Найти в Дзене
BloodyDesertFox

Сведение голоса с битом + мастеринг. Как добиться идеального звучания?

Просто пикча для красоты =)
Просто пикча для красоты =)

Голос в песне – это как волшебный инструмент, который привносит уникальность и эмоции. А бит - это как основа, скелет всего трека. Чтобы трек звучал идеально, надо вот этот баланс между голосом и битом настроить так, чтобы он заиграл как надо. Поехали.

Убедись, что все дороги записаны качественно. Плохо записанный вокал или плохо написанный бит будет сложно исправить на этапе сведения. Необходимо удалить фоновые шумы, лишние звуки, дыхание, которые могут мешать звучанию. Также иногда наблюдаются проблемы, по типу "щелчков" при записи. Чтобы это всё дело убрать - используй
RX 7 De-click (или RX De-crackle; Waves X-Click). Если надо удалить фоновый шум, то используй iZotope RX Voice De-noise или Waves Z-Noise.

1) Важно, чтобы голос и бит находились в одной тональности. Если возникают диссонансы, можно попробовать изменить высоту бита или вокала с помощью питч-коррекции. Также есть пара VST плагинов.

Celemony Melodyne для коррекции высоты тона и тайминга.
Antares Auto-Tune для мгновенной коррекции высоты тона и создания эффекта "T-Pain" или "Cher".

Узнать тональность и BPM:
https://tunebat.com/Analyzer

2) Вокал должен быть синхронизирован с битом и не "плавать". Для этого используются различные техники квантизации и временнОй коррекции.

Celemony Melodyne - ровняет тайминг с заданным темпом.
VocAlign для выравнивания тайминга.
В
Ableton Live есть встроенный Warping feature. Это не VST плагин, эта функция DAW позволяет манипулировать и выравнивать временные интервалы.

Читай ровно и чувствуй ритм.

3) Нужно использовать компрессию для выравнивания громкости вокала и бита. Компрессия сделает голос более плотным и объёмным, а бит будет звучать более стабильно.

Waves Renaissance Compressor - довольно гибкий по настройкам.
FabFilter Pro-C 2 - интуитивно понятный с различными режимами.
Universal Audio LA-2A или 1176 - классические аналоговые компрессоры.

Выбор на ваш вкус =)

4) С помощью эквалайзера можно убрать конфликтующие частоты и придать ясность вокалу и биту. Чистый бас и прорезывающие высокие частоты в вокале помогут им лучше сочетаться. Убери в своём любимом эквалайзере саб-частоты на мастере. Для этого включаем "линейную фазу" и настраиваем кривую на "high pass". Отфильтровываем частоты примерно в диапазоне от 30 до 45 Гц, в зависимости от жанра и кол-ва "басистости" в треке.

Вот тута вота всё. LIN - Линейная фаза.
Вот тута вота всё. LIN - Линейная фаза.

Это важный аспект при сведении, особенно в современных условиях, когда наушники способны воспроизводить широкий диапазон частот. Всё это слышно. Но многие спросят: а зачем? я хочу нереальный BASS!!!

Саб-частоты несут мало информации и могут приводить к грязному или гудящему звучанию, особенно (!!!) на низкокачественных аудиосистемах. Также эти частоты занимают значительное пространство в миксе и маскируют другие инструменты или вокал. Фильтрация освобождает место для других элементов и делает его более чистым и прозрачным. Поэтому ваши любимые треки от Асапов Роков или МетроВБубенов звучат "не так басисто", как хотелось бы.

Ещё эта фильтрация сделает бас более контролируемым и плотным. Плюсом, уменьшение энергии в этом диапазоне может повысить общую громкость микса. Повторяю, делаем это всё на мастер-канале.

Для битмейкеров: Убирайте вы саб-частоты с хай-хетов, клэпов и крэшей с опен-хетами, молю. Даже если вам кажется, что там всё чисто. Иногда так бывает, что хай-хет может бахнуть низкочастотным писком в конце проигрыша (в конце сэмпла).

5)
Реверберация, дилей, хорус - это база. Придают глубину и пространство. Но важно не переусердствовать, чтобы эффекты не заглушили сам вокал и не сделали звук слишком замыленным. Бывают любители, которые хотят как-то скрыть дефекты в вокале ревёрбом.

