Найти в Дзене
Евгений Маслак

Знаменитые подвалы доходного дома на Солянке (школьная парта подземной фотографии, часть 25)

Солянка! В прошлом - легкодоступная, известная, удобная, интересная и живописная система подвалов под комплексом доходных домов, находящихся по адресам улица Солянка, дом 1/2с1 и 1/2с2.

Дома были построены между 1909 и 1915 годом, архитекторами выступили В.В. Шервуд, И.А. Герман и А.Е. Сергеев. То, что сейчас воспринимается как "уголок старой Москвы, которую мы потеряли" в те годы было коммерческим предприятием. Ну, примерно как сейчас какие-нибудь "апартаменты со студиями" на месте очередного снесенного завода.

И не верьте, не ведитесь на сенсационные слухи о том, что под домами - "древние соляные подвалы". Подвалы там - ровесники зданий, построенные и тесно переплетенные с этими самыми зданиями. И задача подвалов была вполне утилитарная: гаражи и кладовые для жителей домов и разных организаций.

Подвалы очень запутанные и многоуровневые, более того - разноуровневые. Если вас когда-нибудь пугали "лабиринтами подземелий Москвы" - то Солянка была бы отличным примером! Никто там, правда, так и не потерялся с концами - в конце концов хмельные пары выветривались из голов незадачливых подземных путешественников и выход находился.

Сам я был в Солянке неоднократно, но снял всего одну (!) нормальную фотосессию. Зато со мной сохранилось немало фоток других авторов - если они когда-нибудь захотят их опубликовать, я буду только за!

Пример могу привести такой: в 2005 году для телепередачи "Москва: инструкция по применению" снимали ролик "про диггеров". Позвали и меня (что было удобно, так как на съемках я еще и звукооператором помогал). Часть материала снимали в Солянке: я помог повесить микрофоны, проверил звук и... уснул. Все веселье я проспал, а было весело! К счастью, кто-то записал этот ролик и позже выложил на ютуб:

Если что, я в этом ролике - "Вася диггер". Тогда было модно придумывать псевдонимы и скрывать свою личину. На многих кадрах с дичайшим угаром во мгле подземелий легко угадывается Солянка. Но если вам не угадывается - читайте дальше и смотрите фотки: потом пересмотрите ролик еще разок и многое узнается!

Для начала стоит упомянуть, что одно время по интернетам гуляли фотографии очень классного макета Солянки. Сейчас многие ссылки уже "мертвы". Но чтобы вы представляли, о чем речь, достаточно глянуть вот эту статью в коммуне "Ивановская горка".

01. Скриншот фотки макета Солянки в статье на "Ивановской горке". Ссылка внизу уже мертва. Да и ЖЖ потихоньку умирает...
01. Скриншот фотки макета Солянки в статье на "Ивановской горке". Ссылка внизу уже мертва. Да и ЖЖ потихоньку умирает...

Теперь понятно, почему изнутри и подвалы, да и сами дома ощущаются как лабиринт? Они и на макете-то сложно смотрятся! Коморки, комнатушки, лестницы из ниоткуда в никуда, проломы и заложенные проходы, черные, белые, серые ходы и лестничные клетки - и так от подвала до самых крыш!

В рекламе такого, конечно, не рассказывают. Когда-то ведь и Солянка была "модной новостройкой". Вот например, очень показательная фотка на pastvu.com - ну чем не реклама?

02. "Доступные апартаменты в центре Москвы, звоните"
02. "Доступные апартаменты в центре Москвы, звоните"

Перед тем, как перейти к фоткам подвалов - еще немного отвлекусь. Дворы этих домов были также весьма живописны и даже пользовались немалой популярностью у московских киношников (особенно всякий мрачняк про бандитов: "Авария - дочь мента", "Брат" и многие другие).

