Найти тему

ОТКРОВЕНИЕ (ч.26): ПОДНЯТЬСЯ НАД ГРОЗОЙ

(Откровение 7:9-17)

Пока самолет набирал высоту, я нервничал. Шел дождь, дул ветер, обложенное тучами небо было темным и зловещим. Глядя в залитый струями дождя иллюминатор, я не мог понять, почему не отменили полет или, по крайней мере, не отложили его. Мы поднимались все выше, и воздушные потоки начали сотрясать самолет. После нескольких минут зубодробильной тряски самолет вырвался из мрака на яркое солнце. Облака под нами ослепляли своей белизной и были словно гигантские комья ваты, набросанные шаловливой рукой. Теперь полет проходил ровно. Мы поднялись над грозой.

На предыдущем уроке мы видели запечатление Божьих рабов, призванное подготовить их к будущим грозам. В этом уроке мы увидим их после бури, в Божьем присутствии.

В первой сцене главы 7 перед нами “церковь сражающаяся” на земле, а в последней - “церковь торжествующая” на небесах. Первая изображает христиан спасаемых, а вторая - христиан, получающих вознаграждение. Стихи 18 сосредоточены на безопасности в настоящее время, а стихи 9-17 празднуют окончательное спасение.

Роберт Маунс называет отрывок Отк. 7:9-17 “одной из наиболее возвышенных картин небес во всем Писании”. Меррил Тенни пишет, что эта глава говорит о “пристанище для гонимых, радости благочестивых и цели всех искупленных”. Эти стихи были написаны для того, чтобы утешить христиан I века, оказавшихся перед лицом смерти, - и продолжают утешать до сих пор.

СЦЕНА

Что это за великое множество?

В начале отрывка мы видим искупленных вокруг престола:

“После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» И все ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу” (Отк. 7:9-11).

В стихе 11 говорится, что “все ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных”. Это тронный зал, с которым мы познакомились в главе 4.

В этом разделе мы совершили полный круг: в главе 4 мы начали с престола, а затем добавили старцев и животных. В главе 5 на сцену вышли Агнец и ангелы. Теперь, в главе 7, тронный зал заполнило великое множество людей.

Что это за великое множество людей? Мне вспоминается давняя весна, когда я записался в класс по Откровению. Однажды учитель попросил меня провести урок вместо него. Мне было поручено разобрать Отк. 7:9-17. На уроке я сказал, что это великое множество составляли, по существу, те же 144 тысячи, о которых говорилось в стихах 1-8. Некоторые слушатели не согласились со мной - и не замедлили сказать об этом. В начале следующего урока они спросили мнение учителя. Он согласился с моим выводом, но, чтобы удовлетворить студентов, посвятил весь следующий урок тому же самому отрывку, который разбирал я. Насколько я помню, он сделал все, чтобы в следующем семестре его больше никто не заменял.

Я до сих пор придерживаюсь того вывода, к которому пришел много лет назад: эти две группы, в основном, одни и те же люди. Большинство толкователей согласны со мной. А оппоненты указывают на явные отличия между ними:

(1) Некоторые утверждают, что первая группа состоит из иудеев, а вторая - из язычников. В предыдущем уроке, однако, мы подчеркнули, что эти 144 тысячи представляют духовный Израиль, или церковь, и символизируют всех спасенных. В разбираемом на этом уроке отрывке говорится, что это великое множество составляют спасенные из “всех... народов” (ст. 9), а не из всех народов, кроме иудеев. Следовательно, обе группы составлены из всех спасенных людей независимо от их происхождения - как иудеев, так и язычников.

(2) Некоторые придают особое значение тому, что первая группа пересчитана, а вторая - нет. Заметим, однако, что Иоанн увидел две огромные толпы. Он не считал первых собравшихся: ему было названо их число. (Мой брат однажды взял меня на футбольный матч. Я не мог сосчитать собравшихся на трибунах, но мне сказали, что присутствовало 60 тысяч зрителей). Конечно, 144 тысячи - цифра не буквальная, а символическая. Тот факт, что общее количество одних названо, а вторых - нет, не мешает сделать вывод о том, что две группы собравшихся состоят практически из одних и тех же людей.

