Найти тему
Ягушенька

Знать бы где упасть - соломки бы постелил

Картина Васи Ложкина
Картина Васи Ложкина

Катерину воспитывал отец. Мать, бросив дочь, сбежала в светлое будущее с любовником, не собиравшемуся воспитывать чужого ребёнка. Обычно в таких случаях детей отдают бабушкам, но мать отца не собиралась помогать воспитывать ребёнка от невестки б. А родители кукушки жили и вовсе в крохотном посёлке в доме без удобств.

Вся тяжесть воспитания ребёнка обрушилась на отца.

Олег Львович был занятой человек, но находил время для дочери. Понимал, что гены матери б. пальцем не задавишь, поэтому делал всё, чтобы Катя ни в чём не была похожа на родительницу. Девочка была уже в том возрасте, когда помнишь если не всё, то многое. Мать не работала, вела быт, а поскольку дочь выросла из пелёнок, оставалось время, чтобы встречаться с мужчиной, благо мужа практически не бывало дома.

Отец сделал выводы, и принялся ставить перед дочкой правильные цели.

-Твоя мать - (некультурное слово), тупая и ограниченная. Но красивая, да. Потому и повёлся. Учись хорошо, чтобы ни в чём не быть похожей на бабу, которая тебя родила.

И девочка училась, чтобы не огорчать отца. К тому же и выбора особого не было. За плохие оценки следовало неотвратимое и жестокое наказание. Ремень. Всего за год у девочки резко поднялась успеваемость, зато пропал сон и аппетит. Подружки тоже крайне не приветствовались. То есть отец был бы рад, если она дружила с девочками из хороших семей, но популярные одноклассницы не горели желанием общаться с некрасивой вечно испуганной тощей Катей.

Олег Львович знал, что подростковый возраст высвобождает в растущем организме такие пороки, о которых и подумать страшно. Тем более и предпосылки есть. Поэтому с дочерью была проведена обстоятельная беседа.

-Хоть раз увижу тебя с мальчиком - отдам в детский дом. Хоть раз накрасишь морду - ну ты поняла. Мне дома малолетняя б. не нужна, а у тебя гены мамаши (некультурное слово). А если почувствую запах спиртного - не посмотрю, что ты большая. Так отделаю, что сидеть не сможешь.

Девочке было очень стыдно такое выслушивать. Но куда деваться? Подружек растеряла, всё свободное время проводила в одиночестве, делая уроки или читая разрешённые книги. Отец строго контролировал сайты, на которых она сидела, и заблокировал практически все, кроме тех, что нужны для учёбы.

Она боялась, что мужчина выполнит угрозу и отдаст в детский дом, где робкой девочке пришлось бы не легко. И слушалась во всём. А ещё она вела быт. Отец был очень требователен к чистоте, и она драила квартиру до такого состояния, что придраться просто было не к чему. Разумеется, одевалась она в вещи, которые ей покупал Олег Львович. Прекрасная одежда, способная привести в восторг, если тебе больше пятидесяти.

Одноклассницы щеголяли голубыми волосами и пирсингами. Ей бы тоже хотелось проколоть пупок, но за этот поступок отец бы её точно убил.

Она поступила в университет на специальность, выбранную Олегом Львовичем, и была уверена, что тот ослабит вожжи. Не тут - то было!

-Не хочешь соблюдать мои правила - добро пожаловать на выход. Снимай квартиру, работай и живи как хочешь.

-А почему я не могу подрабатывать и покупать всё, что захочу?

-Потому что ты должна учиться лучше всех. А с подработкой будешь с двойки на тройку переползать. Закончишь университет, возьму к себе на работу, не надо будет бегать по шарашкам, умоляя, чтобы взяли неопытную вчерашнюю студентку. Незамужних девушек и не берут особо. А я сразу устрою тебя на нормальную должность, да и на глазах у меня будешь всё время.

То есть она никогда не освободится от гнёта отцовской любви? А надо ли ей освобождаться? Можно не переживать, где взять деньги на съём квартиры. Не бояться, что заболеешь, и не сможешь заработать на жизнь и аренду. Она не спит на лекциях, как одногруппники, подрабатывающие везде где можно. Но почему-то они выглядят счастливыми, а она - нет.

Отец проверял зачётки, не разрешал никуда ходить по вечерам, контролировал траты, узнавал расписание, и проверял, в какое время она вернулась домой. Понимал, что свалившаяся относительная свобода может сорвать у дочери крышу. Поэтому не поленился сходить в университет, чтобы посмотреть на одногруппников дочери. Увидев двух унылых ботанов, выразительно поиграл кустистыми бровями, и парни в ужасе отшатнулись.

Возможно, действительно, маятник качнулся в другую сторону. А может, пришло время влюбиться...Произошло то, чего отец боялся. За долгие годы авторитарного воспитания девушка научилась виртуозно владеть собой, но горящие глаза, летящую походку и выражение безграничного счастья скрыть невозможно.

-Завтра после твоих занятий пойдём в частную клинику, и если выяснится, что ты не невинная девушка, а б, выгоню из дома, - отец кричал так страшно, что Катерина испугалась. Ведь прибьёт же сейчас! Идти в клинику и испытать дикое унижение ей не хотелось. Но что оставалось делать? Она была абсолютно беспомощна за пределами квартиры, и не знала простейших социальных навыков.

Вместо того, чтобы идти на занятия, она позвонила утром любимому мужчине.

С Антоном она познакомилась, когда ждала автобус. Мужчина, увидев молоденькую девушку, мокнувшую под дождём, остановил автомобиль, и предложил подвести, и Катерина собиралась сначала отказаться...Отец категорически запретил садиться в машину к незнакомым людям. Послушная дочь открыла рот, чтобы произнести вежливый отказ. И замолчала, любуясь красивым мужчиной. С каким восхищением он на неё смотрит. Ну не может он быть плохим человеком!

И Катерина согласилась. Вот так они и познакомились. Студентка рассказала любимому про отца (как-то надо было объяснить, почему она не может приходить на свидания вечером), и он с готовностью выкраивал время, чтобы встречаться днём. Между ними сразу возникла та особая химия, благодаря которой люди стремятся проводить вместе как можно чаще, наслаждаясь каждой минутой. Это была любовь. Болезнь, симптомы которой подробно описывают в женских романах. Её не надо лечить, острая фаза проходит сама. Иногда переходит в хроническую, а чаще - человек излечивается полностью.

Антон был старше на пятнадцать лет, но выглядел намного моложе своего возраста. Мужественный профиль и открытое честное лицо. Ну как в такого не влюбиться?

Мужчина сразу понял, что у любимой неприятности.

-Давно хотел предложить переехать ко мне. Твой отец - чудовище. Я отпрошусь с работы и встречу тебя возле университета.

Катерина была счастлива. Всегда приятно, когда кто-то решает твои проблемы за тебя. До поры до времени...

Она вышла замуж за Антона в следующем месяце. Перед свадьбой наивно надеялась, что отец смягчится, и собиралась пригласить на торжество....Зря надеялась. При встрече Олег Львович молча швырнул дочери в лицо конверт с документами, и сказав "Такая же (некультурное слово) как мать, в гневе удалился.

Родственники и приятели Антона выразительно посматривали на намечающийся животик невесты, но ситуация была настолько банальной, что даже как следует не посплетничаешь по этому поводу. А вот то, что со стороны невесты не присутствовало ни единого родственника, было уже интересней. Её отец - не последний человек в серьёзной организации. Так почему же он не пришёл на свадьбу к единственной дочери? Ссора? Но из-за чего? Девушка очень застенчивая и робкая, видно же, что не умеет затевать склоку.

Антону не потребовалось много времени, чтобы убедить Катерину взять академ. Ты носишь нашего ребёнка, зачем нервничать? Это чревато. Сиди дома, веди быт. И готовься стать матерью. Супруг был такой заботливый и нежный...И Катерина охотно шла ему навстречу. Ведь муж её любит, и заботится, а она привыкла совсем к другому отношению.

Впервые Антон показал своё недовольство, когда Катерина родила девочку.

-Следующий будет точно мальчик, - мужчина тщательно прятал разочарование. Но Катя видела, как он недоволен, и сердце обливалось кровью. Как бы ей хотелось порадовать любимого сыном!

Вскоре недовольства стало больше. Девочка плакала, и у неё не было времени драить квартиру и готовить любимые блюда мужа. Антон терпел, понимая, что жене тяжело. К тому же квартира была в хорошем доме, с толстыми стенами, и он высыпался. Жена переехала в детскую, чтобы не вскакивать по ночам и не будить супруга.

