В начале девяностых id Software чуть ли не единолично популяризировала жанр FPS. В 1992-м она выпустила культовую Wolfenstein 3D, а спустя полтора года — не менее великий Doom. Разумеется, увидев спрос, другие компании стали клепать разномастных клонов. Не осталась в стороне и LucasArts, для которой жанр в те годы был нетипичен. Рецепт ее дебютного шутера Dark Forces был до банального прост: взять механики Doom и поместить их в антураж «Звездных войн». И ведь сработало! Игра не только обрела коммерческий успех, но и в целом стала важным для франшизы проектом. Именно она породила любимую игроками серию Jedi Knight, которая значительно расширила канон вселенной Джорджа Лукаса (правда, потом пришла Disney и всё отменила).
Dark Forces выделялась не только на фоне других игр по «Звездным войнам», но и среди шутеров того времени в целом. Это был передовой во многом проект. Например, его движок позволял размещать комнаты друг над другом, выводя на новый уровень вертикальные перестрелки и исследование. А еще здесь можно было смотреть вверх и вниз, приседать и прыгать. Такие привычные для современного игрока вещи были редкостью для шутеров начала 90-х.
Помните, что говорил Кармак про сюжеты в играх? Что они нужны им не больше, чем порнофильмам. Так вот, в LucasArts эту точку зрения не разделяли, а потому написали для Dark Forces полноценную историю. Причем не пересказывающую, а дополняющую события оригинальной трилогии. Игра знакомит нас с наемником Кайлом Катарном, который сперва похищает чертежи «Звезды Смерти» (те самые, что передадут Лее в четвертом эпизоде), а затем по приказу повстанцев охотится за новым убероружием Империи — темными штурмовиками.
Признак хорошего ремастера — когда садишься за него и думаешь: «Так вроде же ничего толком не поменялось. Ну да, картинка и текстурки стали четче, разрешение повыше, но в остальном та же самая игра», а потом запускаешь оригинал и моментально чувствуешь разницу. Новая Dark Forces как раз из этой категории. Переиздание выглядит и ощущается именно так, как ты запомнил версию 1995 года, а не какой она была на самом деле.
Раз всё познается в сравнении, давайте сравнивать. Оригинал в Steam весит всего 71,5 Мб и запускается через эмулятор DOSbox. Максимальное разрешение — 640 на 480. Попробуйте представить, как это выглядит на современных мониторах. Игра поддерживает мышку, что уже само по себе хорошо, вот только смотреть вверх и вниз нужно при помощи кнопок PgUp и PgDn. И это при стандартной раскладке WASD. Целиться во врагов на верхних или нижних уровнях с таким управлением максимально неудобно, а поменять его нельзя.
Разумеется, у ремастера таких проблем нет. Более того, играть в него комфортно даже с геймпада. При этом некоторая помощь при стрельбе — это не оказуаливание в угоду консольщикам, так было и в оригинале. Разработчики даже зачем-то добавили поддержку прицеливания с помощью гироскопа — но это, видимо, для стримеров-мазохистов. Картинка отлично передает стиль первоисточника, спрайты выглядят четко и детализировано (да, враги здесь двухмерные), а движения камеры плавные.
В наличии и традиционный для переизданий бонус — набор дополнительных материалов. Помимо банальных концепт-артов и прочей мелочевки, есть в нем и настоящая находка для фанатов — уровень на звездном разрушителе «Мститель». Эта миссия должна была стать вступительной в оригинальной игре, и ее даже распространяли в качестве демоверсии, однако впоследствии полностью вырезали.
Как видно, ремастер предлагает вполне стандартный набор улучшений и бонусов, и фанатам оригинала этого должно быть достаточно. Если Dark Forces запала вам в душу 15, 20, а то и все 29 лет назад, обновленная версия подарит прекрасное чувство ностальгии, причем без необходимости мучиться с управлением и корежиться от размеров пикселей на экране.
А что насчет тех, кто с игрой не знаком? И вот тут все уже не так однозначно. Разработчики ремастера осовременили картинку и управление, но основные геймплейные принципы остались нетронутыми. В Dark Forces всё сделано по заветам шутеров девяностых — лихая пальба, толпы врагов, блуждания по локациям-лабиринтам, а также поиск цветных карточек и рычагов. В обновленную версию даже сохранения во время миссий не добавили, а ведь на один уровень может уходить по полчаса и больше. Сейчас всё это выглядит архаично и может отпугнуть геймеров помоложе.
С другой стороны, проект способен подарить новый и непривычный опыт как раз тем, кто не застал эпоху классических FPS. Dark Forces не будет вести за ручку и играть в поддавки, как делают современные экшены. Она может быть сурова, но справедлива — тебе дают ровно столько информации, сколько нужно для прохождения. Если же ты застопорился, то это потому, что невнимательно изучил локацию или брифинг, плохо подумал над головоломкой (их немного, но есть).
Главная претензия к переизданию — цена. Всё-таки 30 долларов за игру тридцатилетней давности — это много. Для сравнения: за Tomb Raider I-III Remastered просят столько же, а там ведь 3 в 1 и контента значительно больше. Свеженький ремейк Brothers: A Tale of Two Sons вообще продается за 16 долларов.
Переиздание Dark Forces сделано словно по методичке — подтянуть текстурки, осовременить управление и добавить немного приятных бонусов. Готово! Для фанатов оригинала этого должно быть достаточно, поэтому им проект однозначно рекомендуем. А вот геймерам, не знакомым с игрой и классическими FPS, скажем так: можете рискнуть, если не боитесь пробовать новое (пусть оно и старое). Всё-таки Dark Forces — это отличный шутер «старой школы». Динамичный, агрессивный, не навязывающий сюжетную драму и не обременяющий моральными дилеммами. Есть только вы, десяток стволов в бездонном кармане и сотни врагов.
Оценка: 8/10