Вот как бы я объединил эти две сцены из главы 7: стихи 1-8 говорят о запечатлении христиан для того, чтобы защитить их, когда на землю будут спущены несущие разрушение и гибель ветры. 144 тысячи олицетворяют всех членов церкви - прошлых, настоящих и будущих. Запечатлен и защищен каждый христианин. Но тут возникает вопрос: а достаточно ли Божьей защиты; насколько она эффективна? Стихи 9-17 дают на него ответ: это множество людей пережило “великую скорбь” (ст. 14). Запечатленные не погибли от опустошительных ветров - напротив, они обрели спокойствие и безопасность в присутствии Божьем! Таким образом, 144 тысячи олицетворяют Божий народ перед битвой, а великое множество - после битвы, победоносной и триумфальной.

Первые христиане, читая главу 7, видели между строк такие слова: “Когда вы столкнетесь с Римом, Бог будет с вами и защитит вас. Даже если Рим убьет вас, единственным результатом вашей смерти будет то, что вы пойдете домой, чтобы быть с Богом!” Когда этот отрывок читаем мы с вами, вот что он обещает нам: неважно, какие проблемы может принести жизнь, - завтрашний день все равно будет светлее!

Разбор текста

“После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: «Спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»” (Отк. 7:9, 10).

Держа в памяти этот краткий обзор, давайте теперь рассмотрим текст, останавливаясь на каждом стихе.

Иоанн увидел “великое множество людей, которого никто не мог перечесть” (ст. 9). Аврааму было сказано, что потомство его будет так же неисчислимо, как песок земной, как звезды небесные и как песок морской (Быт. 13:16; 15:5; 32:12). Поскольку христиане являются духовными потомками Авраама (Рим. 4:11; Гал. 3:29), это сравнение представляется особенно подходящим.

Великое множество было “из всех племен и колен, и народов и языков” (ст. 9). Ранее Агнца восхваляли словами “Ты... кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени” (5:9). Среди спасенных были представители каждой нации. Если встать на шумном перекрестке какого-нибудь большого города и понаблюдать за многонациональной толпой, можно представить себе, что видел Иоанн.

Отметьте, что этих людей было “великое множество”. Иисус подчеркивал, что лишь “немногие” найдут узкий путь, “ведущий в жизнь” (Мф. 7:14), но “немногие” - понятие относительное. Неверно включать в число спасенных тех, кого Господь исключил, но так же неверно исключать тех, кого Бог включил. Одно давнее сатирическое произведение заканчивается приблизительно такими словами: “Только мы с тобой попадем на небеса... но иногда я сомневаюсь насчет тебя”.

Мы должны избегать “комплекса Илии”, который говорил: “Остался я один” (3 Цар. 19:10, 14). Когда нас посещает подобная мысль, нам нужно вспомнить оставленных “между израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колена не преклонялись пред Ваалом” (3 Цар. 19:18). Или, пользуясь терминологией Отк. 7, есть “великое множество людей, которого никто не мог перечесть” (ст. 9), оставшихся верными Господу!

Меня это радует, а вас? Разве не было бы печально, если бы небеса были “городом-призраком”, с пустынными улицами и заброшенными домами? Откровение убеждает нас в том, что это будет оживленный огромный город со множеством счастливых людей - город, сверкающий огнями, брызжущий жизненными силами, наполненный радостными звуками!

Далее Иоанн пишет, что множество людей “стояло пред престолом и пред Агнцем” (ст. 9). Царица Савская сказала Соломону: “Блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою” (3 Цар. 10:8). Насколько же блаженнее те, кто стоит пред Богом и Иисусом!

Стоявшие в Божьем присутствии были “в белых одеждах” (ст. 9). Белые одежды были обещаны тем, кто победит (3:4, 5; см. также 3:18). Белые одежды были “придворным костюмом” небесного тронного зала.

“И с пальмовыми ветвями в руках своих” (ст. 9). Здесь мы впервые встречаем символ пальмовых ветвей. Для иудея пальмовые ветви символизировали победу и радость. Их использовали во время праздника кущей - веселого общенародного праздника (Лев. 23:34, 40; см. также Зах. 14:16). Потом, начиная со времен Иуды Маккавея, на иудейских праздниках пальмовые ветви служили символом ожидания царя. Во время торжественного входа Иисуса в Иерусалим люди “взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!” (Ин. 12:13).

В Отк. 7 говорится, что державшие в своих руках пальмовые ветви радовались: “И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!” (ст. 10). Фраза “спасение Богу нашему” означает, что Бог является источником нашего спасения.

В этом отрывке “спасение” означает окончательное состояние вечной жизни на небесах. “Спасение” может означать спасение от прежних грехов (Мк. 16:16), продолжающееся спасение, которым обладает верное чадо Божье (2 Кор. 2:15; см. 1 Ин. 1:7) или (как в данном отрывке) вечное спасение. Петр говорил о спасении, “готовом открыться в последнее время” (1 Пет. 1:5).

