Я научился читать в четыре года. Это случилось в конце восьмидесятых, когда в нашей южной и тёплой глуши по телевизору показывали только один канал и на нём было очень мало детских передач и фильмов. К тому же чёрно-белый «Рассвет-307» постоянно капризничал и работал нечасто. Зато имелся книжный магазин и библиотека. А книги… они такие яркие, красивые и, в отличие от телевизора, не бьются током при разборке… Кхм. Словом, выбор времяпровождения был небольшим.
В очередной раз получив от бабушки по пятой точке — за то что вытащил из телевизора такую красивую лампу, я был посажен за стол, и меня научили читать. Это стало спасением для всех, ведь к тому моменту я успел разобрать не только телевизор, но и холодильник, и целых трое часов.
Вначале я читал маленькие детские книжки — рассказ «Филипок», «Колобок» другие. Мне нравились сказки, но уже в пять лет не устраивала их простота. Не хватало закрученного сюжета. Поэтому, когда в магазин завезли книгу А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» — издание в мягкой обложке с серыми страничками и замечательными чёрно-белыми иллюстрациями, на меня снизошло откровение. Прочитав один раз, я принимался читать её снова. И снова. И снова. И так много раз.
В восемь лет я выпросил у родителей трилогию «Хроники Марса» Э. Берроуза. Это была бомба. Трилогия была выучена мной чуть ли не наизусть. Как же мне хотелось разговаривать о ней, делится впечатлениями! Но деревенские ребята, с которыми я бегал на рыбалку и хулиганил, не разделяли моего увлечения, потому были не один раз обозваны разными словами, почерпнутыми из книг.
Проклятые Сарумановы прихвостни! Углук а багрон ша пушдаг Саруман глоб бабхош скэй…
А потом книжный магазинчик закрыли, и на его месте появился ещё один продуктовый — с шоколадками в ярких обёртках и маргарином Рама. Тогда я открыл для себя сельскую библиотеку! Кладезь мудрости и интересных историй. Вначале библиотекарь, как и всем детям показала стеллаж с детскими книжками, но он меня не впечатлил, и я полез на «взрослые полки». Одной из первых моих жертв стал «Гражданин галактики» Хайнлайна. Прочитав его, я намотал на ус, что можно, оказывается, научиться быстрому чтению, как настоящие галактические шпионы. Попробовал. Получилось. Библиотека стала подвергаться разграблению ещё чаще.
Прочитывалось все — сборники фантастики, зашла на ура появившаяся в 1992 году серия «Американская научная фантастика»… Научная литература — в нашей библиотеке почему-то было особенно много публикаций по космологии и палеонтологии. Исторические книги — В. Ян «Батый», «Чингисхан», И. Ефремов «Таис Афинская»…
Во время учёбы в колледже я подрабатывал сторожем, и вы можете представить, на что тратилась основная часть зарплаты, в городе с тремя (!) книжными магазинами. Так, я познакомился с творчеством Ника Перумова, Святослава Логинова, Сергея Лукьяненко. К тому же в группе я был не единственным книгоголиком. Читали многие. Мы обменивались книгами, обсуждали, даже собирались и читали вместе, разбавляя чтение напитками разной крепости.
А потом в нашем захолустье появился интернет и вместе с ним — доступ к поистине гигантскому массиву книг. Я прочитал всё то, что хотел прочитать с детства — почему-то в библиотеках некоторые серии были без начала и без конца. Открыл новых авторов. С одними соглашался, с другими спорил, третьи вызывали отторжение. Затем был сайт «Самиздат», где я познакомился с творчеством писателей нынешних метров, в то время делающих первые робкие шаги. Позже появился АТ, Литрес, Литмаркет, Литнет. Интернет разжёг моё хобби до невиданных размеров, а появление смартфонов возвело его в куб.
Сегодня я вынужден признать: я заядлый книгоголик, ведь мне нужна доза печатного слова каждый день. Но согласитесь: на фоне маниакальных склонностей некоторых других людей, моя выглядит вполне безобидной. Чтение не только не вредит здоровью, напротив, способствует лучшей работе мозга. И всё-таки некоторые коллеги считают меня чуть ли не маньяком, ведь почти всё свободное время я трачу на поиски новой «дозы» печатного текста. Но вы-то меня понимаете?
Желаю всем читателям новых интересных находок, а я пойду. Что-нибудь почитаю.
В книгоголизме каялся Эдуард Касаткин.
Статья-знакомство со вторым автором канала «Книжич», Юлией Клыковой: