Продолжаю развивать тему, начатую в этой статье.
Эмпатия - это способность со-переживать другому человеку, при этом чувствуя границу между своим актуальным состоянием и состоянием собеседника.
Если вы приписываете ему свои собственные переживания или сами утонули в стыде, например, который чувствует ваш собеседник, то это уже не эмпатия, а слияние.
Человек не способен чувствовать эмпатию при патологии мозга.
Большинство людей имеют способность к эмпатии, но она спрятана где-то глубоко под слоем эмоциональных травм, тревоги, депрессии, усталости, перегруженности проблемами, обидами, претензиями к миру.
Про человека с дефицитом эмпатии психологи говорят, что у него эгоцентрическое мышление - это когда себя он считает точкой отсчёта всего происходящего: "если другой что-то делает или не делает, то это из-за меня", "в общественных местах все смотрят на меня и обсуждают только меня", "я знаю, что думает другой/умею читать его мысли, мотивы" или "он хочет того же, что и я" и т.д.
Такой личности очень трудно, а зачастую невозможно, отделять себя от других, она живёт в проекциях и переносах: "это не я их ненавижу, а они меня", "он сказал это, потому что хочет уничтожить меня, как когда-то мой отец".
Когда ребёнку было что-то не понятно, отчего-то больно или тревожно, когда он ощущал себя беспомощным и одиноким, а мать не могла удовлетворить его потребности в любви и безопасности, его психика спасалась знанием - то, что происходит внутри меня, происходит и снаружи, а если мне понятен этот мир, значит я его контролирую.
Если с момента рождения у ребёнка не было надёжного симбиоза с матерью, то он оказывается не готов безболезненно пройти стадию сепарации/индивидуации. Во взрослом возрасте такой человек испытывает трудности что-то делать в отсутствие внешней поддержки - сразу впадает в состояние беспомощности, отношения строит по симбиотическому типу, расставания проживаются им крайне болезненно.
Если у человека есть травма отвержения, он будет очень остро реагировать на малейшие намёки на отвержение и это будет затруднять возможность понять другого и разделить его чувства. Если он будет убеждён, что всё знает и понимает о другом, то будет закрыт к новому знанию и будет смотреть на партнёра как на его отражение в кривом зеркале.
Переполненность травматическим материалом лишает человека ресурса адекватно оценивать ситуацию и реагировать в соответствии с ней - он будет видеть только то, что хочет видеть.
Какие психотерапевтические приёмы помогут человеку преодолеть это состояние?
1. Ограниченное родительство.
В чём его суть? В детстве и на протяжении всей жизни человек не до конца понимал, что с ним происходит и справлялся с этим, как умел. В результате него сформировался ряд неадаптивных паттернов или "схем", на языке схема - терапии. Например, не различая предмета своей тревоги, он заедал её или прибегал к гиперконтролю.
Психотерапевт присоединяется к клиенту как мать к младенцу, эмпатически улавливает его состояние, соотносит с его рассказом и возвращает в доступной для усвоения форме, чтобы клиент мог интегрировать этот опыт, который ранее был "не прожеван".
Так же психотерапевт оказывает эмоциональную поддержку клиенту через выражение понимания, эмпатии, признания чувств, мыслей и опыта клиента без осуждения. Это проявление поддержки и уважения к личности, позволяет человеку почувствовать себя понятым и принятым. Впоследствии он идентифицируется с принимающей, эмпатичной фигурой психотерапевта. Эта идентификация, пожалуй, самое основное. Эмпатия сначала приходит извне, а потом становится внутренним качеством.
2. Рескриптинг (переписывание сценария) и EMDR.
Целью применения этих инструментов является проработка детских психотравм. Почему детских? Потому что детские психотравмы генерализуются практически на все ситуации в настоящем. В процессе проработки клиент понимает, что не он был плохой, а родители неправильно его воспитывали. Постепенное же угашение эмоционального отклика (вины, стыда, обиды, злости) помогает быстрее интегрировать этот опыт в своё сознание. Так же в процессе проработки клиент выходит на адаптивные когниции и способы справляться со сложными ситуациям.
Уже на этих этапах у него высвобождается ресурс для эмпатии.
3. Тренировка навыков эмпатии клиента на психотерапевте.
Я считаю это отличным инструментом. Однако тут важно не уйти в защиту, а признаться, что "да, вы верно заметили, я грущу", и чтобы клиент не вошёл в роль психотерапевта и спасателя. Поэтому данную технику нужно применять осторожно.
4. Развитие сострадания к себе.
Обычно клиент суров к другим также, как и к себе. Такое отношение уходит своими корнями, опять же, в детство: он может вспомнить, как родители были жестоки к нему - били ремнем за тройки, не пускали гулять, пока не сделает уроки, говорили "если не сделаешь, как мы сказали, ты нам не сын/не дочь".
5. Развитие навыков сострадания к другим.
Отслеживая паттерны свои и родителей, клиент начинает замечать сходство. Это побуждает его изменить свою привычную модель взаимодействия с другими.
Отказ от ощущения своего превосходства так же откроет доступ к со-переживанию.
Чувство собственного превосходства вызывает презрение к людям и отдаляет от них. Здесь можно применить метафору "и в бане, и в болезни мы все равны и одинаково уязвимы".
Если статья Вам понравилась, ставьте лайк и делитесь с близкими.
А это другие мои статьи про эмпатию.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru