Найти тему

О ПРИЗНАНИИ ВЕНЧАННЫМ УМЕРШЕГО ОТСТАВНОГО СОЛДАТА

Могли ли власти признать брак законным уже после смерти брачующихся?
Не смейтесь! И такое тоже было возможным!
В 1842 году Михайловской подгородней Пушкарской слободы солдатский сын Василий Семёнов подал прошение в Рязанское Губернское Правление о причислении его в число пахотных солдат в той слободе.
Для причисления требовалось подтвердить законность происхождения, т.е. Василий Семёнов должен быть, действительно, сыном солдата. Однако возникла проблема – как оказалось, брак отца Семёнова, отставного солдата, почему-то был не зарегистрирован в метрических книгах, что по тогдашним меркам считалось дело неслыханным.

Расследование этого события производила Рязанская Духовная Консистория и 28-го мая 1845 года оттуда за подписью ключаря Михайловского собора протоиерея Матвея Внукова в Рязанское Губернское Правление пришло резюме.
Протоиерей подтвердил, что запись о венчании обнаружить не удалось:
«… из дела сего видно, что брак означенного в оном отставного солдата Семёна Борисова с крестьянской дочерью Марфой Исаевой Мальковой, Лепилкиной тож, не значится записанным ни в метрических и обыскных книгах, ни в исповедных росписях Николаевской Пушкарской Архангельской Щетининской церкви…».
Однако законность сожития подтвердили 4 человека «коренных старожилов»:
«… событие оное, равно как и рождение от того брака сына Василия подтверждают опрошенные под присягой четыре человека коренных старожилов, как-то Прудской слободы государственные крестьяне Андрей и Василий Савельевы и Прокопий Федосеев Буянкин и Пушкарской Пётр Самсонов…»

-2

А также и «письменные удостоверения»:
«… 1) Михайловского Земского Суда в рапорте Уездному Суду от 12 апреля 1844 года за № 2424 …, что проситель по делу сему Василий, по спискам кантонистов того суда не значится,
2) Михайловского Уездного Казначея в отношении от 8 октября сего года за № 689 значит, что Щетининской слободы крестьянин Василий Семёнов по сказкам 7 и 8 ревизии написан в наличной графе, следовательно, сам он, Василий Семёнов, напрасно писал в прошениях своих к Губернскому Начальству и вероятно по неведению, что якобы он пропущен по сказкам 7 и 8 ревизий…».

На основании сего Духовное Правление полагало, что
«… согласно Своду Законов тома 10-го ст. 32 и 2402 и Устава Духовных Консисторий ст. 263 пунктам 3 и 4 под литерами В и Г значущимися, брак вышеозначенного отставного солдата Семёна Борисова с Марфой Исаевой, хотя давно уже умерших, утвердить во всей силе, о чём дать знать Гражданскому Правительству по надлежащему определено и Его Высокопреосвященством утверждено: мнение Духовного Правления о признании венчанными умершего отставного солдата Семёна Борисова с Марфою Исаевой Мальковой утвердить…».