У меня, как ни странно, нашлось несколько фоток и из дворов! Причем снятых на какую-то жутко древнюю дешевую цифромыльницу со встроенной памятью, которую мне на время дал поснимать учитель информатики из школы, где я тогда подрабатывал. Максимальное разрешение - 640х480! Для 2003 года это было не очень прилично - в те годы уже потихоньку учились снимать фотки телефоны. В итоге результаты съемки напоминают скриншоты из любительского видео. Подозреваю, что неспроста - в этой мыльнице скорее всего и использовали матрицу от дешевой цифровой видеокамеры.

03. Тут постройки Собора Иоанна Предтечи и доходных домов очень причудливо смыкаются.
03. Тут постройки Собора Иоанна Предтечи и доходных домов очень причудливо смыкаются.
04. Арки, так любимые киношниками.
04. Арки, так любимые киношниками.
05. В арках - маленькая ледяная коммунальная катастрофа.
05. В арках - маленькая ледяная коммунальная катастрофа.

Солянка в прошлом вообще печально знаменита серьезными проблемами с коммунальным хозяйством, не помню ни одного посещения, где не было бы чего-нибудь протекающего, проваливающегося или рассыпающегося на части.

06. Дворы-колодцы есть не только в Питере!
06. Дворы-колодцы есть не только в Питере!

Да, я знаю, что двор-колодец положено снимать из центра, направив вверх широкоугольный объектив. Но - что было тогда с собой, тем и снимал.

07. "ОПАСНО"
07. "ОПАСНО"
08. Нет, это не очередное мрачное кино про бандитов - это естественное состояние солянских дворов в 2002-2003 году.
08. Нет, это не очередное мрачное кино про бандитов - это естественное состояние солянских дворов в 2002-2003 году.

Вот такие раритеты почти случайно нашлись в цифровых закромах. Сам "главный въезд" в систему подвалов я тогда так и не сфоткал, поэтому для иллюстрации приведу фотографию с pastvu.com, снятую Виталием Цариным в 1997 году:

09. Виталий Царин, "ул.Солянка, д.1", 1997 год.
09. Виталий Царин, "ул.Солянка, д.1", 1997 год.

Поверьте, этот вид на главный въезд мало отличался и в 2003 году, когда я сделал несколько кадров дворов на цифромыльницу, и в 2008 году, когда я наконец-то спустился в подвалы Солянки с цифрозеркалкой, нормальной оптикой и светом.

Итак, наконец-то спускаемся по пандусу вниз!

10. Вот такой предстанет Солянка, если спуститься и сделать пристрелочный кадр со "вспышкой в лоб".
10. Вот такой предстанет Солянка, если спуститься и сделать пристрелочный кадр со "вспышкой в лоб".

Так я снимать, конечно, не буду. В предыдущей статье цикла и в других ранних статьях я уже рассказывал и про покупку Canon EOS 400D с хорошим "кропнутым" широкоугольным объективом, и про отказ от громоздкого света из больших "китайских фонарей" и автомобильных аккумуляторов в пользу маленьких лампочек, маленьких аккумуляторов и фотовспышек.

Настало время поработать этому комплекту и очередной раз запечатлеть историю!

11. Вид на проезды подвалов от главного въезда.
11. Вид на проезды подвалов от главного въезда.

Для понимания: проезды в подвалах находятся под дворовыми проездами на поверхности, а гаражи-казематы-коморки и прочие подвальные помещения имеют над собою на поверхности сами здания.

12. Солидная колонна. Как будто из монолитного железобетона (хотя внутри может быть и кирпич). Было ли так с самой постройки или что-то поменялось позже - я не знаю.
12. Солидная колонна. Как будто из монолитного железобетона (хотя внутри может быть и кирпич). Было ли так с самой постройки или что-то поменялось позже - я не знаю.
13. Зимой недалеко от въезда часто образовывались вот такие ледяные сталагмиты. Это еще маленький и одинокий, а бывало - вырастал целый лес в человеческий рост!
13. Зимой недалеко от въезда часто образовывались вот такие ледяные сталагмиты. Это еще маленький и одинокий, а бывало - вырастал целый лес в человеческий рост!
14.
14.