Греческое слово, переведенное как “спасение”, охватывает такие понятия, как исцеление, врачевание, долгожданная безопасность. Это слово иногда даже трактуется как “победа”. Спасенные одержали победу над своим грехом, победу над своими испытаниями и победу над врагами - и поэтому они восхваляют Господа!

Вскоре все в тронном зале присоединились к восхвалению. Если “бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15:10), то как же невероятно велик будет восторг небесного воинства, когда все спасенные предстанут пред своим Богом!

“И все ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали пред престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь” (Отк. 7:11, 12).

Пояснение некоторых слов

Восхваление, одежды, пальмовые ветви и другие детали 7:9-12 подсказывают комментаторам, что большая часть символики в отрывке явно позаимствована у самого радостного иудейского праздника поставления кущей. Он был учрежден в память переселения иудеев из Египта в Ханаан, а также отмечал окончание сбора урожая. Мы уже останавливались на некоторых деталях Отк. 7:9-12, соответствующих этому празднику:

Одежда. Во время праздника кущей люди одевались в праздничную одежду, пели и молились Богу.

-2

Пальмовые ветви. Иудеям было заповедано: “В первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом нашим семь дней” (Лев. 23:40). Пальмовые ветви использовались в течение всего празднества.

Восхваление. Люди славили Бога за то, что Он благополучно провел Свой народ через пустыню.

Остальная часть нашего текста, 7:13-17, содержит другие возможные параллели:

Кущи (палатки, или шатры). Во время праздника иудеи жили во временных жилищах, которые напоминали им скитание по пустыне. Тех, кто не имел крова и пищи, другие приглашали в свои кущи (или шатры). Так же и Бог “раскинет шатер Свой” (ст. 15; Славянское Евангельское Общество) над искупленными, чтобы защитить и накормить их (ст. 16).

Ведомые к воде. Последний день праздника назывался “великим днем праздника” (Ин. 7:2, 37). В этот день ликующие верующие сопровождали священника к купальне Силоам, где он черпал воду для обрядов. Так же и Агнец будет водить искупленных “на живые источники вод” (Отк. 7:17).

Кажется несомненным, что большая часть образов взята из праздника кущей. Как бы там ни было, 7:9-17 рисует ликующих верующих. Они прошли через “великую скорбь”, но не падают с ног от усталости и не изнурены битвой. Они веселятся, радуются и ликуют!

ЗНАЧЕНИЕ

Чтобы мы наверняка поняли, насколько благословенны будут верные на небесах, Господь велел Иоанну записать интересный разговор, состоящий из вопросов и ответов.

“И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: «Ты знаешь, господин». И он сказал мне: «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной; ибо Агнец, Который посреди престола, будет пасти их и водить их к источникам живых вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их»” (Отк. 7:13-17).

“Пророк заслонил рукой [от яркого света] глаза и посмотрел, но не понял смысла белого облачения. Он никогда не видел ничего подобного. Он знал черную одежду - символ траура; алую - символ греха; пурпурную - символ царской власти; он видел золотое и серебряное плетение и украшения из драгоценных камней, которые отличали великих от безвестных масс; но перед ним был новый знак отличия, платье чисто белого цвета, символ никогда не виданного на земле небесного отличия” (Альберт Болдингер).

Иоанн признался, что ему неведомо, кто эти люди, и выразил готовность услышать это от старца: “Ты знаешь, господин” (ст. 14).

В ответ последний дает исчерпывающее описание благословений, которые получают спасенные в вечности. Вот эти благословения.

Они не погибли

Старец спросил: “Сии облеченные в белые одежды... откуда пришли?” И сам же ответил: “Это те, которые пришли от великой скорби” (ст. 14).

Позвольте сделать здесь небольшую паузу и еще раз подчеркнуть, что слова “великая скорбь” не являются специальным термином для некоего воображаемого семилетнего периода непосредственно перед вторым пришествием. Большинство премилленариев придерживается ложной идеи, что перед возвращением Господа на землю и началом Его (буквального) тысячелетнего царствования будет семилетний период, во время которого верующие воспарят над землей (“восхищение”), а на землю придет великая скорбь. Мысль о том, что Божий народ переживет период скорби когда-то через тысячи лет, вряд ли утешила бы христиан, живших в дни Иоанна. Когда в первых веках существования церкви христиане читали слова “великая скорбь”, для них они означали одно: испытания и скорби, которые переживали они.

