Найти в Дзене
tuning pipes

На стиле

Изначально я хотел просто показать фото в традиционном режиме было-стало, но не тут-то было, Остапа понесло..

Здрасьте вам через окно!

Модные тенденции и созвучность времени вещи, безусловно, важные. Позволить себе выглядеть белой вороной или увлекаться чем-то, не вписывающимся в современные рамки, могут позволить себе немногие - тут действительно нужен внутренний стержень, титановые тестикулы и какой-никакой жизненный опыт и интеллект. А иначе это простое позёрство и фриковатость головного мозга. Ну или пубертатный период.

Совсем другое дело - стиль. Как и вкус, его невозможно создать себе на ровном месте, если ты ничем не наполнен. С ним нужно или родиться гением или воспитать его внутри. Насмотреться, начитаться, наслушаться, напробоваться, наошибаться и миллион других на- , однако тоже, никакой гарантии. Иногда помогает копирование в лоб, но и тут можно облажаться: тренды неустойчивы, а сама копия редко когда превосходит оригинал. Depeche Mode, и всё тут. Хочешь сделать хорошо, свежо и ново - сделай сам. И не забудь спросить хотя бы у бабушки, точно ли ты прям жених и точно ли все девчонки свернут себе шеи, когда ты в этом свитере и жидких усишках над верхней губой?

Тут, в основном, поработала природа, хотя накраситься можно по-разному. Но Орнелла - пример высшего пилотажа во многом и на все времена. Не меньше, чем Одри или Софи, и гораздо больше, чем Бриджит или Кейт. А на этом фото Орнеллу явно привлёк чей-то стильный свитерок с оленями
Тут, в основном, поработала природа, хотя накраситься можно по-разному. Но Орнелла - пример высшего пилотажа во многом и на все времена. Не меньше, чем Одри или Софи, и гораздо больше, чем Бриджит или Кейт. А на этом фото Орнеллу явно привлёк чей-то стильный свитерок с оленями

Так что мода - это про креатив и эклектику. И у креатива не должно быть внутренних ограничителей; смело заплываем за буйки, смешиваем, взбалтываем и навязываем всем, до кого можем дотянуться. А стиль, прежде всего, это чувство меры. Но даже у этого чувства должна быть мера: напялить строго чёрное и всю жизнь слушать один лишь black-metal - это не стиль, это узкий кругозор. Блёклость, если угодно. Только интуитивное понимание, куда именно поставить яркие акценты, и есть стиль, а чем конкретно акцентировать и в какой форме - вкус.

К чему это я тут про haute couture и свитерки? Да всё к тому же, о чём и всегда на этом канале - к трубкам. Меня удручает масс-маркет и его ленивые прихваты. Особенно, когда в руках благодатный материал, а мануфактура как будто всем составом специально отвернулась и отказывается это замечать. Судите сами.

Это не минимализм, не Баухаус, это банальная лень и серость. Один из самых простых, но в то же время, не избитых трубочных шейпов - westpocket, о котором я уже рассказывал, можно было обыграть гораздо веселее! Но зачем напрягаться, пару раз крупной фрезой пошваркаем и норм. Не могу смириться. Такой руст мне не нравится - издевательство какое-то, а не руст, и я его переделаю, но вначале будет слово.

-4

Затёртый штамп на трубке сообщает о величественности (Majestic) и лондонском производстве (London made). К чему бы тогда эта плашка про Ben Wade? Я уж не говорю, где тут величественность, а дело вот в чем: Majestic - когда-то был суббрендом марки Ben Wade, которая, в свою очередь, когда-то была вполне конкретным человеком и очень заметным персонажем британского трубоделия. А история марки настолько противоречива, что её просто необходимо рассказать.

-5

В Лидсе, что в графстве Йоркшир, Бенджамин Уэйд открыл трубочно-табачный магазин имени себя в далёком 1860 году. Если вы помните, в эту пору бриар только-только робко начинал поднимать голову, пенковые трубки ещё лет 30 царили на рынке. Но как любой энтузиаст и хороший бизнесмен, Уэйд не мог игнорировать его существование, поэтому активно включился в бриаровые игры. Отчасти потому, что из Британии до Средиземноморья и дикорастущего бриара простому владельцу магазина добраться куда проще, чем до Африки с её пенкой. Тем более, Франция - вот она, под боком, а там и мастера, и бриар, и круассаны с крутонами, и бог знает, какой ещё канкан в этих ваших муленружах творится.

-6

Так что с 80-х годов 19-го века Бенджамин понаоткрывал магазинов, а также основал мануфактуру при них под названием Eliza Wade, на которых и резал свои первые бриаровые трубки, которые теперь настолько редки, что если встретите - хватайте не глядя. Благо, сами трубки, несмотря на среднеценовой сегмент уровня Comoy's, Civic и Loewe, были очень качественны - иначе Бен никогда не вошёл бы в историю. Кроме того, трубки того периода - до 1900-х годов - почти всегда украшались серебром, а это весьма прельстиво.

