Найти в Дзене

Что нужно знать ребенку об эмоциях и об их силе?

Оглавление

Эта статья для родителей детей до 5-6 лет. План, который мы приводим в этом материале, возможно станет вашим помощником, чтобы разговаривать с детьми об эмоциях, их влиянии на нас. О том, как их распознавать и управлять.

Как начать разговор об эмоциях с ребенком?

Для начала ребенок должен понять, что он состоит из нескольких «слоев», как пирог. И составляющие этого «пирога»:

  • тело, движения: то, что делает человек; 🚴‍♂️
  • мысли: то, что он думает; 🥸
  • эмоции и чувства: что он чувствует.🤯

Когда мы читаем книгу, наше тело неподвижно сидит в кресле, но наши мысли заняты сюжетом из книги, мы думаем о том, что происходит с героями, а наши эмоции отражают наше отношение к книжной истории – радость, интерес, переживания и даже скуку, если книга нас совсем не смогла увлечь.

Когда мы едем на велосипеде, наше тело крутит педали, удерживает равновесие, крутит рулем. Наше тело ощущает тепло солнца, дуновение встречного воздуха, сопротивление педалей, ребристую поверхность велосипедных ручек. При этом в нас бурлит радость такая сильная, что мы ее назовем «Восторг!». А вот мыслей может даже и не быть в нашей голове, настолько сильной может быть эмоция.

Если попросить выразить ребенка наше тело, мысли и эмоции цветами, то для каждой ситуации набор цветом будет разный. Если взять круг и разделить его на три части, то получится цветовая карта нашего «Я». И эта карта не остается неизменной, а меняется порой за несколько минут.

Какие основные эмоции должен знать ребенок?

Самый первый этап знакомства с эмоциями – это умение их различать.

В перечне базовых эмоций всего 6 названий:

  • интерес
  • радость
  • печаль
  • отвращение
  • гнев
  • страх.

Для лучшего понимания стоит проговорить с ребенком, в каких ситуациях он испытывал или мог бы испытать эти эмоции. И как эти эмоции проявлялись – что ребенок делал в этом случае (топал ногами, шумно дышал, хлопал в ладоши и т.п.), о чем думал.

А где остальные эмоции?

Как дождь может быть разным по силе, так и эмоции могут быть разные по силе проявления.

Так страх может быть в виде легкого волнения, или чуть более сильного беспокойства, тревоги, непосредственно самого страха, и как крайняя степень – ужас.

Гнев включает в себя следующие по нарастанию силы эмоции:

  • досада
  • раздражение
  • недовольство
  • злость
  • гнев
  • ярость.

А печаль при усилении сможет стать следующими эмоциями:

  • грусть
  • тоска
  • сожаление
  • горе
  • уныние
  • отчаяние.

Отвращение перерастает в брезгливость, неприязнь, пренебрежение, ненависть.

Разберите с ребенком, что и радость может быть разной по силе:

  • веселье
  • удовольствие
  • воодушевление
  • восторг.

Интерес сменяется увлечением, далее идет любопытство, страсть, одержимость.

Не торопитесь рассказывать обо всех эмоциях сразу. Выделите несколько дней, чтобы познакомиться с каждой эмоцией и ее «подружками» подробнее. Попробуйте подобрать истории из книжек, фильмов, из жизни близких людей, чтобы ребенок лучше ощутил каждую эмоцию.

Сложные эмоции

Разбирая основные базовые эмоции, наверняка ребенок вас спросит, а как же обида? Это одна из первых сложных эмоций, которая становится доступна ребенку и с которой он регулярно сталкивается.

Попробуйте вместе разобрать, из чего могла бы состоять обида – в ней есть гнев, есть печаль и даже немного отвращения.

Попробуйте «сварить суп» из эмоций и составить что-то новое, смешивая несколько знакомых ребенку эмоций.

Открываем театр эмоций

Самая любимая часть изучения эмоций – это когда ребенок старается показать эмоции сам. Покривляться любят все дети)) 🤪

Делать это проще всего перед зеркалом. Задача родителя – помочь обратить внимание на выражение лица, на положение глаз, уголков губ, бровей, а также на то, как меняется положение остального тела. дайте задание изобразить очень слабую, малозаметную радость» или очень сильную.

-2

Для детей постарше попросите еще и показать, что делает человек, когда испытывает ту или иную эмоцию. Сжимает кулаки? Поднимает плечи к ушам? Отворачивает голову в сторону. Закрывается руками? Делает шаг в сторону?

Следующий шаг: один из вас изображает эмоцию, а другой ее угадывает. Можно угадывать эмоции по фото из семейного архива, из журналов.

Если у вас запланирован поход в театр, потренируйтесь и там.

Гюльчатай, открой личико. Или игры посложнее

Игра №1: Задание для уже опытных детей, которые хорошо наловчились распознавать эмоции – вы закрываете нижнюю половину лица, а эмоцию ребенок может отгадать только по выражению ваших глаз.

Игра №2: отвернитесь от ребенка и покажите эмоцию «спиной» - учиться считывать эмоции по положению тела тоже очень полезный навык и он наверняка пригодится детям и со сверстниками, и в школе, и в том числе уже будучи взрослыми.

Игра №3. Возьмите какую-нибудь небольшую нейтральную новостную заметку из газеты, например, что в каком-то городе открыли новый большой бассейн. И попробуйте прочитать ее с различным эмоциональным окрасом:

  • какая радость, открыли новый бассейн!
  • какая скукота, открыли какой-то бассейн, в каком-то городке,
  • опять деньги потратили и какой-то никому не нужный бассейн построили!!

Ребенок может при этом сидеть к вам спиной или закрыть глаза. Его задача по интонации определить эмоцию.

Во всех играх вы можете меняться с ребенком ролями. Можете привлечь друзей, как своих, с которыми ребенок хорошо знаком и не будет стесняться, так и его друзей сверстников.

Если видите, что какая-то эмоция трудна для распознавания ребенком, подберите истории, фильмы, картины художников, отрывки из мультиков или фильмов, чтобы познакомить ребенка поближе с ней.

Узнайте больше о технике работы с детскими эмоциями:

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации о психологии детей, эмоциональном интеллекте и других вопросах воспитания.