На наших уроках мы видели, что книга Откровение предсказывала страшные времена испытаний в ближайшем будущем. Смирнской церкви было сказано: “Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять” (2:10). Филадельфийским христианам было сказано о “године искушения, которая придет на всю вселенную” (3:10). Всаднику на рыжем коне было “дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга” (6:4). Мученикам под жертвенником было сказано, что “сотрудники их и братья их... будут убиты, как и они” (6:11). Судя по контексту, слова “великая скорбь” означают преследование христиан римским правительством.

До нас же этот отрывок донесен потому, что заложенная в нем мысль по-прежнему актуальна: в каждом веке Бог поможет Своим людям пережить испытания и скорби, специфические для их времени и места. Глагольная форма греческого слова, переведенного “скорбь”, означает “сдавливать, сжимать”; это слово употребляли, когда говорили о перемалывании пшеницы или ячменя в муку.

“Воображение рисует процесс растирания между неподатливым низом и давящим верхом. В применении к христианской жизни это означает, что христианин подвергается сокрушительному давлению, попав между непреклонными требованиями его всеохватной веры и жестким велением мира идти на компромисс” (Д. Найлс).

Иисус указывал Своим ученикам: “В мире будете иметь скорбь” (Ин. 16:33), а Павел предупреждал новообращенных христиан: “Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие” (Деян. 14:22). Эдвард Мак-Доуэлл делает вывод, что слова “великая скорбь” могут означать “земные испытания Божьего народа - всего Божьего народа”. Библия ясно говорит, что скорбь непременно ожидает всякого, кто старается жить по вере в грешном мире (Кол. 1:24; 2 Тим. 3:1-5).

Мы не должны чересчур увлекаться определением того, что означает “скорбь”, чтобы не упустить главную мысль этого отрывка: святые на небесах не погибли. Какими бы ужасными ни были страдания, они никогда не длятся вечно. Оставайтесь верными Господу, и вы тоже сможете пережить вашу личную скорбь.

Они обрели спасение

Затем старцы объяснили значение белых одежд, в которые было облечено великое множество людей: “Они омыли одежды свои и убелили одежды свои в крови Агнца” (ст. 14).

Некоторые из нас настолько привыкли к словам “омытый в крови”, что мы уже не обращаем внимания на поразительный образ. Сравнение грешной жизни с грязной одеждой довольно обычно (Ис. 64:6; Зах. 3:3-5), но в Отк. 7:14 говорится, что грязные одежды были омыты в красной крови, чтобы они стали белыми. С. Гордон пишет: “Какой химик и одновременно какой художник этот Иисус! Он берет алое, чтобы из совершенно черного сделать чисто белое”.

Заметьте, что собравшиеся вокруг престола не были пассивны: они принимали активное участие в очищении: “Они омыли одежды свои”; “они... убелили одежды свои”. Благовестник Анания сказал Савлу: “Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса” (Деян. 22:16). Когда мы, уверовав и покаявшись, погружаемся в воды крещения, наши души омываются и очищаются в крови Агнца. Когда же мы становимся христианами и ходим в свете Божьего Слова (Пс. 118:105), кровь продолжает очищать нас от наших грехов (1 Ин. 1:7). Хвала Богу за “драгоценную Кровь Христа, как непорочного и чистого агнца” (1 Пет. 1:19)!

Они служат Богу

Далее старец сказал: “За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его” (ст. 15). Некоторые не понимают, почему в этом стихе упоминаются “день и ночь”, тогда как в стихе 21:25 говорится “и ночи там не будет”. (1) Не забывайте, что в книге Откровение важно не соответствие, а образность. (2) Слова “день и ночь” - это идиоматическое выражение, которое означает “все время, непрестанно”. Также некоторых беспокоит, почему в этом стихе говорится о храме, тогда как в стихе 21:22 сказано: “Храма же я не видел в нем”. (1) Повторяю: важно не соответствие, а образность. (2) На небесах не будет здания, называемого храмом; все небеса будут Божьим святилищем (храмом) - местом поклонения Ему.

Небеса часто изображают как место полной праздности, где мы будем сидеть сложа руки на мягких белых облаках в накрахмаленных белых одеждах - и так всю вечность. Как скучно! Бог хочет, чтобы мы знали: на небесах будет чем заняться - там мы будем поклоняться и служить Ему (см. также 22:3).

