С московской рекой Чурой меня всегда связывали особые отношения: я жил недалеко от участка с открытым руслом и с детства впечатлялся окрестными пейзажами. Впечатляться было чем: темный овраг с проржавевшими остовами брошенных машин и автобусов, сползающие в этот овраг могилы Даниловского кладбища, теплая вода с идущим от нее паром, подболоченные берега, бетонные заборы, еле видная из оврага глыба какого-то здания и в довершении этого великолепия - круглая труба, торчащая из склона и эту самую Чуру из себя изрыгающую!
Труба манила с детства - выше человеческого роста, воды вроде немного - ну как не прогуляться? Но прогуляться удалось только спустя многие годы, когда берега были укреплены габионами, машины и мусор убрали, кладбище укрепили и отгородили нормальным забором, вместо трубы появился массивный водовыпуск прямоугольной формы, а загадочное здание теперь было отделено шумным Третьим Транспортным Кольцом и содержало в себе банальный торговый центр.
Конечно же, для испытаний любой своей новой фототехники или фотосвета я первым делом шел в Чуру. В узких кругах меня даже вместо Скорохода (мой старинный сетевой никнейм) беззлобно прозвали Чуроходом. Это заметно: в моей подборке "Школьная парта подземной фотографии" фотографии Чуры появлялись очень часто.
Как и в прошлой серии цикла, эта статья будет содержать подборку фотографий разных лет из разных походов в Чуру.
Начнем с 2007 года, когда я собрал свой самый чудовищный комплект фотосвета из переделанных мощных китайских фонарей и автомобильного аккумулятора. Снимал я в тот раз на пленку, на негатив и слайд для искусственного освещения.
Ну и небольшой триптих с более подробным видом слева направо:
Как многим известно (и многим неизвестно) малые реки Москвы одновременно являются частью ливневой канализации. Во время сильных дождей подземные русла рек могут полностью заполняться водой и даже переходить в напорный режим. Находиться в этот момент в коллекторе - смертельно опасно!
Летом 2007 года мы с товарищем подловили момент и решили посмотреть, что происходит возле водовыпуска во время сильного дождя. Дождик, правда, подкачал - был не очень долгий и не очень сильный. Но и его было бы достаточно, чтобы подвергнуть жизнь людей в подземном русле опасности.
Следующий эксперимент со съемкой трудно объяснить. Какая-то блажь на меня накатила. Я решил взять черно-белую пленку, цветные светофильтры для вспышки и снять цветную фотографию на совершенно нецветной носитель. Ну, знаете, как делал цветные фотографии знаменитый Прокудин-Горский? Вот так и я задумал, только немного наоборот: разделять цвета не фильтрами на камере, а фильтрами на источниках света! И да, получившуюся пленку я тоже решил проявлять самостоятельно.
Принес домой пленку, проявил, отсканировал.
Больше я такой ерундой не страдал и не наслаждался. Моя эпоха экспериментов с пленкой окончательно завершалась. Наступало время вернутся от пленки к цифре, а от громоздких комплектов фотосвета - к более компактным.
Когда в начале 2008 года я обзавелся более качественным цифровым фотоаппаратом Canon EOS 400D (вместо уже видавшего виды 300D) и настоящим "кропнутым" широкоугольным объективом для него - первым делом я снова потащил его в Чуру. На этот раз я снимал участок нижнего течения, между Загородным шоссе и Москвой-рекой, а освещал все это - вспышкой и налобным фонариком.
А еще несколько лет спустя EOS 400D был заменен на EOS 550D. И он, в свою очередь отправился под землю, но уже с мощными светодиодными фонарями в качестве фотосвета.
Участвовал этот же набор и в другом эксперименте - в съемке подземного тайм-лапса со слайдером!
А вот и получившееся из тех кадров видео:
Напоследок - несколько кадров с прогулки в самом конце 2010-х годов, уже на Canon EOS 90D и ручной светосильный короткофокусный объектив. Съемка с рук под землей при свете фонарика - о таком я раньше я даже и не мечтал! Результат, конечно, заметно хуже съемки со штатива и длинной выдержкой, но меня все равно тогда впечатлило.
Вот и все, больше я в Чуре не снимал. Но это еще не конец цикла - следующая порция подземных фотографий - в следующей публикации!