Невероятно счастливая Татьяна с восторгом разглядывала просторные комнаты квартиры в престижном районе столицы. Наконец-то у них с Михаилом появилось долгожданное собственное жилье - наследство от бабушки супруга. Она еще при жизни не раз твердила, что эта квартира перешла к ней от родителей, а теперь должна достаться внуку с семьей.
— Ура, мы обрели свой дом! - воскликнула Татьяна, заключая в объятия мужа. Михаил улыбался, но в его взгляде мелькнула тревога - он очень любил маму Нину Петровну и переживал за нее.
— Конечно, это здорово, но... Как же маме теперь жить одной? Ведь мы последние пять лет жили у нее. Может, ей стоит переехать к нам? Она с радостью будет нам по хозяйству помогать – осторожно предложил Миша.
Татьяна нахмурилась. Перспектива жить под бдительным присмотром свекрови ее совсем не радовала. За те пять лет, что они жили одной семьей у Нины Петровны, между невесткой и свекровью не раз вспыхивали конфликты из-за мелочей.
— Миша, твоя мама живет всего в двух кварталах отсюда. Она может приходить к нам в гости сколько угодно раз. Но здесь должна жить только наша семья - ты, я и дети.
— Ты права, наверное,... - неуверенно ответил Михаил. - Но как быть, если мама настаивает? Ты же знаешь, как она может расстроиться из-за пустяка.
Татьяна тяжело вздохнула, прекрасно понимая, что муж не хочет огорчать свою любимую мамочку. Но согласиться на ее постоянное присутствие в собственном доме означало потерять столь долгожданный контроль над своим бытом.
На этот раз супругам несказанно повезло - при жизни бабушка твердо распорядилась, чтобы квартира осталась у Михаила и его семьи. Нина Петровна не могла претендовать на нее по наследству. Но Татьяна догадывалась, что надолго спокойствия не хватит - свекровь наверняка найдет способ навязать свою волю...
Ее опасения оказались не напрасными. Нина Петровна начала настойчиво приходить в гостиную квартиру каждый день, придирчиво осматривая жилье и отчитывая невестку за любой "беспорядок". Все чаще она без зазрения совести брала дела в свои руки - убирала вещи на кухне, переставляла мебель, скандалила из-за разбросанных игрушек внуков.
С каждым днем Татьяна чувствовала, как стираются личные границы, и она перестает контролировать собственную жизнь. Супруг же всегда был между двух огней.
В очередной раз Нина Петровна пришла сразу после завтрака, едва Татьяна успела проводить старшего сына Сережу в школу.
— Танюша, ты опять не убрала со стола? - ехидно спросила свекровь. - Да и в холодильнике такой бардак, самой смотреть не противно?
Татьяна тяжело вздохнула, но объясняться с Ниной Петровной не хотелось - все равно она найдет новый повод для ссоры – не холодильник, так кровать будет не заправлена, а если заправлена, то не так…
— Я собиралась убрать сейчас, Нина Петровна. У меня была ночная смена в больнице. Простите, не успела, - максимально вежливо ответила Татьяна.
— Ну конечно, ты всегда оправдания найдешь! Давай-ка я лучше все сделаю сама как надо!
С этими словами свекровь резко схватила грязные тарелки со стола и с грохотом швырнула их в раковину. Татьяна едва не подпрыгнула от этого звука.
— Осторожнее! Это любимая посуда бабушки, она очень дорогая! - попросила она, стараясь сохранить спокойный тон.
Но Нина уже вовсю управлялась с моющими средствами, громко комментируя каждую мелочь и критикуя беспорядок на кухне.
Спустя пять минут у Татьяны зазвонил телефон - ее срочно вызвали в больницу на подмену. Она поспешно собралась и уехала, оставив посуду и остальную уборку на свекровь.
Вернувшись домой уже глубоким вечером после тяжелой смены, Татьяна с ужасом обнаружила в гостиной новый комплект дорогой мебели. Старый исчез без следа.
— Миша, что это? - строго спросила она у рассеянно сидящего на диване мужа.
— Мама решила, что старая мебель никуда не годится — тихо ответил Михаил, опустив глаза. – Вот, на отложенные деньги с пенсии купила нам подарок - новый гарнитур, хотела, как лучше.
Татьяне нестерпимо захотелось закричать, выплеснуть наружу все свои эмоции. Но она изо всех сил сдержалась, чтобы не ругаться в присутствии детей, которые сидели в соседней комнате. Теперь Нина Петровна свободно вторгалась даже в создание интерьера в их квартире!
