Найти тему
Cat_Cat

Последний полёт Эвелин

Эвелин Женевьева Шарп родилась 1 октября 1919 года. В 1935 году в пансионе её приемных родителей, живших в городке Орд, штат Небраска, снимал комнату некий Джек Джеффорд - владелец местной летной школы. Как-то раз, не имея возможности заплатить за аренду жилья, он предложил вместо этого научить Эвелин управлять самолетом.

4 марта 1936 года, после двадцати пяти занятий, девушка, которой на тот момент еще не исполнилось шестнадцати лет, совершила свой первый самостоятельный полет на самолете Aeronca C-3. Через год Эвелин получила сертификат частного пилота, а в восемнадцать лет приобрела лицензию коммерческого пилота и с помощью местных бизнесменов купила свой первый самолет - новенький Taylor Cub. В 1938 и 1939 году она развозила на нем почту и регулярно участвовала на местных окружных ярмарках, родео и прочих общественных мероприятиях, подняв в небо более пяти тысяч человек.

К двадцати годам она стала одной из десяти женщин летчиков-инструкторов в США. До войны Эвелин обучила пилотированию более трехсот пятидесяти человек в рамках правительственной программы подготовки гражданских пилотов. Когда в 1942 году военное министерство организовало Женскую вспомогательную переправочную эскадрилью (Women’s Auxiliary Ferrying Squadron) Эвелин стала ее семнадцатым пилотом. На перегоне она отлетала 2968 часов, больше, чем любой другой пилот эскадрильи, освоив десятки типов самолетов - от транспортного С-47 до "Летающей крепости".

31 марта 1944 года Эвелин Шарп приступила к выполнению очередного перегоночного рейса с западного на восточное побережье США. Из Лонг-Бич, штат Калифорния, она вылетела на недавно построенном двухмоторном истребителе P-38J "Лайтнинг" (328750) в Ньюарк в штате Нью-Джерси. 3 апреля в 10:29 утра, после очередной промежуточной посадки в городе Миддлтон, штат Пенсильвания, Эвелин произвела взлет с аэропорта Нью-Камберленд. Как только самолет поднялся в воздух, на высоте двести метров начал терять мощность левый двигатель. Чтобы компенсировать снос, Эвелин пришлось сбросить обороты правого двигателя и почти до отказа заложить рули направления. В этот момент левый двигатель окончательно заглох и самолет начал стремительно терять скорость и высоту. Пытаясь посадить машину, пилот полностью выбрала на себя штурвал, самолет задрал нос, но подъемной силы уже не хватило и истребитель практически плашмя упал на замерзшее вспаханное поле на вершине холма Бикон-Хилл.

-2

Во время жесткого приземления сложенная передняя стойка шасси пробила пол кабины, не выдержали привязные ремни и пилота прямо через каплевидный колпак кабины выбросило из кокпита. Внутреннее кровотечение, переломы шейного отдела позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей и многочисленные травмы головы не оставили Эвелин никаких шансов. Она умерла мгновенно от травматического шока. Часы на приборной доске самолета остановились в 10:30 утра. Эвелин Шарп стала единственным пилотом WASP, погибшим на P-38. Ей было двадцать четыре года.

-3

Эвелин Женевьева Шарп была похоронена в Пасхальное воскресенье 9 апреля 1944 года в её родном Орде в штате Небраска. Двести долларов на похороны собрали её коллеги по эскадрилье, правительство США никакого участия в них не принимало: ни воинских почестей, ни выплат семье, ни звания ветерана - "фифинеллы" считались простыми гражданскими служащими и на них не распространялись льготы, положенные американским военным.

Автор: Олег Энгель