Найти тему
IPLogos

ЕС: Путь Необычной Бутылки Винодельни Brotte к Товарному Знаку

Фото Brotte
Фото Brotte

Форма бутылки уважаемой французской винодельни Brotte является зарегистрированным товарным знаком в ЕС с 2004 года. Правообладателю пришлось отстаивать свое право на товарный знак, поскольку в начале 2000х гг. форма товара или упаковки считалась крайне необычным товарным знаком, такие знаки относились к "товарными знаками нового поколения". Ведомство и суды ЕС исходили из того, что потребители не подготовлены к восприятию форм товара, цвета, запаха, звука в качестве товарных знаков, потребители хотят видеть "нормальные" товарные знаки в виде слов и изображений. Тем не менее, в таких нелояльных к "новым" товарным знакам условиях Brotte добилась предоставления правовой охраны своему оригинальному обозначению.

Путь к товарному знаку для формы бутылки винодельни Brotte начался 9 июля 2002 года. В этот день Brotte подала заявку на регистрацию объемного товарного знака для товаров 33 класса "вина и другие алкогольные напитки".

Заявленное обозначение
Заявленное обозначение

Европейское ведомство по товарным знакам и промышленным образцам (далее - Ведомство ЕС) откзало в регистрации завленного обозначения на основании ст. 7(1)(b) Постановления Совета ЕС о товарном знаке ЕС №40/94 от 20 декабря 1993 года (Community Trade Mark Regulation №40/94), которая запрещала регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью. Ведомство ЕС пришло к выводу, что заявленная форма бутылки незначительно отличается от других форм бутылок, представленных на европейском рынке. В данном случае стандартная форма бутылки немного изменена для создания впечатления, что она произведена вручную, но этого недостаточно для предоставления заявленному обозначению правовой охраны.

Тем не менее, Ведомство ЕС вынесло решение об отказе, и заявитель обратился в Апелляционный Совет.

В апелляции Brotte настаивала, что обычно при покупке вина внимание потребителей повышается и форма бутылки в данном случае имеет важное значение, поскольку по форме бутылки потребители запоминают производителей вина. Данная форма бутылки действительно имеет нестандартную форму и значительно отличается от форм бутылок других производителей вина.

Апелляционный Совет пришел к следующим выводам. Как правило, потребители не могут установить источник происхождения товара по форме товара или упаковки, если на этом товаре или упаковке на расположено никаких дополнительных обозначений. Но потребители вин, которые предпочитают вина определенных регионов, имеют повышенные требования к качеству и цене вин и они более внимательно относятся к форме бутылок.

Ассиметричная форма бутылки состоит из следующих элементов: плечо бутылки имеет вогнутую форму, а противоположная сторона имеет выпуклую форму, что создает впечатление перекрута, горло бутылки короткое и узкое с выступающим рубчиком. Также бутылка выполнена из стекла темного цвета.

Бутылки других производителей могут иметь горло разной длины, стороны могут иметь выпуклость различной степени, темное стекло обычно используется для улучшения хранения вина, тем не менее, данная форма бутылки явно создана для привлечения внимания потребителей и для того, чтобы они запомнили источник происхождения вина, то есть винодельню Brotte. Поиск в Интернете показал, что обычно бутылки с розовым, белым и красным вином имеют более вытянутую форму и более четкие плечи, стороны бутылок обычно симметричные. Данная форма бутылки имеет особенные характеристики, которые помогают потребителям выделять данную форму бутылки среди остальных и воспринимать данную форму не только как результат художественного творчества, но и как источник происхождения товара. Более того, форма данной бутылки может еще охраняться и промышленным образцом. Апелляционный Совет сделал вывод, что экспертиза не доказала, что именно данная форма бутылки обычно используется в виноделии. Оригинальные характеристики заявленного обозначения доказывают, что форма бутылки значительно отличается от других форм бутылок, которые используют другие производители вина. Общий вид бутылки хорошо запоминаем и может удерживать внимание потребителей. Соответственно, заявленное обозначение обладает различительной способностью и может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

Регистрация действует до сих пор.

С тех пор прошло 20 лет, но позиция EUIPO в отношении регистрации объемных товарных знаков сильно не изменилась. Восприятие потребителями товарного знака в виде формы товара не обязательно такое же, как в случае восприятия словесных и изобразительных товарных знаков, которые не зависят от формы товара. Обычно потребители не могут догадаться об источнике происхождения товара, полагаясь только на его форму или упаковку без каких-либо изобразительных или словесных элементов, поэтому установить различительную способность объемного обозначения в виде формы товара сложнее, чем установить данный характер словесного или изобразительного обозначения. Соответственно, только форма товара, значительно отличающаяся от принятых форм в данной сфере, может быть признана обладающей различительной способностью. Простого отклонения от стандартной формы недостаточно. Чтобы товарный знак мог выполнять свою главную функцию, а именно указывать на источник происхождения, разница между заявленным обозначением и стандартом должна быть значительной.

В прошлом году EUIPO отказало в регистрации товарного знака для формы бутылки CAMPARI. И еще один кейс производителя игристого вина.