Казалось, дело ограничится мелочами. Но Татьяна понимала - контроль над жизненным пространством и укладом их семьи стремительно ускользает, а мать Михаила стремится стать полновластной хозяйкой на этой, законно принадлежащей невестке, территории. Пора было что-то решать.
Изо дня в день накал страстей в квартире только нарастал. Нина Петровна все чаще позволяла себе беспричинно критиковать Татьяну, обвиняя невестку в безответственном, халатном отношении к дому и детям.
— Что ты за мать? Ты чего суп не сварила, а? Мальчики проголодались, у них же растущие организмы! - ворвалась как-то в квартиру разъяренная свекровь.
— Нина Петровна, я была занята с уроками у Сережи, — устало ответила Татьяна. - Завтра у него сдача важного доклада в школе, мы готовились.
— Да какой доклад важнее еды для детей? - сердито махнула рукой свекровь. - Все мое беспокойство и хлопоты из-за твоей халатности! Неужели так трудно хотя бы раз в день приготовить нормальную еду?!
Михаил, мучаясь под градом материнских упреков, просил жену быть более терпимой и уступчивой. Но Татьяна чувствовала, что еще немного - и она окончательно взорвется и сорвется.
Так и произошло.
В день рождения младшего сына Вани конфликт разгорелся с новой силой.
— Ты что это задумала, Татьяна? - с порога начала придираться Нина Петровна, ворвавшись на кухню. - Разве это достойный торт для дня рождения малыша? Выкинь эту ерунду, давай я сама лучше приготовлю настоящий праздничный десерт!
— Нина Петровна, я уже начала готовить, — ответила Татьяна, силясь сохранить остатки самообладания. - Ваня мой сын, это его праздник, здесь буду решать я.
— Да какая же ты хозяйка, если не можешь даже нормальный торт испечь для ребенка! - выпалила свекровь.
Татьяна больше не выдержала потока оскорблений и унижений.
— Хватит меня постоянно унижать! Это моя квартира, а не ваша! И прекратите мне указывать, как мне воспитывать детей!
Женщины принялись ожесточенно спорить на повышенных тонах. Михаил в отчаянии пытался их обеих утихомирить и образумить, но они были непреклонны и непримиримы. Впервые конфликт вышел на столь личный, болезненный уровень унижений и оскорблений друг другу.
В долгожданный день рождения сына семейная атмосфера оказалась безнадежно испорченной. Нина Петровна при детях постоянно намекала на несостоятельность Татьяны как матери. Та же, в свою очередь, чувствовала себя окончательно униженной и брошенной, преданной собственным мужем, который так и не сумел заступиться за супругу.
Спустя семь дней после того инцидента на дне рождения сына Татьяна все еще пребывала в унынии и чувствовала себя морально подавленной. А Нина Петровна не упускала ни единой возможности зацепить невестку.
В очередной раз они случайно столкнулись в узком коридоре квартиры, когда свекровь снова пришла «на чай».
Она искоса посмотрела на Нину и фыркнула:
— Да что с тебя взять-то? Вот увидишь, Михаил скоро поймет, какая ты жена и бросит тебя.
Татьяна в который раз не выдержала обрушившегося на нее потока грубости.
— Хватит, Нина Петровна, хватит! - крикнула она, сжимая кулаки. - Я здесь полноправная хозяйка, а не вы! Вы в моем доме гостья, так что пора вам уйти и оставить нас в покое!
— Что-о? Да как ты смеешь выгонять меня из квартиры моего же сына?! - захохотала свекровь издевательским тоном. - Верни лучше моего мальчика, он не сможет без меня прожить и дня!
— Михаил - мой законный муж, а уже потом ваш сын! – сухо ответила Татьяна и захлопнула дверь спальни у Нины перед носом.
Она рыдала в подушку, не в силах совладать с обуревающими ее эмоциями.
Вернувшись с работы позже вечером, Михаил застал жену в крайне угнетенном состоянии. Она выместила на него всю свою злобу и отчаяние:
— Твоя мать просто невыносима! Я больше не могу так жить с ней под одной крышей!
— Танюша, может... съездим к твоим родителям на время? Переждем там, пока страсти не поутихнут? - робко предложил растерянный Михаил.
Но в этот раз Татьяна твердо поняла - его предложение означает ее окончательный проигрыш Нине в этой затянувшейся войне. Надо было действовать решительно, пока ситуация не обрела совсем необратимый характер.
Татьяна решила положить конец этому кошмару. Тем временем Нины Петровны не было дома, она тщательно обдумала свою речь и то, что произнесет в последней попытке достучаться до здравого смысла свекрови.