6) Распределяем инструменты в стереопространстве так, чтобы они не мешали вокалу. Вокал, обычно, размещают в центре, а инструменты распределяют вокруг. Но бывает и так, что вокал разбавляют даблами, чтобы он играл в правом\левом ухе одновременно, а не по центру. Такой метод зачастую используется для выделения припева в треке.

7) Автоматизацию можно использовать для плавных изменений уровня громкости, панорамирования и применения эффектов в нужных частях трека. Классика. Добавьте разнообразия.

Цель сведения — получить чистое, сбалансированное и пространственное звучание, и важно не переусердствовать с компрессией и оставить достаточный «воздух» между инструментами!

Далее.

Мастеринг.
Финальный этап, на котором производится доп. обработка с целью улучшения звучания и приведения трека к определённым стандартам.

1) Применяем компрессор на мастер-канале для придания плотности и объёма, а также лимитер\клиппер для контроля пиковой громкости. Если у вас нет VST для контроля пиковой громкости - используйте встроенный Fruity soft clipper, а не Fruity Limiter.

2) С помощью эквалайзера делаем последние корректировки в спектре частот, убрав возможные проблемные зоны и добавив ясности звуку.

3) Доводим уровень трека до коммерческих стандартов, сохраняя динамический диапазон. Сейчас у нас есть коммерческий стандарт громкости (например, LUFS - Loudness Units Full Scale). Акцент смещается в сторону качества звучания и сохранения динамики, а не громкости. Помимо LUFS, важно также обращать внимание на пиковые уровни сигнала (true peak) и убедиться, что они не превышают -1 dBTP (decibels True Peak) для избежания искажений на этапе кодирования аудио для стриминг-платформ.

Тот же
Spotify рекомендует целевой уровень громкости около -14 LUFS для макс. качества стриминга. Это означает, что музыка с более высокой исходной громкостью будет автоматически понижена в уровне, чтобы соответствовать этим стандартам.

Характеристика моего бита. Не забываем, что это только бит, а не финалочка для стриминг-платформ.
Характеристика моего бита. Не забываем, что это только бит, а не финалочка для стриминг-платформ.

Узнать характеристики своего финального трека\бита: https://lufs.org

4) Перед финальным экспортом трека можно применить дитеринг (дизеринг), чтобы избежать квантовых искажений при конвертации аудио в формат с меньшей битностью. Для этого можно выбрать L1 Ultramaximizer Stereo.

Ликбез: Дитеринг (dithering) относится к процессу добавления небольших колебаний или шума к цифровому аудиосигналу перед его конвертацией из более высокого разрешения в более низкое, например, при экспорте трека. Применяется для уменьшения эффектов квантования, которые могут возникнуть при преобразовании сигнала в меньшее разрешение.

Квантование - это процесс аппроксимации непрерывного сигнала (аудио) до конечного числа значений (цифровых отсчетов), что приводит к потере информации о сигнале. При уменьшении разрешения, например, при экспорте трека из студийного проекта в формат с более низким битрейтом (например, с 32-битного на 16-битный), могут быть искажения и шумы, особенно в тихих участках записи. Представь, что у тебя есть сложный сигнал, который изменяется очень быстро и непредсказуемо. Аппроксимация позволяет заменить этот сложный сигнал на что-то более простое, например, на гладкую кривую или на сумму нескольких более простых функций. Это помогает упростить анализ и обработку сигнала, не теряя при этом существенной информации.

Короче, этот дитеринг помогает уменьшить эти искажения, добавляя небольшой шум к сигналу перед квантованием. Этот шум, который добавляется в сигнал, специально конструируется таким образом, чтобы скрыть или размазать искажения, которые могут возникнуть при преобразовании.

5) Слушаем обработанный трек на разных устройствах (наушники, мобильные проводные\беспроводные наушники, студийные мониторы, автомобильная аудиосистема, динамики телефона и т.д.), чтобы убедиться в его качестве. Кидаем друзьям: "зацени демку, броуски".

Всё =)

Мастеринг – это кропотливая работа, требующая тонкого уха и понимания конечной цели звучания трека. Обращайтесь за помощью к профессиональным звукарям. Приходите на студию и не стесняясь спрашивайте у них лайфхаки для мастеринга\сведения. Следите за тем, что он делает и куда тыкает.

Сохраняйте исходные файлы и проекты до окончательного завершения всех работ.

TG -
https://t.me/bloodydesertfoxbeats
Связь - https://t.me/bloodydesertfox