Первый раз он ударил её, когда ребёнку было три года. То есть не ударил, а надавал пощёчин. За дело, разумеется. Она не успела приготовить ужин, потому что ребёнку нездоровилось.

-Это обычная простуда, - орал Антон, - Ты могла не носиться с ней, как курица с яйцом, а спокойно оставить её в кровати. Но нет. Ты показала своё неуважение ко мне. Я работаю, и содержу семью. Но и ты, в свою очередь, обязана выполнять хотя бы простейшие женские дела.

Во второй раз он оставил на её лице следы недовольства. И Катерина позвонила отцу.

-Папа, у нас ведь есть ещё одна квартира. Можно пожить в ней с Олей? Мне надо место, чтобы прийти в себя, Антон меня сильно избил. Я найду работу, девочка уже большая, её можно отдать в садик. Пожалуйста, помоги!

-Вот, значит, как ты заговорила. Сначала предала меня, выйдя замуж за проходимца, а как хвост прижало, так сразу "папа, помоги". А ты меня спрашивала, как я отношусь к твоему мужу? Он мне сразу не понравился, но ты всё равно пошла мне наперекор и вышла за него замуж. А теперь хочешь, чтобы я тебе помог? Да с чего бы? Сумела сама кашу заварить, сумей и расхлёбывать.

Олег Львович ещё долго бы продолжал в том же духе, но Катерине, в принципе, всё стало ясно.

И она прервала разговор, сказав напоследок "Тебе никто бы не понравился".

Наконец-то с большим опозданием повзрослевшая Катерина поняла, что надо уходить от мужа и решать свои проблемы самой. Никто и никогда не поможет тебе вырваться из ямы, в которой ты очутилась по неопытности и полного отсутствия жизненного опыта. Надо тащить себя из болота за волосы как барон Мюнхгаузен, иначе засосёт. И ладно бы её. Она теперь ответственна и за дочь.

Она начала готовиться. Сидела на сайтах, где были такие же как она, спрашивала советы. Катерина умела чистить историю просмотров, но видимо, муж каким - то образом смог узнать. Расправа была быстрой и жёсткой.

-Скажи мне, дорогая, зачем ты ищешь работу с проживанием? - дождавшись, когда дочь уснёт, спросил тем самым добродушным тоном, от которого хочется бежать, прикрыв голову руками.

-Потому что не могу больше сидеть дома. А работать ты мне запрещаешь.

-Да? По-твоему, взрослому человеку что-то можно запретить? Ты сама не хочешь работать, тебе гораздо приятней сидеть дома.

-Нет, не приятней. А ещё мне не нравится, каким ты стал.

-Не нравится?

Муж поднял руку, и перепуганная Катерина отшатнулась. Но он всего-то подвёл её к зеркалу, из которого на неё смотрела располневшая женщина с испуганными глазами.

-А вот какой стала ты. Но я же не говорю, что обабилась. Потому что люблю тебя. А ты предала мою любовь.

-Я хочу развестись, - Катерина сама не ожидала, что произнесёт эти слова.

-Что ты сказала?

Сердобольный супруг давал ей возможность взять слова обратно и отделаться малой кровью.

-Ухожу от тебя. Развожусь.

И в ужасе закрыла глаза. Муж на глазах превращался в монстра, как в малобюджетном фильме ужаса, когда под личиной добропорядочного отца семейства до поры до времени скрывается чужой, который и был его настоящей личностью.

Она сидела на полу, держась за нос, и молча смотрела на чужого человека. Сил бояться больше не было.

-Мы поняли друг друга, Катерина?

-Да.

-Ты прекращаешь думать о ерунде, и занимаешься домом и ребёнком. Кстати, будем работать над вторым. Завтра и начнём. Лучше - сегодня.

-У меня нос сломан, - прошептала Катерина. - Её тошнило, в глазах плясали чёрные мушки. Очень хотелось умереть.

-Сейчас отвезу тебя в больницу. Ты ведь не станешь выносить сор из избы, Катя?

-Не стану, - пообещала жена.

У неё диагностировали сотрясение мозга и сломанный нос. Муж приходил вместе с дочерью, приносил дорогие продукты и заботливо расспрашивал у доктора как дела у жены. Она такая неловкая. Поскользнулась на ровном месте и врезалась в (кулак) косяк.