15.
15.
16. Расставляю в одном из проездов свою "фотостудию". Это в западной части системы.
16. Расставляю в одном из проездов свою "фотостудию". Это в западной части системы.
17. Мутная водичка - это последствия протекающей канализации.
17. Мутная водичка - это последствия протекающей канализации.
18. Да, там пахло. Да, из лужи канализационных вод вырастают кучи мусора. Это Солянка!
18. Да, там пахло. Да, из лужи канализационных вод вырастают кучи мусора. Это Солянка!
19. Вернемся обратно, на "центральный перекресток". Часть труб уже новые - больше тянуть просто нельзя!
19. Вернемся обратно, на "центральный перекресток". Часть труб уже новые - больше тянуть просто нельзя!
20. По пути к северной части системы можно встретить не просто лужу канализации, но лужу канализации, переливающуюся всеми цветами радуги! И это по своему красиво.
20. По пути к северной части системы можно встретить не просто лужу канализации, но лужу канализации, переливающуюся всеми цветами радуги! И это по своему красиво.
21. В северной части подвалов завалы мусора еще эпичнее.
21. В северной части подвалов завалы мусора еще эпичнее.
22. В завалах мусора может потеряться даже автомобиль. Обратите внимание на проем в своде над автомобилем.
22. В завалах мусора может потеряться даже автомобиль. Обратите внимание на проем в своде над автомобилем.
23. Это так называемое "световое окно". Специальные стеклянные призмы собирали уличный естественный свет и рассеивали его внизу, для освещения проезда в подвале. Сейчас эти окна заасфальтированы наверху, а внизу - многие призмы выбиты и утеряны.
23. Это так называемое "световое окно". Специальные стеклянные призмы собирали уличный естественный свет и рассеивали его внизу, для освещения проезда в подвале. Сейчас эти окна заасфальтированы наверху, а внизу - многие призмы выбиты и утеряны.

24. Продираться дальше по проездам все сложнее и сложнее.
24. Продираться дальше по проездам все сложнее и сложнее.

25. Да и некоторые лестницы ведут примерно в никуда.
25. Да и некоторые лестницы ведут примерно в никуда.
26. Поэтому лучше сквозь завалы завалимся в один из казематов!
26. Поэтому лучше сквозь завалы завалимся в один из казематов!
27. Судя по маленькому помещению то ли для сторожа, то ли для кладовщика - тут должен был располагаться склад.
27. Судя по маленькому помещению то ли для сторожа, то ли для кладовщика - тут должен был располагаться склад.

28. Но складируется тут сейчас только хлам от жильцов и арендаторов.
28. Но складируется тут сейчас только хлам от жильцов и арендаторов.
29. Чего тут только нет!
29. Чего тут только нет!
30. Хватило бы на небольшой музей и еще осталось бы на частную коллекцию.
30. Хватило бы на небольшой музей и еще осталось бы на частную коллекцию.

31. Тут исчезают, стираются частицы памяти о людях, которые когда-то пользовались этими вещами. Делали фотографии, писали в журналах, собирали бутылки, относили в подвал ненужный старый компьютер...
31. Тут исчезают, стираются частицы памяти о людях, которые когда-то пользовались этими вещами. Делали фотографии, писали в журналах, собирали бутылки, относили в подвал ненужный старый компьютер...

На данный момент ни дворы, ни подвалы для свободного посещения недоступны. По слухам, подвалы снова привели в порядок и используют, как подземную парковку - при таком расположении дома эти машино-места уже на золотые, а как минимум бриллиантовые.

А в некоторых казематах, имеющих доступ на сторону уличных фасадов - открылись и продолжают открываться кафе и рестораны. Туда можно свободно попасть, буквально "с улицы". Но это уже другая, совсем другая Солянка.

Эти кадры были сняты в начале 2008 года. После этого я в Солянке ни разу не бывал и не снимал, о чем немного жалею - там было, где "развернуться". Да и вообще я с того момента стал меньше снимать под землей, как и вообще снимать. Поэтому эта статья - пред-пред-последняя в цикле. Но ведь и не последняя: продолжение в следующей публикации цикла!