Вечером, когда вся семья собралась за ужином, Татьяна громко сказала:
— Хватит, Нина Петровна! Мы больше не можем так жить - в постоянных скандалах, упреках и ссорах.
— О чем ты, Танюша? - с показным удивлением осведомилась свекровь.
— О том, что это моя квартира! - выпалила Татьяна. - И я требую, чтобы вы наконец-то уехали отсюда!
— Вот как? Ты хочешь выставить меня из квартиры моего родного сына?! Мой сын, моя семья, мой дом, понятно?!
— Хватит, мама! - наконец вмешался Михаил. - Успокойся. Татьяна права, нам нужно пожить отдельно, отдохнуть от этих постоянных конфликтов.
— Что?! Ты предаешь меня ради этой... этой... – зарыдала демонстративно свекровь. – Да я всю жизнь о тебе заботилась, все ради тебя, а ты...!
— Достаточно, мама! - отрезал Михаил.
— Я ни за что не уеду отсюда, понятно тебе?! Это мой дом по праву! – почти перешла на крик Нина Петровна.
— Тогда мы уйдем! Хватит с меня этого цирка! - отрезала Татьяна, не находя себе места от гнева.
Она резко поднялась из-за стола, взяла за руки плачущих детей и вышла за дверь под аккомпанемент из всхлипов свекрови.
Татьяна остановилась на тротуаре, тяжело дыша и прижимая к себе сынишек. И что же им делать дальше? Куда идти? Это был действительно критический, переломный момент в их семейной жизни, от которого будет зависеть очень многое. Им с Михаилом предстояло принять главное решение.
Прошла неделя с того памятного дня, когда из-за крупной ссоры Татьяна вынуждена была уйти из своей собственной квартиры вместе с детьми. Они временно жили у ее родителей, стараясь забыть пережитый стресс.
А Михаил все это время пытался действовать как миротворец - он остался в злополучной квартире, надеясь все-таки уговорить свою мать уехать по-хорошему и дать их семье наконец-то спокойно зажить отдельно.
Но Нина Петровна оставалась полностью непреклонной. Она наотрез отказывалась признавать свою вину за весь разлад в семье и все бесконечные ссоры с невесткой. Свекровь твердила, что имеет полное право поступать так, как считает нужным.
Михаил все больше терзался от ощущения отчаянности и вины перед женой.
Каждый день он приезжал к Татьяне и умолял ее простить пытаясь оправдать свое бездействие и нерешительность любовью к маме.
Михаил осознавал, что своей нерешительностью фактически разрушил их семью и брак. И наконец после долгих мучительных размышлений и душевной борьбы он все же принял твердое решение.
— Мама, я люблю тебя больше жизни, но моя семья - это Татьяна и наши дети. Если ты немедленно не съедешь из моей квартиры, мы уйдем от тебя навсегда.
Услышав такие слова от сына, Нина Петровна разрыдалась. Но на этот раз Михаил проявил невиданную для себя твердость духа.
Оставив мать одну в слезах, он направился к супруге:
— Татьяна, я наконец сделал выбор - выбрал тебя и детей. Умоляю, возвращайтесь домой. Клянусь, мать больше не вмешается в нашу жизнь.
Татьяна колебалась, ведь пережитая обида была велика. Но любовь к мужу пересилила, и постепенно они вновь обрели былое доверие. Через неделю семья заново въехала в родную квартиру.
А Нина Петровна, собрав вещи, уехала в полном молчании. Она тяжело переживала это предательство со стороны родного сына, которого обожала больше жизни.
Со временем Михаил и Татьяна смогли преодолеть последствия конфликта. Семья вновь обрела гармонию, которую чуть не потеряла. Татьяна утвердилась в роли хозяйки дома, а Михаил научился отстаивать интересы семьи, прислушиваясь к матери в разумных пределах.
Нина Петровна долго не могла простить сына за потерю главенствующей роли, но со временем смягчилась. Конфликт разрешился, оставив горький осадок, но закалив отношения Михаила и Татьяны. В их доме воцарились покой и взаимопонимание, а связь поколений не была разорвана благодаря компромиссам всех сторон.
Татьяна и Михаил были счастливы, что наконец-то избавились от токсичного влияния свекрови. Но в глубине души Татьяна понимала, что не все так просто справляются с подобными ситуациями. Однажды, сидя в кафе, она услышала разговор за соседним столиком, в котором молодая женщина жаловалась подруге на свою свекровь, постоянно вмешивающуюся в их семейную жизнь, продолжение истории...