В палате лежало шестеро женщин, каждая со своей историей.

-Муж? - догадалась соседка.

-Да, - Катерина надеялась, что соседка правильно поймёт её немногословность, и отстанет.

-Подавай заявление, пока в следующий раз не попала в больницу с чем-то более серьёзным, - не желала умолкать соседка. - Тебя, кстати, как зовут?

Через две недели её выписали из больницы, и супруг отвёз бледную и похудевшую Катерину домой.

-Вот, держи, я колечко тебе купил за то, что хорошо себя вела.

Огромное колечко ретро дизайна. Безвкусное и неинтересное. И дешёвое, мужу нравились массивные украшения в советском стиле. Они выглядели тяжёлыми, но на самом деле весили немного.

-Пока ты прохлаждалась в больнице, я был вынужден был нанимать няню. Всю квартиру мне уделала, и с ребёнком не занималась толком. У Оли простуда, кажется. Займись ребёнком, а мне на работу пора.

Оля бросилась к матери, молча обняла её за шею, и уставилась огромными глазищами. Катерина прекрасно знала этот взгляд, будто взятый у неё напрокат. Испуганный и неуверенный. Ждущий, что тебя пожалеют. Как у щенка на улице.

-Никто тебя не пожалеет, - по лицу Катерины текли слёзы, и девочка тоже начала всхлипывать. - Поэтому надо жалеть себя самой.

Девочка прижалась к её груди, и у Катерины больно защемило сердце. Скоро ей придётся лишиться привычного окружения, а в этом возрасте перемены - всегда даются сложно. А в каком возрасте они даются легко? Она слила в унитаз свою жизнь, и готовится слить и дочкину. Надо действовать, пока не стало слишком поздно.

Она взяла документы, дочь, и отправилась в ломбард. Обручалка и чудовищное колечко потянуло на немаленькую сумму. Где - то пару месяцев можно продержаться. Договорилась на просмотр квартиры. Оказалось, что можно въезжать сразу после подписания договора. Всё это время ребёнок был у той самой соседки по палате. У женщины была примерно такая же история, правда, квартиру повезло иметь свою. Муж, обидевшись, что его выгоняют из семейного гнёздышка и подают на развод, не рассчитал сил....

-Ну как она? - усталая Катерина пила чай на кухне.

-Нормально. Только молчит всё время. Квартиру нашла?

-Да, сейчас и переедем. Спасибо тебе, - Катерина заплатила оговорённую сумму, и, взяв ребёнка, ушла в новую жизнь.

Первое время она оставляла девочку в частном садике, потом удалось выбить государственный. Она подала заявление на развод. На побои. На материальный и моральный ущерб. На алименты.

Возмущённый до глубины души Антон угрожал по телефону, что найдёт её, и долго перечислял, что с ней сделает. Запись она отнесла в полицию, чем безмерно удивила супруга. Когда получил условный срок, долго удивлялся несовершенству законодательства. Ведь побои в семье вроде декриминализировали, так откуда такая несправедливость? После приговора Антона попросили уволиться, и он перестал платить алименты вообще. Ничего, найдёт на него управу, законы на этот счёт становятся всё более строгими. Она знала, что он безуспешно ищет работу, но в хороших организациях мужчины с судимостью не нужны, а в плохие он пока не шёл, почему-то надеясь, что случится чудо...Которое всё никак не хотело случаться.

Катерине приходилась не просто нелегко. Она практически перестала спать. Работала уборщицей в нескольких местах, чтобы скопить достаточно денег на случай, если с ней что-то случится. Радовало, что дочь буквально ожила. В садике ей очень нравилось. В первый день она забилась в угол и молча просидела, отвлекаясь только не прогулку и еду. Но потом втянулась, подружилась с другими детьми, и стала неохотно уходить домой.

Что не удивительно, ведь они жили в полуразрушенной хрущёвке, где каждый чих соседей был замечательно слышен. Но она над этим работала. В последнее время ей повезло устроиться в дорогой отель на час. Горничной и уборщицей. Работа была противной и мерзкой, но и платили отлично. А ещё щедрые чаевые. Она забросила остальные подработки и сосредоточилась на этой. Надо копить деньги на учёбу. Без неё хорошей работы не видать. Пока курсы, потом, по мере накопления опыта- будет видно. Но хорошие курсы дороги.