Глен Пэйс, проповедник церкви Христовой в Юдсонии, рассказывает, как однажды сестра Мерл Хантер, готовя подносы для причастия к следующему воскресенью, сказала ему: “Когда я попаду на небеса, надеюсь, там тоже нужно будет что-то мыть!” Мы не можем знать наверняка, что будем там делать (кроме восхваления Бога), но знаем одно: мы будем заняты и будем счастливы! Редьярд Киплинг писал:

“Когда уже ни капли краски земля не выжмет на холсты,
Когда цвета веков поблекнут и наших дней сойдут цветы,
Мы - без особых сожалений - пропустим Вечность или две,
Пока умелых Помастерьев не кликнет Мастер к синеве.

И только Мастер их похвалит, и только Мастер попрекнет -
Работников не ради славы, не ради денежных щедрот,
Но ради радости работы, но ради радости раскрыть,
Какой ты видишь эту Землю, - Ему, велевшему ей - быть!”

Они в безопасности

Иоанн продолжает: “Сидящий на престоле раскинет Свой шатер над ними” (ст. 15; Славянское Евангельское Общество). [В Синодальном Переводе сказано “будет обитать в них”]. Образ Божьего шатра, раскинутого над Его народом, говорит о том, что Он будет защищать и оберегать его.

Далее Иоанн говорит о результате этой заботы: “Они не будут уже ни алкать [испытывать голода; Современный Перевод], ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной” (ст. 16). Вот “полное удовлетворение духовных устремлений человека”, как пишет Маунс. Жизненные трудности позади!

И в конце он добавляет, как говорит Перлман, “самое нежное короткое предложение во всей Библии”: “И отрет Бог всякую слезу с очей их” (ст. 17). Бог отрет все слезы печали, все слезы утрат, все слезы разочарования, все слезы боли.

-3

Говорят, поэт Роберт Бернс не мог читать последние стихи этой главы без слез. Уильям Барклей пишет: “Невозможно перечесть всех тех людей, которые нашли утешение в этом отрывке в доме скорби и в час смерти”.

О них заботятся

Отрывок завершается заверением в том, что “Агнец, Который среди престола, будет пасти их” (ст. 17; см. Ин. 10:11). Образ Агнца в роли пастуха может показаться нам странным, но кто может лучше понимать нужды овец, как не живущий среди них? (Картина Агнца, ведущего овец, могла и не показаться ранним читателям такой уж странной. Многие отары имели “ведущую овцу”).

Как Пастырь, Иисус сделает для Своего народа одну вещь: “будет... водить их на живые источники вод” (ст. 17) - на “чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца” (22:1).

Ерл Палмер находит утешительной ту мысль, “что Господь моей сегодняшней ежедневной жизни в вере - тот же самый Господь, которого я встречу в конце моего пути. Это не незнакомец, стоящий на границе всей человеческой истории, а тот самый Господь Иисус Христос, который стоял у Галилеи и Иордана, и у сурового холма подле Иерусалима”. Отец как-то сказал Корри Тен Бум: “Когда Иисус берет твою руку, Он крепко держит тебя. Когда Иисус крепко держит тебя, Он ведет тебя по жизни. Когда Иисус ведет тебя по жизни, Он благополучно приводит тебя домой”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Павел как-то написал, что имеет “желание разрешиться [расстаться с жизнью; Современный Перевод] и быть со Христом, потому что это несравненно лучше” (Фил. 1:23). Что значит “несравненно лучше”? А вот что: мы будем в тесных личных отношениях с Богом. Исчезнет низость и мерзость этой земли; мы облечемся в белые одежды. Мы будем восхвалять Господа и служить Ему. Всякая нужда будет удовлетворена. Иисус будет нашим постоянным спутником. Бог отрет все слезы.

Разве все это не вызывает у вас желания попасть на небеса? Помните, что туда попадают только те, которые “омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца” (7:14). Если ваши грехи еще не омыты этой кровью, вам необходимо креститься (Деян. 22:16), а затем вам нужно ходить с Господом, чтобы кровь постоянно очищала вас (1 Ин. 1:7).

Я начал этот и предыдущий урок с картины грозы. Иисус некогда учил, как выжить в грозу: когда идет сильный дождь, разливаются реки, дуют ветры, выстоят только те, кто слышит Его слова и исполняет их (Мф. 7:24-27). Если вы хотите “подняться над грозой”, вам нужно повиноваться Ему - сегодня! Если вы еще не крестились погружением в воду для прощения своих грехов (Деян. 2:38; 22:16), не откладывайте. Если вам нужно вернуться на христианский путь, сейчас как раз “время благоприятное” (2 Кор. 6:2).

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи