Найти тему
Дестрой

"С-56": Самая результативная и единственная Краснознамённая Гвардейская подводная лодка, не погибшая в боях ВОВ

Сегодня мы расскажем про самую результативную по подтверждённым победам и единственную не погибшую в боях Великой Отечественной Войны Краснознамённую Гвардейскую подводную лодку СССР, к тому же последнюю удостоенную Гвардейского звания во время Великой Отечественной Войны.

Речь пойдёт про легендарную и вызывающую много споров среднюю дизель-электрическую торпедную подводную лодку С-56 типа "С" серии IX-бис, которая установлена на корабельной набережной г. Владивосток в качестве памятника-музея.

Но для начала очень большой текст о истории этой подводной лодки, так что если вы не хотите читать, то просто пролистайте и сразу переходите к просмотру фотографий, которых также очень много.

Несколько лет назад мы уже писали про неё статью с коротким обобщённым текстом и парой десятков фото, а в этот раз сделали большой и подробный рассказ.

-2

Строительство:

Свою историю "С-56" берёт с 24 ноября 1936 г., когда она была заложена как средняя подводная лодка по типу "С" (Сталинец) серии IX-бис на эллинге судостроительного завода им. Андре Марти в г. Ленинград, который в 1937 г. переименовали в завод №194, а ныне он носит название "Адмиралтейские верфи".

Вскоре построенные отсеки будущей лодки были перевезены по железной дороге через всю страну в г. Владивосток для дальнейшей сборки корпуса на завод №202 им. Клима Ворошилова, который теперь носит название "Дальзавод".

25 декабря 1939 г. подводная лодка была спущена на воду и после окончательной достройки направлена на ходовые испытания.

В строй она вступила уже во время Великой Отечественной Войны, когда 20 октября 1941 г. был подписан Приёмный акт, а 31 октября на лодке был поднят флаг ВМФ СССР и она вступила в строй.

7 ноября 1941 г. подлодка была включена в списки действующих кораблей Тихоокеанского флота под названием "С-56" и зачислена в состав 3-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок ТОФ с базированием во Владивостоке.

Старая фотография "С-56" с сайта музеймаринеско.рф.
Старая фотография "С-56" с сайта музеймаринеско.рф.

Переход на Северный флот:

В июле 1942 г. "С-56" начала подготовку к переходу на Северный флот с пятью другими подлодками Тихоокеанского флота типов "С" и "Л" для участия в боевых действиях. Приказ о скрытом переходе был подписан народным комиссаром ВМФ адмиралом н. Г. Кузнецовым 9 сентября того же года, а 6 октября пять лодок типа "С" вышли с мест базирования для перехода в главную базу Северного флота в г. Полярный, которым руководил командир 3-го дивизиона 1-й Бригады подводных лодок, Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга А. В. Трипольский. Одной из этих лодок была "С-56" под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Щедрина, которая шла в паре с лодкой "С-51".

Переход продлился 153 дня, за которые "С-56" в режиме строжайшей секретности перешла в Де-Кастри, затем на Курильские острова, где во время шторма в лодке залило снарядный погреб, а затем при выходе в открытый океан вышел из строя один из дизелей и 14 октября лодки "С-56" и "С-51" вошли в г. Петропавловск-Камчатский, где пришвартовались у плавучей базы подводных лодок "Север" и пополнили запасы. Далее лодки направились на американскую военно-морскую базу на Алеутские острова, а 28 октября направились в Сан-Франциско, где по пути "С-56" была атакована торпедой с неустановленной подлодки, которая лишь задела днище лодки хвостовым оперением.

5 ноября лодки вошли в гавань г. Сан-Франциско, где на судостроительной верфи "Navy Yard" "С-56" прошла мелкий ремонт. Там же на подлодки были установлены холодильники а командиру "С-56" вручены нагрудные знаки подводного флота США.

12 ноября лодки направились в Панамский канал для перехода из Тихого в Атлантический океан, а 17 ноября у побережья Южной Калифорнии "С-56" снова была атакована неустановленной подлодкой, но торпеду вовремя заметили и "С-56" смогла уклониться от атаки.

