Найти тему
(Не)Страшная Школа

Задание 9 ОГЭ по русскому – проще некуда

В статье о том, как сдать ОГЭ по русскому, если ничего не знаешь, я перечисляла самые простые задания из тестовой части. В их число вошло задание 9, которое в перечне называется страшной фразой «грамматическая синонимия словосочетаний». И, на мой взгляд, после задания 10, в котором нужно просто отметить, о чем был текст, девятое – самое легкое. Предлагаю сегодня в нем разобраться, а если вдруг вам легче воспринимать информацию на слух, вот тут расскажу все то же самое в видео-презентации.

Итак, давайте посмотрим на примеры задания 9. Все примеры на моем канале взяты с сайта «Сдам ГИА», на котором и рекомендую тренироваться с тестовыми заданиями.

Замените словосочетание «солнечные лучи», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Замените словосочетание «смущённо сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Итак, вот они задания, в которых нам нужно заменить одни словосочетания другими. Из задания мы понимаем, что неплохо бы знать три термина. А именно: согласование, управление и примыкание. Если эти слова мы забьем в поисковике и поищем определения, получится следующее:

Согласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.

Управление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.

Если на этом этапе все стало понятно, то это классно. Если запутались еще больше, давайте упрощать. Вообще, одна из причин, по которой я не хочу работать в школе и предпочитаю делать это индивидуально, заключается в том, что я не хочу говорить как написано в учебниках, а по-другому в школах нельзя)) Попробуем все то же самое, но проще.

Согласование. Тут у вас оба слова в словосочетании будут изменяться одинаково и вместе. Чаще всего это будет сочетание прилагательного и существительного. Если вдруг вы забыли, что это такое, загляните в эту статью.

Пример: деревянная ложка, деревянной ложки, деревянной ложкой и т.д. Видим, что оба слова меняются вместе.

Управление. Тут одно из слов будет оставаться без изменений, хотя вообще-то это слово умеет меняться. Скорее всего, это существительное + существительное или глагол + существительное.

Пример: ваза из стекла, вазу из стекла, вазой из стекла. (слово «стекло» остается без изменений, хотя вообще-то это изменяемое слово в иных случаях).

Читал с выражением, читаю с выражением, читаем с выражением (слово «выражением» остается без изменений, хотя в иных случаях у этого слова бывают другие формы).

Примыкание. Тут одно или оба слова неизменяемые вообще. Это может быть глагол + наречие, наречие + деепричастие, наречие + наречие.

Пример: громко смеялся (у слова «громко» в принципе нет никаких других форм, никаких падежей, родов и т.п.)

Теперь попробуем сделать задачу еще проще. В рамках экзамена словосочетания могут меняться только между согласованием и управлением и между управлением и примыканием. За все время подготовки в несколько лет я видела только один раз, когда просили поменять согласование на примыкание, но даже не могу вспомнить, что это за странное словосочетание было. Так что, если честно, задание можно не читать вообще. У каждого данного словосочетания есть только один вариант, как его можно изменить.

Вот они, наиболее распространенные:

1) Материал: деревянный стол – стол из дерева

2) Принадлежность: лисий мех – мех лисы

3) Назначение (для чего): цветочный горшок – горшок для цветов

4) Что-то делают как-то (с чем-то): грустно вздыхал – вздыхал с грустью

Так что, если вы видите, что вам предлагают поменять какое-то словосочетание, то можно, не вчитываясь в задание и не задумываясь о всяких согласованиях и примыканиях, менять его на парное из списка выше.

Трудности тут могут вызвать случаи, если ученик просто не знает правильного образования слова. Например «ветви рябины» пытается превратить в «рябинные» ветви, а не «рябиновые». Но эта проблема решается, если попробуете найти среди пробных заданий вызывающие трудности и почитать к ним пояснения. Также важно помнить, что форма главного слова должна оставаться той же, которая исходно была в задании.

Например: «деревянной ложкой» - «ложкОЙ из дерева» (мы не меняем главное слово на «ложка»)

А я желаю всем удачи в подготовке 😉 И скорейшего наступления настоящей весенней погоды. Следуйте чек-листу подготовки к ОГЭ по русскому и все обязательно получится.