Найти тему
AutoHS - история автомобилей

Российский автомобиль мечты: грустная история «Lada 111» 4x4

В начале 1990-х журнал За Рулем провел опрос среди своих читателей в ходе которого выяснил, каким россияне видят свой идеальный автомобиль. Им оказался полноприводный легковой универсал с бензиновым двигателем и просторным 5-дверным кузовом. В то время мечты о такой машине были всего лишь мечтами, однако спустя 10 лет АвтоВАЗ наконец-то обратил внимание на чаяния своих потребителей и приступил к разработке варианта ВАЗ-2111 со всеми ведущими колесами. В конечном итоге работы привели к созданию весьма достойного полноприводника, созданного практически полностью из отечественных комплектующих. Однако как это у нас обычно бывает, денег на производство новой машины, в итоге так и не нашлось...

Отличить полноприводный ВАЗ-2111 от стандартного можно было только по эмблемам Lada 4WD
Отличить полноприводный ВАЗ-2111 от стандартного можно было только по эмблемам Lada 4WD

Впервые полноприводные Лады в нашей стране начали строить еще в середине 1990-х. Занимались этим небольшие частные фирмы. Они адаптировали импортные «полноприводные» агрегаты в отечественную трансмиссию. Чаще всего донором служил Volkswagen Golf Syncro. Вазовцы пошли аналогичным путем и позаимствовали у немца вискомуфту, редуктор и независимую заднюю подвеску. Механизм отбора мощности и карданная передача были оригинальными и являлись компиляцией серийных узлов от Нивы. Саму подвеску собрали на подрамнике. Там же разместили вязкостную муфту и редуктор. Все остальное осталось штатным. Иными словами внешне полноприводный ВАЗ-2111 от моноприводного было не отличить - он имел такой же дорожный просвет и стандартные бамперы.

Проведенные испытания показали полную состоятельность Лады 4х4. Машина надежно управлялась и уверенно чувствовала себя на легком бездорожье, а на шоссе полноприводная сущность 11-ой себя совершенно не проявляла.

ВАЗ-21116-04
ВАЗ-21116-04

Дальнейшие работы вылились в создание в 2000 году второго опытного образца. Он получил собственный индекс ВАЗ-21116-04 и весьма существенно отличался от предшественника. Внешне автомобиль приобрел некоторый внедорожный флер - обзавелся дополнительным пластиковым «обвесом» с расширенными арками и большими 15-дюймовыми колесами. За счет новых пружин дорожный просвет достиг 180 мм, а вместо штатного 1,5-литрового мотора установили 2-литровый 150-сильный двигатель Опель. С ним автомобиль демонстрировал вполне приличную динамику. Разгон до «сотни» занимал всего 9,6 сек., а максимальная скорость достигала 190 км/ч.

Двигатель Opel C20XE
Двигатель Opel C20XE

Незначительно пересмотрели технику. Взамен дорогого импортного редуктора установили отечественный от Нивы, а карданный вал заменили на облегченный алюминиевый. Вискомуфту оставили прежнюю, но изменили ее характеристики. Теперь подключение задней оси происходило быстрее, а баланс распределения крутящего момента мог варьироваться от 30 до 50% в зависимости от пробуксовки передних колес.

-4

Создатели понимали, что с импортным мотором обеспечить доступную цену было невозможно, поэтому в базовом исполнении машину предлагалась оборудовать стандартным вазовским «шеснарем». Кроме того в перспективе предполагалась локализация производство вязкостной муфты, что в теории позволило бы снизить стоимость еще на 20%. В итоге определился следующий порядок цен: ВАЗ-21116-04 с двигателем Опель стоил бы 480 тыс. руб, а модификация ВАЗ-21113-04 с обычным мотором около 290 тысяч. Напомню, что стандартный 16-клапанный ВАЗ-21113 в те времена оценивался в 170 тыс. руб.

Задний мост ВАЗ-21113-04
Задний мост ВАЗ-21113-04

В общем определенные перспективы у отечественного полноприводного универсала были. Однако прикинув финансовые возможности от организации серийного производства новой модели отказались. Дело в том, что в те времена шла постановка Калины на производство, и у Волжского автозавода банально не было денег на новый проект!

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов

Читайте также:

«Советский ответ Audi Quattro»: малоизвестный проект НАМИ
AutoHS - история автомобилей27 февраля 2024