Вот и пришла весна. В марте ещё холодновато, но снег уже тает и на ум приходят слова старой и борой песни – журчат ручьи и всё такое.
В Загорске наступление весны, зачастую, было сравнимо не то, чтобы со стихийным бедствием. Снега в старые добрые времена выпадало много. Центральные улицы чистили от снега и его убирали. А вот улочки на окраинах, где старые одноэтажные дома смотрят друг на друга, вот там тающий снег вызывал восторг у детей и создавал проблемы взрослым жителям.
Для детей наступали радостные дни. Быстрее всего таял снег в тех местах, где пролегала колея от движения машин. Эта самая колея становилась глубже и в них устремлялась вода. Зачастую и ручьями, которые тихо и мирно струятся вдоль дорог, назвать их было нельзя. Маленькие бурные реки вдруг образовывали буруны, упирались в неожиданные препятствия, возникали целые озёра в разных местах. Обязательно находился тот, кто разрушит плотину и выпустит на волю застоявшуюся воду. Вырвавшись на волю, поток решительно и смело устремлялся вперёд.
А если улица сбегала вниз, то и горные реки представали в фантазиях местных ребятишек. Они выбегали гулять и у каждого был свой кораблик. Самый простой – из бумаги. Такой умел делать каждый. Многие мастерили деревянные кораблики, простые и незатейливые. У одних это была небольшая фанерка, в которую вбивался гвоздь – мачта, на которой стоял парус из бумаги. Другие же выпиливали у фанерки острый нос и это был настоящий корабль. А были и такие, кто мог смастерить, с помощью взрослых, конечно же, чуть ли не фрегат. Правильный корпус, высокие борта, мачта, а иногда и две, с парусом и флагом.
Взрослые, глядя на детей, наверное, вспоминали и своё детство. Однако, надо было им пробраться к своим домам. Да, во дворах снег убирали и около дома вроде как всё было в порядке. Ну, если можно назвать порядком то время, когда стремительно тает снег, появляется земля и каждый шаг надо точно выверять, дабы не вляпаться в грязь.
Бывало и так, что путь по улице до своего дома был сродни суровому приключению или тяжёлому походу. Сначала надо было определить путь, следуя по которому шанс замочить ноги был бы минимальным. И если зимой протаптывались тропинки, то в весеннее таяние снега, тропинки исчезали и каждый раз путь надо было прокладывать по-новому. Если встречалась водная преграда, то её надо было перепрыгнуть. Но и выбор места приземления был не самой простой задачей. А вдруг под снегом тоже вода?
Но длилось это недолго. Солнце быстро и беспощадно растапливало снег. Вместе со снегом исчезала вода с улиц. Высыхала земля. Приходило лето – время иных детских игр и развлечений. И время других забот взрослых.
В качестве послесловия.
Однако случались в Загорске и настоящие наводнения.
Речка Кончура, например, каждый год разливалась и подтапливала окрестные дома. Так было до тех пор, пока Келарский пруд не обустроили соответствующим образом. Старожилы говорят, что сильный разлив был в 1937 году.
А вот ещё фотография, из 60-х, скорее всего, годов. Похоже, что это дом на проспекте Красной Армии. Если ехать со стороны Москвы, по правой стороне, не доезжая до здания тюремного замка, как-бы в низинке стояло несколько домов. Видимо, весной, от бурного таяния снегов, вода и скопилась около дома.
И, конечно же, художники, особенно из Загорска, не смогли не отразить в своих картинах этот прекрасный и сложный период. Их картинами мы и проиллюстрировали сей маленький опус на тему весны.
Весна идёт, весне – дорогу!