Часть 1. Рассказ об истории города, который первоначально строился и развивался вдоль реки, транспортной речной магистрали. Надеюсь скучно не будет, фото подбирала в сравнении с разными периодами становления.
Строительство набережной вдоль реки Туры стало большим событием для Тюмени. Это уникальное сооружение, состоящее из 4-х уровней, в большей части укрепляет берег. На самой набережной установлены малые архитектурные формы, ничего примечательного. Самое интересное находится в том месте, где сейчас продолжается строительство набережной, но об этом далее.
Прошло более, чем 4 столетия с тех пор, как отряд стрельцов и казаков, под предводительством Ермака, перевалив через Урал, спустился по горным речкам и на пустынном берегу тихой Туры поставил деревянный острог, положивший начало первому русскому городу в Сибири. Острог построили в 1586 г. недалеко от старого татарского поселения Чимги-Тура и, уважая традиции и обычаи местного люда, назвали город Тюменью.
Вслед были заложены Тобольск (1587 г.), Пелым (1593 г.), Березов (1593 г.), Сургут (1594 г.), Салехард (ранее Обдорск, 1595 г.)
Город на Туре служил важным форпостом русского государства за Уралом. С конца 18 века до октябрьской революции (1918 г.) центром Сибири становится Тобольск, а затем вновь этот статус переходит к Тюмени.
Тюмень занималась мирными занятиями: земледельчеством и ремеслами. Через нее проходил водный и сухопутный путь на север и восток Сибири. Здесь брала свое начало караванная дорога в казахские степи и далекую Азию.
С этого места мы начнем свой маршрут. На карте показано, как будем двигаться и что рассматривать.
Несколько раз Тюменский острог перестраивался после пожаров, с конца 17 века началось в основном каменное строительство. С тех времен сохранился Свято-Троицкий монастырь (основан в 1616 г.). Троицкий монастырь включает в себя практически все основные типы храмов: стандартный кубический (Троицкий собор), трапезный (церковь Сорока мучеников, в 1945 г. ее снесли) и крестообразный (церковь Петра и Павла).
Отсюда берет свое начало набережная Тюмени.
Рядом с монастырем на вершине Затюменского мыса между Троицким монастырем и Крестовоздвиженской церковью на Никольской площади (о ней дале) стоит здание бывшего частного коммерческого училища, основанного в 1910 г. на средства купцов первой гильдии Колокольниковых. Это было очень престижное учебное заведение по тем временам в России и даже мира. В настоящее время там размещается главный корпус строительного института.
Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженская) заложена из кирпича на южной оконечности Затюменского мыса в стиле барокко на месте деревянной, возведённой в 1740-х гг. В советское время церковь сильно пострадала и была закрыта. В августе 1998 г. восстановленный храм освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Символом Крестовоздвиженского храма считается икона 19 века Иверская икона Божьей матери в полный рост, точнее ее копия, привезенная с Афона. Ее нашли на мусорке верующие жители города.
В маленьком остроге становилось тесно, и жители стали выходить за стены острога. Первыми путь в Заречье проложили купцы из далёкой Бухары, пришедшие со своими караванами. Так, появилась Бухарская слобода на другом берегу реки. Кожевенная слобода находилась рядом с Бухарской, там разместились кожевенники из Устюга. Присланные из центральной России охотники, которые занимались ямской гонтьбой (курьеры), образовали Ямскую Слободу. Город расширялся.
Соответственно потребовалось строительство мостов. Первый мост тюменские стрельцы и казаки соорудили ещё четыре века назад. Сегодня его дальний потомок связывает центр города с Затюменкой и именуется Никольским. Главной особенностью нового моста стало то, что располагался он вровень с берегами оврага и был совершенно пологим. Фото Никольского моста смотреть выше.
Главной проблемой на протяжении всей тюменской истории оставалось преодоление полноводной Туры. В 1796 г. удалось лишь построить в устье реки Тюменки наплавной мост, состоявший из двух скреплённых между собой плотов. Для пропуска барж, судов и плотов с лесом его разводили, а потом сводили обратно. Так скажем свой разводной мост – чудо инженерии в те годы.
Удовлетворить потребности, растущего населения наплавной мост, город уже не мог. В 1924 г. началось строительство деревянного моста через реку Туру. По тем меркам он был гигантом и вошел в список шведской Академии наук, как один из красивейших мостов мира. На этом можно поставить точку, ведь от моста почти ничего не осталось. Возле музея Царская пристань (о нем далее) создан небольшой сад якорей, которые достали со дна реки, рядом с ними положили фрагменты свай от этого деревянного моста.
Старый мост обрушился и немного в стороне, в 1985 г. открыли новый вантовый "Мост влюбленных". Почему влюбленных? Потому, что на открытии моста прошел конкурс на самый долгий поцелуй, это событие и дало ему название.
В Заречной части располагается каменный храм – церковь Вознесения Господня и Георгия Победоносца. На гравюре «Панорама Тюмени» показана деревянная церковь с двумя колокольнями. Можно предположить, что она находилась на том же самом месте, где и сейчас.
Вознесенская церковь, обращенная к реке колокольней, расположенная на низком левом берегу Туры, посреди бывшей Бухарской слободы, и стоящий напротив, у самого обрыва реки, Благовещенский храм (был разрушен большевиками в 30-е г.) вместе составляли как бы белокаменные речные ворота Тюмени.
Первая четверть 20-ого века в истории ознаменовалась глубочайшими социальными потрясениями. Это было страшное время для истории России. Не обошли они стороной и русскую православную церковь. Только с 2001 г. в Вознесенско-Георгиевской церкви начали проводить первые богослужения.
Продолжение следует.
Ставьте класс 👍 . Подписывайтесь на мой канал в Яндекс Дзен 👉здесь.