2 декабря лодки вошли в Карибское море, а 5 декабря прибыли на американскую военно-морскую базу Гуантанамо на Кубе, где пополнили запасы и направились в Канаду, по пути кода "С-56" попала в шторм, была залита, потеряв связь и ход, сбившись с курса на 60 миль.

Тем не менее 12 декабря лодки прибыли в Галифакс, где "С-56" прошла аварийный ремонт, но из за его затягивания был вынуждена отстать от других подлодок группы и вышла в море последней 29 декабря.

Но невезения продолжились и уже 31 декабря при движении в подводном положении у берегов Ньюфаундленда лодка попала под надстройки затонувшего судна, всё же сумев освободиться самостоятельно.

12 января 1943 г. "С-56" догнала группу советских подлодок, прибыв в порт Росайт, но по пути снова попала в шторм и повредив лёгкий корпус с носовыми рулями, поэтому с 13 января по 28 февраля была вынуждена пройти очередной аварийный ремонт и докование.

Далее "С-56" направилась на Шетландские острова, но уже в паре с "С-55" и 1 марта лодки прибыли в английскую базу Леруик, при дальнейшем выходе из которой "С-56" снова отстала на сутки от второй лодки.

Далее путь "С-56" лежал в г. Полярный, по пути в который 5 марта командир обнаружил неопознанную цель, которую из за начинающегося шторма атаковать не вышло, а 6 марта штормом снова повредило её корпус, оторвало ограждения кормовых горизонтальных рулей и обломило горизонтальное ограждение руля, которым повредило гребной винт. Тем не менее лодка продолжила ход.

А 8 марта 1943 г. "С-56", преодолев 9 морей трёх океанов, прибыла в Екатерининскую гавань в г. Полярный, где вошла в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

Из 153 суток перехода лодка провела в море лишь 67, преодолев 16 632 мили, из которых 113 в подводном положении.

Картина с лодкой С-56 в бою из журнала Моделист-конструктор 1975 г.
Картина с лодкой С-56 в бою из журнала Моделист-конструктор 1975 г.

Первый боевой поход:

После прохождения навигационного ремонта 31 марта 1943 г. "С-56" вышла в свой первый боевой поход под командованием капитана 1-го ранга А. В. Трипольского, в ходе которого 6 апреля произвела высадку разведывательной группы на побережье Норвегии, забрав ещё одного.

В тот же день лодка обнаружила конвой противника, но не смогла произвести атаку из за большого курсового угла, а 8 апреля дважды обнаруживала вражеские мины.

10 апреля подлодка обнаружила в районе мыса Слетнес конвой из миноносца, четырёх тральщиков, четырёх транспортов и баржи, произведя атаку транспорта водоизмещением 8000 тонн из подводного положения двумя торпедами, но атака оказалась безрезультатной, а потом "С-56" и вовсе зафиксировала взрывы глубинных бомб и отошла.

11 апреля лодка обнаружила и уничтожила плавучую мину.

14 апреля "С-56" обнаружила в районе мыса Нолнес ещё один конвой из трёх транспортов, четырёх тральщиков и трёх кораблей охранения, произведя атаку из подводного положения двумя торпедами по транспорту водоизмещением 4000 тонн, но атака снова оказалась неудачной. Лодка была контратакована глубинными бомбами и уходя от атаки ударилась о грунт на глубине 55 метров, но всё же смогла уйти.

15 и 16 апреля во время штормования и зарядки аккумуляторов "С-56" обнаружила ещё несколько плавающих мин, а 18 апреля была атакована торпедой из подводной лодки противника, но вовремя уклонилась от атаки и позже обнаружила ещё одну мину.

Ну а 19 апреля "С-56" прибыла на место базирования в г. Полярный. В свой первый боевой поход лодка результатом похвастаться конечно не смога.

Второй боевой поход:

Пополнив запасы и вооружение 14 мая 1943 г. "С-56" вышла в свой второй боевой поход, сразу же обнаружив одну плавающую мину и 16 мая прибыла на позицию в район мыса Нордкин.

