Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Первый человек на Красной Слободе, ставший одним из основателей нефтяной промышленности СССР

Оглавление

Баку, со второй половины 19 века, более 100 лет был центром нефтяной промышленности, сначала Российской империи, а потом и СССР. Вплоть до тех пор, пока в Сибири не были открыты огромные запасы углеводородов.

Их открытие и разработка связаны с именем азербайджанца Фармана Салманова.

-2

Фигура Фармана Салманова хорошо известна была как в советские времена, так и сейчас. (Что безусловно заслуженно, учитывая тот вклад который он внес в освоение сибирской нефти.)

Однако за 15 лет до этого, другой выходец из Азербайджана — Яков Михайлович Агарунов, наладил освоение и добычу нефти в регионе южнее — в Урало-Волжской нефтеносной области.

Причем, во времена Великой Отечественной войны. На многие годы обеспечив СССР (пик добычи 1972 год) качественной близкой нефтью.

Во времена Союза о Агарунове почему-то не принято было писать. Его имени нет ни в БСЭ, ни в каком-либо другом справочном издании.

Ситуация с информацией о Якове Михайловиче настолько аховая, что даже вездесущая Википедия ограничивается информацией с современных еврейских ресурсов. (Да еще и без фотографии.)

-3

На мой взгляд очень несправедливо, учитывая вклад Агарунова в развитие нефтяной промышленности СССР. Что кстати было подтверждено высокими орденами, вплоть до ордена Ленина.

Поэтому, я решил немного исправить ситуацию.

-4

Яков Михайлович Агарунов (1907 — 1992)

Яков Агарунов родился в Еврейской слободе Бакинской губернии (так до 1926 года называлась Красная Слобода).

В семье Михаила Агарунова, работавшего садовником у обеспеченного губинского бея.

-5

С детства знал родной и азербайджанский язык. После того, как из еврейской школы перевелся в русско-татарскую (1915 - 1919 годы), чисто овладел и русским.

Был одним из первых комсомольцев горско-еврейского происхождения, активно пропагандировал местных подростков для вступления в комсомол.

Одновременно, стал участвовать в горско-еврейской драмгруппе, образованной в 1920 году.

Кто из подростков Яков Агарунов неизвестно, но он точно есть. "Физиономисты" могут попробовать сравнить со следующим фото и попробовать определить героя статьи
Кто из подростков Яков Агарунов неизвестно, но он точно есть. "Физиономисты" могут попробовать сравнить со следующим фото и попробовать определить героя статьи

В том же 1920 году, когда Якову было 13 лет, написал стихотворение «Ковтэр» («Голубь»), ставшее первым первым поэтическим произведением на языке горских евреев. Тогда же написана сатирическая молодежная комедия «Падшох, рабби ва-ошир» («Царь, раввин и богач»).

В 1924–1925 гг. перевел на родной язык пьесу Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан».

Баку

В 1925 году Агарунов поступает учиться на рабфак, продолжая заниматься комсомольской деятельностью. После трех лет учебы продолжает образование в Бакинском Педагогическом институте.

Все это время, начиная с 1920 года, пишет значительное количество стихов, пьес, песен, среди которых есть и лирические, и назидательные, и для детей. Но все же большинство из них были на злободневные темы и отражали состояние борьбы тех лет за лучшую жизнь.

Яков Агарунов второй справа во втором ряду
Яков Агарунов второй справа во втором ряду

В середине 20-х годов в Азербайджане началось движение за замену арабского алфавита на латиницу и Яков Агарунов предложил свой вариант горско-еврейского алфавита на основе латинских букв.

По его инициативе 25 апреля 1929 года в Баку была созвана Всесоюзная конференция по вопросу нового горско-еврейского алфавита, который и был принят.

Такая активность 22-летнего юноши не могла быть незамеченной, в 1932 году Агарунова приглашают работать в аппарат ЦК КП(б) Азербайджана. А уже в 1934-ом году поручают ответственную должность Главного редактора газеты «Коммунист» на горско-еврейском языке.

Одновременно, он становится заместителем директора Государственного Азербайджанского издательства, возглавляемым Юно Семеновым.

-8

Становление

За что бы Яков не брался, везде он показывает отличные организаторские способности и чудовищную работоспособность.

Поэтому в 31 год (1938), Агарунов становится Первым секретарем Орджоникидзевского (Сураханского) райкома партии — руководителем самого крупного района Баку, дающего стране львиную долю нефти.

Причем, корочку кандидата в члены ЦК КП(б) Азербайджана получает за несколько месяцев до назначения.

На момент назначения Агарунова, район уже несколько лет не выполнял план по добычи нефти. Трест «Орджоникидзенефть» среди нефтяников стал носить дурную славу — все кто в него попадал, в лучшем случае, уходили с понижением, в худшем, садились за решетку.

Агарунов всего за год исправил ситуацию. Район опять вышел в лидеры по нефтедобыче. «Орджоникидзенефть» стала лучшем трестом в СССР.

-9

В 1939 году за выдающиеся успехи в поднятии нефтедобычи Я. М. Агарунов был награждён орденом Трудового Красного Знамени, стал членом ЦК КП(б) АзССР.

Великая Отечественная война

В начале 1941 года, когда уже всем было ясно, что война неизбежна, а нефть стала самым востребованным ресурсом, Яков Агарунов становится секретарем Бакинского городского комитета партии по нефтяной промышленности.

Фактически, главным ответственным лицом по нефти в республике.

Надо отметить, что должность была учреждена специально под Агарунова, с практически неограниченными полномочиями.

Именно в этот год, первый год войны, Бакинские промыслы достигают рекордных показателей за всю свою историю — 23,5 миллиона тонн нефти.