-На что с таким интересом смотришь? - поинтересовался охранник.

-Вот на того немолодого мужика, который заходит в наш отель с девочкой.

Мужчину она знала. Отец. Почему она не удивлена?

-Разве в таких случаях не звонят в полицию?

Охранник заржал.

-Это же крошка Жанна! Ей двадцать пять, с генетикой повезло, с такой работой девки быстро стареют. Она многостаночница, каждый день трудится, у нас все её знают.

-Какой мужчина представительный её за ж. держит, - невыразительно произнесла Катерина.

-Он с ней давно, лет пять, наверно. Главное, приходит в одно и то же время. По средам и воскресеньям, ровно в три, снимают всегда люкс. Жанка квартиру купила, теперь на ремонт зарабатывает. Торопится, пока внешность в товарном виде.

Катерина зашла в номер, и приступила к уборке. Завтра купит камеру и установит на нужное время.

А теперь - разговор с Олегом Львовичем (отцом она больше не могла его называть физически).

-Ты ещё не поняла, что клянчить деньги у меня бесполезно? - раздражённо изрёк Олег Львович. - ты сама про...ла свою жизнь, с чего я должен помогать взрослой кобыле, молодой и здоровой, но без мозгов?

-Ты встречался с подростком. Как ты мог. У меня и видео есть. Я поражена и возмущена. Все должны знать твоё истинное лицо, чтобы прятать от тебя своих дочерей, поэтому я отправлю это видео в полицию и всему твоему окружению.

-Откуда у тебя оно? Погоди, девушка взрослая, она просто так выглядит.

-А вот тут она говорит, что ходит в девятый класс, и строгие родители не дают ей денег.

-Это игра такая!

-Не переживай, там разберутся, - обнадёжила дочь.

-Давай встретимся, - зачастил отец, - давно же не виделись.

-А давай, мы же родные люди, - согласилась Катерина.

Отец положил перед ней дарственную на вторую квартиру.

-Довольна, гадина? - прошипел он.

-Очень, - призналась Катерина, тщательно изучая документ.

Отлично. Двухкомнатная квартира в сталинке, доставшаяся отцу (Олегу Львовичу) от матери. И ремонт там неплохой.

Мужчина с ненавистью уставился на Катерину.

-Ни копейки не получишь, когда я умру. Пусть лучше всё чужим людям достанется.

Он собирался многое сказать, но Катерина уже уходила. Ей было неинтересно терять время зря. Её ждала в садике дочь.

В следующий раз Олег ЛЬвович позвонил через год, из больницы. Шалунья Жанна довела - таки до сердечного приступа.

Оказалась - мужчина всё осознал и хочет познакомиться с внучкой.

-Что, смертушки боишься? - догадалась дочь. - И правильно. Сковородка тебе маслицем.

Катерине было некогда разговаривать с чужим человеком. Её наконец - то взяли на работу тестировщиком. Зарплата крохотная, но зато будет неоценимый опыт. Она забросила подработку в отеле на час, и стала мыть офисы по вечерам. Это ведь ненадолго. Когда у тебя есть цель и средство её достижения, трудности переносятся легче.

Ей нельзя расслабляться. Она в ответе за дочь, которую надо воспитывать правильно. Чтобы она выросла уверенной в себе незакомплексованной и с чувством собственного достоинства. Для этого дочь помимо учёбы посещала развивашки. Танцы они себе позволить не могли. Пока не могли. Зато рисование дочь освоила прекрасно, и Катерина с удовольствием покупала всё необходимое. Девочку хвалили, и матери было очень приятно, что дочь талантлива. Ведь успех ребёнка - это и родительский успех.

Поговорка "Знали бы где упасть - соломки постелили бы" - не совсем верна. Ты можешь постелить своему ребёнку соломку заранее, привив ему качества, которые помогут в жизни. А ещё - почаще говорить ,как ты его любишь. Тогда и соломка, возможно, не потребуется.

НОМЕР КАРТЫ ЕСЛИ БУДЕТ ЖЕЛАНИЕ СДЕЛАТЬ ДОНАТ 2202 2005 4423 2786 Надежда Ш. Алевтина Анатольевна, огромное Вам спасибо за оценку моего творчества