17 мая "С-56" отличилась единственным за время ВОВ достоверно подтверждённым случаем поражения советскими подлодками двух целей одним залпом, когда в районе мыса Нолнес обнаружила конвой из одного транспорта, одного танкера и восьми кораблей охранения, атаковав его четырьмя торпедами. В ходе этой атаки был потоплен танкер "Евроштадт", перевозивший 1280 тонн горючего и поражён транспорт "Вартеланд". После атаки "С-56" была контратакована десятками глубинных бомб, уходя от погони на протяжении шести часов. Тогда противник счёл подлодку уничтоженной.

19 мая подлодка обнаружила пять плавающих мин, а 22 мая в ожидании конвоя дважды обнаруживала тральщики противника, но не атаковала, чтобы не раскрывать себя.

А 27 мая на подлодке вышла из строя турбовоздуходувка левого дизеля и 20 мая она направилась на базу в г. полярный, куда прибыла 29 мая.

Третий боевой поход:

1 июля 1943 г. "С-56" перешла в состав 5-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота и 11 июля вышла в свой третий боевой поход в район мыса Нордкап.

12 июля находясь в надводном положении, "С-56" обнаружила перископ подводной лодки и уклонилась от столкновения, а 13 июля обнаружила плавающую мину и прибыла на позицию.

16 июля лодка обнаружила отряд боевых кораблей противника, но не смогла атаковать из за большого курсового угла, но уже 17 июля атаковала обнаруженный конвой противника из одного транспорта, минного заградителя и трёх тральщиков четырьмя торпедами из подводного положения. В ходе атаки был потоплен тральщик "М-346", а лодка смогла скрытно покинуть место.

19 июля в сильный туман "С-56" обнаружила ещё один конвой из одного транспорта и одного корабля охранения, атаковав последний двумя торпедами из подводного положения. В результате атаки был уничтожен германский сторожевой корабль "NKi 09". В тот же день лодка атаковала ещё один конвой из одного транспорта и одного корабля охранения, но атака была безрезультатной, а по лодке пытались отработать глубинными бомбами, но она смогла уйти на безопасное расстояние.

20 июля лодка обнаружила ещё одну мину и 21 июля вернулась на базу в г. Полярный, где встала на текущий ремонт.

Четвёртый боевой поход:

К 23 декабря 1943 г. "С-56" прошла ремонт с заменой аккумуляторных батарей и установкой новой гидроакустической станции, а 18 января 1944 г. со старшим на борту начальником отдела подводного плавания, капитаном 1-го ранга В. П. Карпуниным вышла в свой четвёртый боевой поход в район мыса Слетнес в рамках операции "РВ-1".

19 января лодка прибыла на позицию, а 20 января обнаружила конвой из двух транспортов и трёх кораблей охранения, атаковав его из надводного положения двумя торпедами. Атака была неудачной, но и противник её не заметил, поэтому преследования лодки не было.

22 января "С-56" обнаружила ещё один конвой, но не смогла его атаковать из за сильного волнения моря.

23 января уже сама лодка была обнаружена противником у мыса Омганг в надводном положении и после погружения была атакована глубинными бомбами, но смогла уйти.

28 января лодка обнаружила конвой из одного транспорта и двух кораблей охранения, атаковав его двумя торпедами из надводного положения, потопив германский транспорт "Хайнрих Шульте" водоизмещением около 11000 тонн. После атаки лодка была контратакована глубинными бомбами, но смогла уйти. Тем не менее последующие трое суток лодка фиксировала взрывы глубинных бомб на безопасном удалении.

А 2 февраля "С-56" начала возвращение на базу и прибыла в г. полярный 4 февраля.

Пятый боевой поход:

20 февраля 1944 г. "С-56" вышла в свой пятый боевой поход в район мыса Слетнес в рамках операции "РВ-2" и прибыла на позицию 24 февраля с повреждённым левым гребным винтом.

26 и 27 февраля на лодке фиксировали множество взрывов глубинных бомб неподалёку, а 28 февраля она обнаружила неопознанную подводную лодку, от атаки по которой было решено отказаться, чтобы случайно не потопить свою.