-7

Бенджамин нанимал хороших мастеров из Франции и Англии, нередко сам становился к верстаку. Наверняка, какая-то из трубок того периода вышла непосредственно из-под его рук. Я за жизнь пользовался пятью его трубками, выпущенными с 1902 по 1914 год, судя по шеффилдским клеймам на серебре. И все они были одинаково ровные по качеству исполнения. Не знаю, сам-не сам он их резал, но что следил за качеством сам - это совершенно точно.

-8

Как водится абсолютно во всех историях про английское трубоделие, компания жила себе, расцветала, а на пике расцвета пришёл кто-то вредный и богатый, всё скупил и теперь радуется. А бедная мануфактура, напротив, сокрушается, да и мы вместе с ней. Хотя, казалось бы, нам-то что? Тем не менее, чаша сия не обошла стороной и бизнес Уэйда - просто такое было время. В 1913 году члены семьи Бенджамина поделили дело между собой и продолжили заниматься каждый своим направлением под папиной франшизой. Так было до Второй мировой.

-9

В сороковых годах, к сожалению, фабрики семьи Уэйда в Лидсе были полностью разрушены бомбёжкой - случился так называемый Лидский блиц, сами почитаете, кому интересно. Компания оказалась в патовой ситуации, да и не только она - те же проблемы были у Charatan, Comoy и даже Dunhill. Поэтому трубок Ben Wade тех времён встретить практически невозможно. Но сразу после окончания Второй мировой, семья решила восстановить мануфактуру, наладить снабжение сырьём и продолжить выпускать английскую трубочную классику. И вот тут история совершенно мутная: доподлинно неизвестно, они только решили восстановить или прям восстановили фабрику?

Made in Leeds
Made in Leeds

Дело в том, что трубки с клеймом Ben Wade появлялись в трубочных каталогах тех лет аж до 1960х годов, но сильно не в том объеме, который могло бы дать собственное производство. И даже несмотря на то, что в течение пятнадцати-двадцати лет появлялись новые линейки и модели трубок, есть мнение, что семья Уэйдов закупала неплохие трубки у сторонних мануфактур и просто клеймила их Ben Wade. Лично я разделяю это мнение. Так делали многие в то время. Хотя, безусловно, какой-то заводишко в Лидсе был примерно до 1965 года, просто объемы выпускаемой продукции указывают на то, что дела Уэйдов шли не очень, по сравнению с довоенным периодом.

-11

Вся история мануфактур Британии традиционно делится на какие-то эры, эпохи и прочие временные отрезки, взять, хотя бы, самую знаменитую дисциплину специальной олимпиады - Кадоган/Докадоган. Касательно Ben Wade, семейная эра мануфактуры окончательно завершилась, когда грозный объединитель-пожиратель Герман Лэйн решил в 1962 году купить сразу две именитые мануфактуры с громкими именами и одинаковыми проблемами - Ben Wade и Charatan. Ну и купил.

-12

В пятидесятых годах компания Лэйна была единственным дистрибьютором марки Charatan в Америке, и сам Герман Лэйн, поглотивший немало трубочных мануфактур, всегда испытывал отчётливое влечение к Шаратану (и его можно понять!), поэтому свой шанс не упустил.

Made in London
Made in London

А что же Бен Уэйд в этом всём? А от него Лэйну, по сути, понадобилось только громкое, раскрученное и уважаемое имя. С 1965 года с этих трубок навсегда исчезло клеймо "сделано в Лидсе" и тамошний завод закрылся навсегда. Лэйн перенес производство Бен Уэйд на Шаратан, но производились там теперь не самобытные высококачественные трубки из Лидса, а, по сути, неплохие секонды Шаратана под маркой Бен Уэйд и лондонскими клеймами. Бен Уэйд стал чем-то вроде Хардкасла для Данхилла, была у нас намедни такая печальная история. А Шаратан в эру Лэйна, надо отметить, оставался вполне себе люксом до семидесятых годов 20-го века, в него Герман добавил капельку любви размером с коня.

Пребен Хольм
Пребен Хольм

И надо же так случиться, что в 1971 году молодому быстроразвивающемуся датчанину с мотором в одном месте Пребену Хольму (Preben Holm), резавшему обалденные фрихенды для реализации в Америке, удалось угодить в финансовые трудности лютого масштаба. А именно - его прокатил дистрибьютор, контора Shug Harbour Ltd., мол, денег нет, вы держитесь, но за партию ваших трубочек мы заплатить вам никак не можем, пардон-оревуар.

