— Интересно… Интересно, — бормотал себе под нос Вовка.
— Что ты там бормочешь? — поинтересовался дедушка.
— Да вот не пойму, для чего тут этот замок висит. Чтобы ограждение не украли! — весело рассмеялся Вовка.
Дедушка посмотрел на замок, висящий на ограждении:
— Да нет, брат. Видишь, напротив ЗАГС. Там совершают обряд бракосочетания. А у молодожёнов есть традиция — вешать замки любви на перила мостов или, как здесь, на ограждение набережной. Считается, что запирание замка и выбрасывание ключа символизирует постоянное скрепление их любви и преданности друг другу. Это как будто выбрасывается ключ к их сердцам в знак того, что никто другой не сможет открыть замок.
Вовка хлопнул себя по лбу ладонью:
— Точно! Я же слышал об этой традиции, да, видно, забыл.
Дойдя до конца бульвара, вышли к месту впадения реки Казоха в Волгу.
— А это что за огромное сооружение? — поинтересовался Вовка, указывая рукой на здание, стоящее на противоположном берегу Казохи.
— Насколько я помню, это элеватор. Раньше при СССР были колхозы, в которых выращивали пшеницу, рожь, ячмень, а зерно сдавали на хранение в элеватор. В то время очень выгодно было привозить и увозить зерно в Кинешму по воде, поэтому все элеваторы были расположены на Волге. Союз распался, колхозов не стало, не стало зерна, а значит не нужны стали элеваторы.
— Печально, — вздохнул Вовка, взглянув ещё раз на остатки былого величия.
Они спустились на набережную. Волга встретила их плеском волн, разбивающихся о мокрые бетонные бока набережной. На поверхности воды плавно поднимались и опускались кувшинки. Воздух был влажный и остро пах водорослями.
Рыбак лениво прислонившись к ограждению, закинул удочку прямо с набережной, беззаботно глядел на поплавок, качающийся на речной волне, и провожал глазами проходящие теплоходы.
Пошли вдоль набережной в сторону Речного вокзала.
— А вы знаете, что Кинешемский драматический театр — один из старейших театров провинциальной России? Это единственный театр, который носит имя Александра Николаевича Островского с первого дня своего существования, и создан он был при участии членов семьи великого драматурга, — спросил дедушка, указывая на здание театра, стоящее на высоком берегу.
— Не знаем, — честно признались Вовка с бабушкой, — а откуда, интересно, ты всё это знаешь?
— Просто интересуюсь историей нашего края, — ответил дедушка. — Кстати, беседка Островского названа так неспроста, — продолжил он, кивнув на висящую на обрывистом зелёном склоне беседку. — Когда-то великий драматург любил смотреть с этого места на Волгу. Он даже записал в своём дневнике такие строки: «На конце бульвара сделана беседка. Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы еще не видели до сих пор. Мимо нас бурлаки тянули бурку и пели такую восхитительную песню…»
Вовка с интересов рассматривал проходящие по реке речные суда: стройные и очень красивые речные лайнеры, быстрые прогулочные катера с которых был слышен голос экскурсовода и неторопливые низкосидящие в воде сухогрузы, под завязку гружёные песком, щебнем и ещё каким-то грузом.
Вспомнились строки из песни Высоцкого:
«Как по Волге-Матушке, по реке-кормилице,
Все суда с товарами, струги да ладьи.
И не надорвалася, и не притомилася -
Ноша не тяжелая, корабли свои.»
Вот совсем недалеко пролетела моторная лодка, оставляя за собой пенный след, волна следом за ней тяжело ударила в бетонную стену набережной:
«На лодке моторной по Волге одна летала,
в сверкающий день влюблена.
Забрызгано платье, взметнулась коса,
и словно поют — голубые глаза.
С зеленой бульварной крутой высоты
глазели гуляки на шквал красоты!
Рукой ударяла по сизым волнам,
она улыбалась и солнцу, и нам.
И, кажется, пела…
И, кажется мне,
я все это видел однажды во сне. …
Но где же ты, лодка?
Лишь трепетный след…
Прекрасно мгновенье, которого нет!» (Глеб Горбовский).
— А вот и Речной вокзал, — подал голос дедушка, указывая на двухэтажное здание справа. — С 1955 до 2007 года он был важным транспортным узлом Кинешмы. А сейчас здесь иногда пристают круизные теплоходы, можно нанять катерок для прогулки и посмотреть на город с Волги, по выходным — прокатиться в Плёс или Юрьевец. Вот такие дела, — добавил он.
— Смотрите, какой интересный мост! — крикнул Вовка, стараясь перекричать шум ветра и волн, бьющих о берег.
Металлический мост перекинулся с одного берега реки Кинешемка на другой, соединяя центральную и заречную части города.
— Мост этот называется Никольский, — пояснил дедушка, — построен он был в 1959 году. Рассказывают, что мост был привезён из побеждённой Германии в качестве компенсации за причинённый войной ущерб. А строили его пленные немцы. Ещё рассказывают, что по ошибке привезли слишком широкий мост, который предполагал укладку железнодорожных путей.
А до этого здесь был деревянный мост, построенный ещё в 1866 году. Назвали его по имени улицы Никольская, которая, в свою очередь, называлась по приделу уже не существующего собора. Теперь улица называется Ивановская, а название моста так и оставили — Никольский.
— Что-то есть захотелось, — вдруг объявил Вовка, поглаживая недовольно урчащий живот. — А потом, кто-то обещал накормить меня знаменитым кинешемским фритюрным пирогом, — заговорщицки подмигнул он.
— Потерпи ещё немного, — успокоил дедушка. — Вон там видишь на горке ресторан, «Русская изба» называется. Вот там и отобедаем.
Кстати видишь за зданием ресторана колокольню. Это колокольня Успенского собора, построенного в 1745 году. Сама же колокольня построена в 1798 году, а высота её — 76 метров. Она считается одной из наиболее живописных в Ивановской области. Это классическая русская колокольня того периода с дорическими колоннами и элементами барокко, сужающаяся к верху.
На возвышенности, сразу за рестораном, Вовка увидел стройную белоснежную пятиярусную колокольню. Её шпиль устремлялся в голубое небо.
— Вот сейчас подкрепимся в ресторане, отдохнём и продолжим нашу экскурсию. — поделился дедушка. — Дальнейший наш план такой: обедаем, отдыхаем и идём смотреть Троицко-Успенский собор, потом — Музей валенок, а потом уже и домой. — предложил он.
— Согласны! — одновременно ответили Вовка с бабушкой.
— Только перед тем, как пойдём обедать, я загляну в лавку, которая торгует сувенирами. — поставила в известность бабушка. — Я же не могу вернуться домой без сувениров с этого красивого города, — добавила она.
— Без проблем! — согласились Вовка с дедушкой. — Ну что, вперёд, к сувенирам!
*****
Кстати первую часть рассказа о поездке в Кинешму можно прочитать здесь 👇
*****
На сегодня, друзья, всё. Если понравился рассказ, пишите, пожалуйста, комментарий. Буду рад подписке на мой канал.
До скорой встречи на моем канале!