3 марта "С-56" обнаружила корабль охранения, но не смогла его атаковать из за изменения курса, а 4 марта лодка обнаружила конвой из двух транспортов и миноносца, атаковав его двумя торпедами из подводного положения с глубины 25 метров. Атака оказалась неудачной, а одна из торпед застряла в торпедном аппарате. Лодка была обнаружена и контратакована глубинными бомбами, уходя от погони получив повреждения корпуса, надстройки, ограждения рулей, а также некоторых внутренних приборов и освещения.

Из за полученных повреждений 5 марта "С-56" начала возвращение на базу и прибыла в г. полярный 7 марта, а 20 марта встала на докование на ремонт.

Шестой боевой поход:

31 марта 1944 г. "С-56" прошла докование с установкой новой системы стабилизации и в тот же день Указом Верховного Совета СССР была награждена орденом Красного Знамени за боевые заслуги.

16 мая лодка вышла в свой шестой боевой поход в район мыса Нордкин в рамках операции "РВ-4" и прибыла на позицию 18 мая, а на следующий день экипаж лодки занимался ремонтом зенитного перископа.

По заданию командования 25 мая "С-56" принимала участие в поиске экипажей сбитых самолётов, но безрезультатно, а 27 мая обнаружила тральщик противника, который не смогла атаковать из за большой дистанции.

30 мая на лодке вышел из строя один из дизелей, из за чего 1 мая она начала возвращение на базу и прибыла в г. полярный 31 мая, где встала на ремонт.

Седьмой боевой поход:

После прохождения ремонта 11 июля "С-56" вышла в свой седьмой боевой поход в район мыса Нордкин в рамках операции "РВ-6" и 12 июля прибыла на позицию.

15 июля лодка в сильный туман обнаружила конвой из одного транспорта, одного танкера, одного миноносца и шести кораблей охранения, произведя атаку из подводного положения четырьмя торпедами. Тогда был зафиксирован миноносец с дифферентом на корму и отсутствующий транспорт, но атака была признана неудачной.

В последующие дни "С-56" обнаружила семь плавающих мин, а 19 июля при помощи ГАС обнаружила минное заграждение.

20 июля на лодке вышел из строя левый газоотводный клапан, из за чего 21 июля ей пришлось досрочно возвращаться на базу в г. Полярный, куда она прибыла 22 июля, встав на навигационный ремонт.

Восьмой боевой поход:

После прохождения ремонта и установки выдвижной антенны 16 сентября 1944 г. "С-56" вышла в свой восьмой и последний боевой поход в район мыса Нордкин в рамках операции "РВ-8", а 18 сентября прибыла на позицию.

23 сентября лодка обнаружила два корабля охранения, но не смогла атаковать из за большой дистанции курсового угла, а 24 сентября обнаружила конвой из двух транспортов и двух кораблей охранения, атаковав его четырьмя торпедами из подводного положения. С лодки было зафиксирование попадание по транспорту, но противник не зафиксировал попаданий. Тем не менее лодка была замечена и контратакована глубинными бомбами, но смогла уйти от погони.

26 сентября "С-56" обнаружила два тральщика "М-31" и "М-251", атаковав двумя торпедами из подводного положения и зафиксировав дым над одним из них, а потом произвела ещё одну атаку двумя торпедами и зафиксировала попадание в районе мостика, но противник эти попадания не фиксировал, поэтому они также остались неподтверждёнными. Лодка снова была контратакована глубинными бомбами, но ушла от погони и начала возвращение на базу.

Во время возвращения 27 сентября "С-56" обнаружила перископ подводной лодки, от которой уклонилась в надводном положении и прибыла на базу в г. Полярный, где с 1 октября встала на текущий ремонт с докованием и заменой аккумуляторов.

29 января 1945 г. во время манёвров на внутреннем рейде "С-56" навалилась на другую подводную лодку "С-19", получив повреждение носовых горизонтальных рулей.

Скан приказа НК ВМФ СССР о присвоении "С-56" Гвардейского наименования с сайта музеймаринеско.рф.
Скан приказа НК ВМФ СССР о присвоении "С-56" Гвардейского наименования с сайта музеймаринеско.рф.

Награды:

За боевые походы побед у "С-56" конечно было сравнительно мало, да и в то время у всего советского подплава были большие проблемы с результативностью, хотя есть и другие отличившиеся известные подлодки того времени.

Но даже без учёта неподтверждённых потерь, она считается самой результативной советской подводной лодкой по подтверждённым уничтоженным целям за время Великой Отечественной Войны, за что 23 февраля 1945 г. Краснознамённая подводная лодка "С-56" была удостоена ещё и Гвардейского звания, став последней Гвардейской подлодкой за время ВОВ. Тогда же её тогдашнему командиру, капитану 2-го ранга Г. И. Щедрину, было присвоено звание Героя Советского Союза, а члены экипажа лодки получили боевые награды.

Конечно есть и несогласные с этим утверждением, кто отстаивает первенство нескольких других подводных лодок, считая уничтоженного противника по тоннажу и неподтверждённым целям, но как не крути, а факт есть факт - самой результативной была признана именно "С-56".

13 мая 1945 г. "С-56" принимала участие в морском параде в честь Победы в Великой Отечественной Войне в Кольском заливе.

Фото 1945 г. с экипажем "С-56" с сайта музеймаринеско.рф.
Фото 1945 г. с экипажем "С-56" с сайта музеймаринеско.рф.

Послевоенная служба:

После окончания ВОВ "С-56" продолжила нести службу на Северном флоте и вошла в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок с прежним местом базирования.

В 1946 г. подлодка перешла в состав 3-го дивизиона отдельной бригады подводных лодок СФ.

Летом 1949 г. "С-56" была перебазирована в Ура-Губу, где при одном из выходов в море произошла трагедия, когда член экипажа, капитан-лейтенант Линда, был смыт за борт и погиб.

В марте 1951 г. лодка перешла в состав 162-й бригады 33-й дивизии подводных лодок СФ с прежним местом базирования.

А в 1953 г. "С-56" завоевала приз Главного Командования ВМФ по торпедной стрельбе.

Переход на Тихоокеанский флот:

6 ноября 1953 г. "С-56" была перечислена обратно в состав Тихоокеанского флота и начала подготовку к переходу.

А 10 июля 1954 г. в составе ЭОН-64 из восьми побитых в боях подлодок "С-56" вышла из Екатерининской Гавани по Севморпути на Камчатку в сопровождении трёх ледоколов "Ленин", "Ермак" и "Вячеслав Каганович".

5 октября "С-56" прибыла на Дальний Восток и была направлена в бухту Постовая на военно-морскую базу "Заветы Ильича", где вошла в состав 90-й бригады подводных лодок Сахалинской флотилии ТОФ.

Но уже вскоре была направлена на капитальный ремонт на "Дальзавод" в г. Владивосток, став первой советской подлодкой, совершившей кругосветный переход.

Фото переоборудования С-56 в музейный объект из экспозиции музея.
Фото переоборудования С-56 в музейный объект из экспозиции музея.

Списание и музей:

После обследования на заводе, восстановление "С-56" было признано нецелесообразным и 14 марта 1955 г. она была выведена из боевого состава флота, после чего переформирована в зарядовую станцию и направлена обратно в бухту Постовая, где поставлена на прикол у пирса 90-й бригады подводных лодок Сахалинской флотилии ТОФ.

13 июня "С-56" была переименована в "ПЗС-55", но в том же году вернулась во Владивосток, где сначала использовалась в составе 52-го дивизиона строящихся и ремонтируемых подводных лодок 79-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей, а с 9 августа в 4-й бригаде УСПЛ ПС ТОФ.

6 ноября 1956 г. лодка была переведена в бухту Северная залива Владимир для обеспечения подводных лодок в составе 126-й отдельной бригады подводных лодок ПС ТОФ, а 24 июня в составе 6-й эскадры подводных лодок.

12 января 1957 г. лодка снова сменила название на "ЗАС-8".

А 20 апреля 1964 г. она была переформирована в учебно-тренировочную станцию и 15 сентября снова переименована в "УТС-14".

Ну а в 1970-х гг. из неё было решено сделать музей и она была направлена на "Дальзавод" им. 50-летия СССР, где часть её отсеков были переоборудованы под залы музейной экспозиции и по частям доставили на будущее место музея.