Вот такие фрихенды резал Пребен Хольм в свои 22 года
Вот такие фрихенды резал Пребен Хольм в свои 22 года

Хольм оказался парнем не промах и рванул в Нью-Йорк, искать нового реализатора своей продукции (поближе, очевидно, не нашлось, но легенда есть легенда), а заодно и проветриться. Оно и понятно, Пребену было всего 22 года. Уж не знаю, как он там вышел на Лэйна, но одно знаю точно и испытал на себе: трубокурский и трубодельческий мир отличается искренним неравнодушием его адептов к судьбе друг друга. Одним словом, парню помогли встретиться с Лэйном, которого поначалу заинтересовать не удалось: до американской истерии по фрихендам, на которых специализировался гениальный Хольм, еще было довольно далеко, а собственными массовыми машинными трубками Лэйн мог дорожки у себя на даче выкладывать, да ещё и Хольму на память мешок отсыпать.

-16

Тогда Хольм поклялся кожаными штанами Рагнара увеличить продажи и поднять качество продукции на такой уровень, что даже лично Тор спустится в Нью-Йорк посмотреть на экономическое чудо. Этот момент с появлением Тора в Нью-Йорке был творчески обыгран в художественном фильме “Мстители» от Марвел, просто хронометраж, борьба с курением на экране, то-сё - короче, самые интересные кадры почикали в угоду цензуре. Да-да, всё так и было, инфа 100%.

Златовласка спустилась в Нью-Йорк поглазеть на фрихенды
Златовласка спустилась в Нью-Йорк поглазеть на фрихенды

Лэйн поверил в реактивный потенциал Хольма, и через некоторое время Пребен выслал ему из Дании образцы продукции. Лэйн уж насколько прожженный мужик был в плане трубок, недаром его называли Железный Герман, но тут его проняло настолько, что он не только заключил контракт с Хольмом, обеспечил поддержку в прессе, оплатил рекламу, каталоги и всё сопутствующее, но и решил продавать трубки Хольма в Штатах под принадлежащем компании именем Ben Wade!

Хольм под маркой Бен Уэйд. Вроде скромно на вид, но совершенно нескромный бриар. Пребен в этот раз выходил на рынок Штатов сдержанно и осторожно, а уж потом разошёлся в своём творчестве так, что вызвал массовый психоз в отношении фрихендов
Хольм под маркой Бен Уэйд. Вроде скромно на вид, но совершенно нескромный бриар. Пребен в этот раз выходил на рынок Штатов сдержанно и осторожно, а уж потом разошёлся в своём творчестве так, что вызвал массовый психоз в отношении фрихендов

Ну а что, имя всё равно без дела простаивает, по большому счёту, да и, откровенно говоря, параллельно открыли компанию Ben Wade Pipes под Хольма, на всякий случай - в Англии-то производство тоже мало-вяло шло. И надо сказать, Пребен Хольм совершенно не за красивые глаза уважаем в трубочном мире и не просто так считается гением - его работы того периода и под клеймом “Ben Wade, handmade in Denmark” произвели в Америке такой фурор и подняли продажи классических трубок и фрихендов на такой уровень, что не снился самому Бенджамину Уэйду в лучшие годы. И вокруг трубок Бен Уэйд того периода, когда их резал Хольм, даже сложился некоторый культ.

-19

Однако, в 1986 году Пребен опять вляпался в какую-то финансовую лепёху и был вынужден почти полностью остановить производство, уволив большую часть своих мастеров. Датский период Ben Wade окончательно завершился в 1989 году, когда умер Пребен Хольм.

Что особенно обидно, даже владея такими матёрыми именами, как Шаратан и Бен Уэйд, Lane ltd. умудрилась загубить обе марки настолько, что в 1978 году продала производство - кому б вы думали? - Данхиллу. Но и Данхиллу эти мануфактуры на пол не упали - зачем ему дополнительная головная боль по производству секондов, когда у него и так Паркер-Хардкасл пашут на этой ниве, как из ружья? Мануфактуры, может, и не упали, а овладеть маркой - это святое. Британское производство (не датское, там всё только разворачивалось) Бена Уэйда схлопнули сразу, а Шаратан под Данхиллом проскрипел ещё 10 лет, до 1988 года.

Итак, Шаратан всё, Бен Уэйд ой, всё. Казалось бы. Но тут в начале нулевых на рынок США внезапно выпала дивизия зомби: трубки с клеймом “Ben Wade, Made in London, England”! И что интересно, трубки эти были в сногсшибательном бластовом рисунке: симметричные годовые кольца, паутинки, расходящиеся точно от центра донышка к периферии, хайгрейд, да и только! А цена божеская.

-20

Трубокуры смекнули, что чудес не бывает, и Мать-природа не настолько щедра, чтоб выдавать идеальный бриар, как сельдь икру, сотнями кусков, да ещё и чётко в одну мануфактуру. Провели расследование - что и требовалось доказать: сначала эти трубки рустировали под бластовый рисунок, а потом без палева песочили поверх руста. Операция Ы, чтоб никто не догадался, ага. Все сделали вид, что не догадались и продолжили раскопки - страна же должна знать своих героев, кто там такой ушлый оказался?

Мы тут тоже умеем руст под бласт, если что. Мастер - Павел Савров. Ну и я немного
Мы тут тоже умеем руст под бласт, если что. Мастер - Павел Савров. Ну и я немного

Ушлым оказался Джон Дункан, внук Джона Дункана. Это примерно как Георг Йенсен, сын Георга Йенсена, только из Англии. Шутки шутками, а по факту в дело воскрешения Бен Уэйд включилась очередная старинная мануфактура Британии - Duncan’s Briars, основанная аж в 1899 году и довольно знаменитая в узких кругах ограниченных людей, в основном, неплохим копированием системных трубок Петерсона. Не знаю, как вы, а я прям отсюда слышу хриплый голос Бенджамина Уэйда из Небытия: «… что ж вы, гады, мне покоя-то не даёте!» и дальше сплошной английский мат-перемат. Нет, ну в самом деле, это уже какая по счёту реинкарнация? При всём уважении, трубки Бен Уэйд действительно были хороши, но явно не настолько.

Современщина. На вид неплохо, но цена, черный цвет, руст и бласт кагбэ намекают
Современщина. На вид неплохо, но цена, черный цвет, руст и бласт кагбэ намекают

Дальше следите за руками: товарищ Джон Дункан, который внучара, выкупил у Данхилла права на марку в 1998 году и тут же перепродал её своему шурину-мурину Питеру Уилсону, основателю ещё одной трубочной марки Northern Briars, сделавшему камбэк Бену Уэйду, но не из энтузиазма, а из чистейшего консьюмеризма: многоступенчатый хайп на именах Уэйда, Шаратана, Хольма и Данхилла. И этот его выход сразу на рынок Америки, как и история с рустобластом, только подтверждают цели возрождения марки. Странно, что от лэйновской-хольмовской Ben Wade Pipes претензий не поступило, судебные тяжбы за копирайты и товарные знаки в наше время вполне себе доходный бизнес. А самое интересное, что автор и исполнитель воскрешения легендарного имени, не заморачиваясь, развернул производство своих Бен Уэйдов - Лондон мэйдов прям на Паркер-Хардкасл у Данхилла, на той же фабрике и по тому же адресу. И, конечно, во имя снижения себестоимости производства, сразу по дендрофекальному методу (гуано и палки) из остаточного бриара, не подошедшего ни Паркеру с Хардкаслом, ни, тем более, Данхиллу. А чо, руст же всё сгладит. Теперь, надеюсь, стало ещё понятнее, почему я предпочитаю старые эстейты новым трубкам?

-23

Ну так а что же с этой трубкой? А с ней теперь всё хорошо: она попала в санаторий Tuning pipes, отдохнула и получила весь необходимый комплекс омолаживающих процедур, в том числе, и некоторые стилевые преобразования - не зря же я в самом начале размышлял вслух на эту тему.

-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31

Эта трубка из той эпохи, когда Пребен Хольм уже вовсю резал свои фрихенды, а британский филиал Ben Wade тихо загибался вместе с Шаратаном.

Напоследок я хочу дать краткую узкоспецильную справку для интересующихся по историческим вехам марки Ben Wade и грейдингу того периода, когда мануфактура была семейной, а деревья были большими.

  • 1860-1965 pre-Lane: клеймо "Made in Leeds, England";
  • 1965-1982 Lane: клеймо "Made in London England", "London made", "London";
  • 1982-1989 Holm: фрихенды в основе, клеймо "Hand Made in Denmark";
  • c 1989 по сегодняшний день, Resurrection: клеймо "London - England" и всевозможные его сочетания со словом made, на мундштуке белое клеймо "Ben Wade".

Довоенные линейки Ben Wade, сделанные в Лидсе были разделены на три уровня:

Высший грейд со штампом «Ben Wade», в порядке убывания:

Ben Wade “Larnix” (Gold), Ben Wade “Larnix” (Silver), Ben Wade “Super Grain”, Ben Wade “Selected Grain”, Ben Wade “Walnut”, Ben Wade "Standard".

Средний грейд, проштампованный “BW”:

B.W. “Natural Grain”, B.W. “Statesman”, B.W. “Club Special”, B.W. “County”, B.W. “Ambrosian”, B.W. “Virgin Briar”.

Начальный уровень “B.W.L.” :

B.W.L. «”Garrick», B.W.L. «Hurlingham», B.W.L. «Advent», B.W.L. «Adelphi», B.W.L. «Tense Grain» .