелодрама «Журавушка» была представлена на кинофестивале в Сан–Себастьяне, где Людмила Чурсина получила приз за лучшую женскую роль.

Советская кинопресса отнеслась к «Журавушке» сдержанно: отмечая достоинства «ее драматургической композиции», но упрекая в «банальности, эмоциональной вялости … довольно многочисленных слабых режиссерских решений» (Федь, 1969: 66).

Зрители XXI века и сегодня любят вспоминать «Журавушку» – и в основном в положительном контексте.

«За»:

«Фильм впервые посмотрела когда мне было 30 лет. Равнодушной оставаться нельзя при его просмотре. Удивительная и неподражаемая Людмила Чурсина, очень необычный Армен Джигарханян, замечательная Нонна Мордюкова, звезда эпизодических ролей Татьяна Пельтцер. И тема актуальная всегда: любовь и верность» (Ель).

«Фильм очень нравится… такие фильмы тоже нужны: простые, душевные. Актёрский состав великолепен!» (Е. Ком).

«Прекрасный фильм. Замечательный дуэт Гриценко и Марковой, неподражаемая Мордюкова, ироничная Пельтцер, красавица Чурсина... И женская верность – на все времена» (Е. Ильхман).

Но есть, конечно, и мнения «против»: «Несмотря на прекрасный состав актеров, фильм очень неудачный» (Ю.Медведева).

Киновед Александр Федоров