И 9 мая 1975 г. к 30-летию празднования Великой Победы, "С-56" была установлена на Корабельной набережной г. Владивосток в качестве мемориальной подводной лодки и филиала Музея Тихоокеанского флота, а 11 сентября была исключена из списков кораблей ВМФ.

-8

Ну а теперь давайте перейдём к осмотру этой легендарной подлодки.

-9

Которая стоит на Корабельной набережной на фоне моста через бухту Золотой Рог.

Фото 1982-1985 гг. с Б-248 "Варшавянка" на фоне "С-56" за авторством Владимира Сёмина.
Фото 1982-1985 гг. с Б-248 "Варшавянка" на фоне "С-56" за авторством Владимира Сёмина.

А это фото нам прислал в комментарии один подводник, служивший на этой "Варшавянке", где на заднем плане стоит "С-56".

-11

Сначала осмотрим её снаружи.

-12

Брутальный зубчатый нос, будто-бы окаймлённый пилой.

-13

Надстройка рубки и палубное вооружение.

-14
-15

Кормовая часть с гребным винтом.

-16

Давайте зайдём внутрь.

Устройство отсеков "С-56".
Устройство отсеков "С-56".

Для понимания устройства отсеков лодки прилагаем схемку.

-18

1-й носовой торпедный отсек с четырьмя торпедными аппаратами остался без изменений.

-19
-20

Родные крышки торпедных аппаратов традиционно окрашены в звёзды.

-21

Торпеда в ТА.

-22

И пустой ТА изнутри.

-23

Вдоль бортов уложено ещё четыре торпеды.

-24
-25

В этом же отсеке спали матросы рядового состава.

-26

А подвесные койки располагались прямо над торпедами.

-27

Сами торпеды подавались в аппараты при помощи таких талей на балках.

-28
-29

Общий вид на первый отсек.

-30

Переборка между отсеками.

-31

Которая перекрывалась таким гермолюком.

-32

2-й отсек с кубриком для офицерского состава и каютой командира тоже сохранился без изменений. Под полом в нижней части находилась одна из аккумуляторных.

-33

Интерьеры отсека.

-34
-35

Каюта командира.

-36

Гермолюк перехода в следующий отсек.

-37
-38

3-й отсек с центральным постом и боевой рубкой тоже сохранился в первозданном виде.

-39

Есть здесь и перископ.

-40
-41

Различные приборы.

-42

Немного мебели.

-43
-44

И большое количество разнообразных вентилей.

-45
-46

Снова переход между отсеками.

-47

С уже привычным гермолюком.

-48

А этот прямоугольный гермолюк ведёт наверх в надстройку рубки.

Остальные четыре отсека лодки были переоборудованы под залы музейных экспозиций.

-49

Так изначально выглядел 4-й аккумуляторный отсек, где также размещались спальные места старшин.

-50
-51

Теперь он выглядит так.

-52

И в нём собрана экспозиция, посвящённая "С-56" и служившим на ней подводникам.

-53
-54
-55

А так выглядел 5-й дизельный отсек.

-56
-57

Теперь он такой.

-58

И в нём собрана экспозиция, посвящённая наградам и личным вещам как подводной лодки "С-56", так и другим подлодкам ТОФ.

-59
-60
-61
-62
-63
-64

Таким раньше был 6-й электромоторный отсек.

-65
-66

И он выглядит так.

-67

А так выглядел 7-й кормовой торпедный отсек с ещё несколькими спальными местами для рядового состава. Там теперь закрытое бытовое помещение.

-68

А ещё в экспозиции есть с десяток макетов различных подводных лодок, в том числе и самой "С-56".

-69
-70
-71
-72
-73

Самый большой макет посвящён первой атомной подводной лодке К-3 "Ленинский Комсомол" проекта 627 "Кит", о которой у нас кстати в будущем тоже выйдет статья.

Вот такой классный музей с интересной историей.

-74

А рядом находится мемориал с Вечным огнём, по обе стороны которого установлены 102-мм орудие Обуховского завода, снятое с эсминца "Войков".

-75
-76

И башня танка Т-34-76, снятая с бронекатера.

Ну а на этом всё.

-77

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2204 1202 0111 0638

Спасибо за просмотр и до новых встреч.