За образцовое выполнение задания правительства Яков Михайлович был награждён орденом «Знак Почёта».

Проблемы с поставками бакинской нефти

К 1942 году стало ясно, что имеющиеся пути доставки бакинской нефти не справляются с нагрузкой. Ни ж/д пути, ни морской порт.

По ним шли не менее важные эшелоны с вооружением и боеприпасами, продукты питания, в обратном направлении раненные и сырье. К тому же фашисты подошли вплотную к Северному Кавказу.

Даже использование цистерн, как минитанкеров не спасало.

-10

Получилось, что вышедший на чудовищные темпы добычи Баку работает в холостую — нефть стала застаиваться в бакинских хранилищах.

22 сентября 1942 года Государственный Комитет Обороны издает постановление «О мероприятиях по всемерному форсированию увеличения добычи нефти…».

На основании него было принято решение о переброске 10 000 бакинских нефтяников, вместе с оборудованием на Среднюю Волгу, где давно существовала Урало-Волжская нефтеносная область, но уровень добычи в ней был совсем крошечный.

Освоение нефти в районах Поволжья и Урала

Если даже просто посмотреть на карты нефтяных месторождений четырех приволжских областей (в нынешних названиях: Волгоградская, Ульяновская, Самарская и Саратовская области), то видно насколько жирнее Самара.

-11

В то время это была Куйбышевская область, в которую и направили половину бакинских нефтяников (5000) во главе с Яковом Агаруновым, который занял пост секретаря Куйбышевского областного комитета КПСС по нефтяной промышленности.

Из воспоминаний сына.

Я помню наш перелет в Куйбышев из Баку на английском самолете "Дуглас" зимой в конце 1942 года. Мне было всего шесть лет. Наш самолет пытались атаковать немецкие истребители. Мы были вынуждены сделать промежуточную посадку в Гурьеве вместо Астрахани. С нами летел в Куйбышев новый состав английского посольства в СССР (город Куйбышев был тогда фактически запасной столицей страны).

Агарунов сразу же развел кипучую деятельность, настоял на объединении существовавших трестов "Востокнефть", "Кинельнефть", "Жигулевскнефть", "Чапаевскнефть" и других в одно государственное промышленное объединение "Куйбышевнефть".

В то же время, за два-три месяца из Баку было переведено 9 буровых контор, нефтеразведочные и нефтестроительные тресты, трубопроводные базы и другие нефтяные предприятия.

Уже в первый год бакинского десанта, Куйбышевская область дала на 42% больше нефти, чем в предыдущий год. И дальше показатели только росли.

Вообще, "Куйбышевнефть", как и область, стали единственными в стране, где нефтедобыча неуклонно росла все годы войны.

За это врем было запущено два НПЗ (Сызранский и Куйбышевский), пробурено более 200 тысяч метров горных пород, построено около 380 скважин, открыто 8 месторождений. В том числе девонской нефти, которая отличается большой чистотой.

За свои успехи в Куйбышеве, Яков Агарунов был награжден высшей наградой СССР — орденом Ленина.

-12

Еще один бакинец, на тот момент Народный комиссар нефтяной промышленности СССР Николай Байбаков (в будущем зампредседателя Совета Министров и Председатель Госплана СССР), назвал Агарунова «одним из создателей отечественной нефтяной промышленности».

-13

Яков Михайлович в 1947 году возвращается в Баку, на должность секретаря Бакинского горкома партии.

За время работы Агарунова в Куйбышеве уровень добычи нефти вырос в 9 раз, и продолжал неуклонно расти до 1972 года.
На фоне стабилизации добычи на бакинских нефтепромыслах, Урало-Волжская нефтеносная область, где лидером была "Куйбышевнефть", стала основным поставщиком нефти в СССР на два послевоенных десятилетия, вплоть до выхода на арену сибирской нефти.

-14

Такая жизнь, столько успехов, а Якову Агарунову всего 40 лет.

Впрочем в дальнейшем, единственный горский еврей достигший такого уровня в СССР, был выведен из управленческого аппарата.

Избирался депутатом Верховного Совета, членом ЦК Азербайджана, входил в число многочисленных делегаций на партийные конференции и съезды, но в том, в чем он был действительно ас (организации производства), не был востребован.

В 1963 году Агарунову дали должность заместителя директора Всесоюзного научно-исследовательского института по технике безопасности нефтяной промышленности.

-15

В 1971 году, он вышел на пенсию.

Продолжал заниматься разносторонней общественной и публицистической деятельностью. За свою многолетнюю активную общественно-политическую работу в 1978 и 1988 гг. был награжден Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР.

Но это все было не то. Организаторский гений Агарунова так и не был использован на 100%. И то, что о нем "забыли" справочные издания говорит о том, что все это не спроста.

Яков Михайлович Агарунов умер в своей бакинской квартире в 1992 году. Время было тяжелое, да и никто уже не знал, кем был умерший 85-летний старик, поэтому места ему даже на Второй Аллее почетного захоронения не нашлось.

Жаль...

Эпилог

«Среди выходцев из Красной Слободы человеком № 1 является Яков Михайлович Агарунов» – так высказался в свое время глава еврейской общины города Кубы в Азербайджане Борис Симандуев. Следует отметить, что взрослые жители Красной Слободы и до сего дня считают так. Эти слова повторил и сын известного горско-еврейского партийного деятеля Бориса Зарбаилова. Он сказал мне на встрече с ним в 2011 году: «А ты знаешь, кто является человеком № 1 среди горских евреев? Человеком № 1 из нашего народа – Яков Михайлович Агарунов. И ты, его сын, – говорит мне Альберт Борисович, – просто обязан написать книгу о нем и о его соратниках».