Для музыкантов критически важно качество звука на сцене, так как оно напрямую влияет на качество выступления. Я, как бывший барабанщик, с уверенностью могу заявить, что чем лучше звучит сцена, тем лучше играют музыканты, и наоборот. Концерт на площадке с плохим сценическим звуком может легко превратиться в настоящее испытание для исполнителей, и во время такого выступления они будут думать только об одном, когда это наконец закончится. Так как же мы можем улучшить качество звука на сцене?
Давайте рассмотрим этот вопрос на примере вокального микрофона, поскольку чаще всего проблемы связаны именно с ним. В большинстве случаев на саундчеке мы настраиваем звук для вокального микрофона в зале и отправляем этот же сигнал на мониторы.
Тут сразу возникает вопрос: отправлять сигнал до регулировки громкости (pre-fader) или после неё (post-fader)? Обычно более предпочтительным вариантом является pre-fader. У вокалиста есть свой уровень громкости монитора на сцене, который не зависит от уровня громкости в зале. Это идеально подходит для сольных концертов, когда предполагается, что мониторная линия настроена под конкретного исполнителя, и никто больше этой линией пользоваться не будет. Однако это не подходит для сборных концертов и фестивалей, поскольку тихо поющий артист не услышит себя, а громко поющему будет не комфортно.
Конечно, можно после саундчека сохранить сцену или лучше snippet с настройками линии, но в реальных условиях фестиваля или сборного концерта это не всегда возможно. В таком случае лучше подойдет post fader. Нужно лишь отрегулировать необходимый уровень громкости микрофона в зале, затем подойти на сцену и, не выключая звук в зале, настроить уровень мониторной линии так, чтобы сигнал из мониторов был чётко слышен. Теперь, когда вы хорошо слышите микрофон в зале, независимо от того, насколько громкий или тихий вокалист сейчас на сцене, вы знаете, что его также хорошо слышно и в мониторах. Единственная деталь: бывают случаи, когда вокалисты поют очень тихо, поэтому важно отметить максимально безопасный уровень сигнала, который не следует превышать. Обычно на съемках сборных выступлений микрофонные мониторные линии находятся в конфигурации post fader, поэтому важно помнить о возможной обратной связи, которая будет проблемой.
Второй вопрос заключается в том, что делать, если голос звучит прекрасно через акустические системы (PA), но звук из мониторов не устраивает вокалиста. Можно попробовать скорректировать звук в мониторах с помощью эквалайзера мониторной линии, но это не всегда самый эффективный способ. В таком случае я предпочитаю создать дополнительный канал на консоли специально для мониторной линии. Например, если используется цифровой микшер, я назначаю вокальный микрофон на первый и второй входные каналы пульта. Сигнал с первого входа направляется только на акустические системы (PA), а сигнал с второго входа только на мониторы.
Тут может возникнуть некоторая проблема. Некоторые модели микшерных консолей, например, Behringer/Midas X/M32, при таком подходе имеют взаимозависимые уровни усиления каналов (гейны). Это означает, что если мы поднимаем уровень усиления (гейн) на вокальном канале для передачи на громкоговорители (PA), он также поднимается и на мониторной линии. В случае с сольным концертом артиста в режиме pre-fader это совсем не подходит. Уровень громкости на мониторе уже отстроен и не должен зависеть от уровня в зале. В таких случаях, или в случае если у нас аналоговая консоль, можно просто использовать "Y"-образный кабель.
Из минусов такого подхода будет незначительное падение уровня сигнала. Однако из плюсов, в ситуации спешки при саундчеке можно избежать необходимости разбираться с тем, как работают гейны (усиления) на консоли при объединении каналов (часто местные звукорежиссеры не знакомы с этим режимом) и сразу подключить микрофон через "Y"-образный кабель. Обычно я именно так и поступаю. При этом можно подключиться непосредственно к консоли, что позволяет экономить каналы. Если кабели качественные, то проблем не возникает.
Микрофон, подключенный к акустической системе (PA), я корректирую с помощью канального эквалайзера, а мониторную линию настраиваю через параметрический и треть октавный эквалайзеры линии (или просто треть октавный эквалайзер в случае аналогового варианта). При этом эквалайзер канала остаётся нетронутым. Я активирую только фильтр высоких частот и настраиваю звук монитора с помощью параметрического эквалайзера линии, используя свой голос. Затем, с помощью треть октавного эквалайзера и анализатора Spectroid на моём телефоне, я убираю наиболее раздражающие частоты. Вокальный монитор не должен звучать красиво, самое главное, чтобы через него хорошо звучал голос вокалиста. После этого я могу настроить мониторный канал по желанию певца, используя канальный эквалайзер. Все эти действия при необходимости можно повторить и для остальных инструментов. Конечно, идеальным вариантом было бы наличие отдельной мониторной консоли, но это далеко не все могут себе позволить.
Вот и всё на сегодня. Если у вас есть какие-либо вопросы, не стесняйтесь писать в комментариях, и я постараюсь на них ответить.