Добрый день, дорогие друзья. Сегодня порассуждаем на отвлечённую тему: только ли ностальгия мешает наслаждаться новым или всё-таки есть другие факторы, влияющие на наше восприятие. Как видно из заголовка, речь пойдёт об играх, хотя выводы будут касаться всей индустрии развлечений. Поехали!
Несколько месяцев назад мне попалась заметка на Пикабу (Вот ссылка), к которой я потом несколько раз мысленно возвращался. Что-то в ней не давало мне покоя, какая-то мысль была в ней неправильно изложена. Свободного времени у меня тогда было ещё недостаточно, поэтому я размышлял на эту тему в фоновом режиме, пока не решил изложить свои мысли "на бумаге".
Начнём, как обычно, издалека - всё наше восприятие закладывается в детстве. Многие считают, что игры - это чисто детская форма развлечений и во взрослом возрасте нет таких людей, которым это было бы интересно. Утверждение очень спорное, т.к. я сам был свидетелем, как родители моих друзей в своё время "подсаживались" на третьих героев или RF-online. И я не сказал бы, что эти люди впали в детство, просто у них появилось такое желание - играть.
А на что влияет детство? Оно формирует эмоциональный фон, который остаётся с нами на всю жизнь и вызывает приступы ностальгии. Другими словами, играя в каждую последующую игру, мы невольно сравниваем её с предыдущей. А такое бывает не только с играми: можно прочитать книгу в неправильном переводе и защищать его впоследствии, т.к. он был первым. То же самое с фильмами: переводами и экранизациями.
Если говорить о так называемом "синдроме утёнка" (когда "первое" приравнивается к "лучшему"), то одним из самых мощных его проявлений в игровой индустрии стала для меня игра The Elder Scrolls IV: Oblivion. Дело в том, что она меня в своё время поразила и сюжетом, и яркостью картинки, и самим духом фэнтези. И при всём этом великолепии я не понимал, за что её так яростно ругают на разных форумах, называя чуть ли не позором всей серии. А проблема скрывалась в том, что "по тональности" игра очень сильно отличалась от предыдущих игр в этой серии. По этой причине The Elder Scrolls V: Skyrim вышла ближе к духу серии, но теперь уже я на момент выхода её не принял или, лучше сказать, принял в штыки. Поиграл я в неё относительно недавно, в 2019 году (через 8 лет после выхода) и смог полюбить её как истинный фанат серии, отбросив предубеждения.
Уходит ли желание играть с возрастом? На самом деле - нет. Времени, правда, становится всё меньше, но желание остаётся. И здесь меня подстерегала засада! Каждый год выходило, в среднем, одинаковое число игр (если брать во внимание крупные проекты), и всегда можно было отобрать некий список того, во что поиграть. Можно догадаться, что я являюсь фанатом серии Assassins Creeed (статьи по этой серии можно найти в подборке), притом с самой первой игры, которая вышла аж в 2007 году. На данный момент (если считать Mirage) вышло тринадцать игр в этой серии из которых я поиграл в одиннадцать, десять из которых прошёл полностью. Так вот тенденция последних десяти лет - деградация истории (здесь я имею в виду сюжет) в угоду зрелищности. А в последние годы добавились ещё некоторые "повесточки", о которых я напишу отдельно (настолько они раздражают).
И, что ещё страшнее, подобное происходит со всей игровой индустрией - нет баланса между качественной историей и качественным геймплеем (т.е. самой игровой составляющей). Если брать во внимание самую первую Assassins Creeed, то геймплей там был так себе, но зато какая там была история, поделённая на две неравные части: большая разворачивается на фоне третьего Крестового похода в "Святой земле", меньшая повествует о современности, где наш главный герой, потомок героя из прошлого, вынужден помогать своим врагам в поиска некоего оружия. Хотелось побыстрее выполнить очередное задание в прошлом, чтобы узнать, что будет с нашим основным главным героем в настоящем.
Эпоха продолжала чувствоваться и в следующей части, посвящённой похождениям Эцио Аудиторе да Фиренце в солнечной Италии (и не только в ней). Нам встречались исторические личности, которые влияли на сюжет, например Леонардо да Винчи или Джироламо Савонарола. И, что немаловажно, интерес всё это вызывало нешуточный: тогда же я прочитал "Государя" Макиавелли и одной из причин к этому было то, что я встретил его в игре. А заодно сделал доклад по политологии в институте на эту тему. Как говорится, одно другому не мешает. Но навряд ли я выбрал бы такую тему, если бы она мне была не знакома и не интересна.
Во второй части были остроумные загадки, косвенно намекающие на то, кто из правителей использовал "частицу Эдема" - могущественный артефакт, подчиняющий волю людей. Я не фанат теорий заговора, но это было очень весело - искать подсказки, оставленные предыдущим исследователем прошлого и решать головоломки. После этой части, ничего подобного в играх этой серии уже не было.
А теперь о самом плохом: в последующих частях серии я больше не чувствовал духа той эпохи о которой ведётся повествование. Война за независимость США, Пиратство в Карибском бассейне (сейчас детям читаю "Остров сокровищ" перед сном, так вот - там всё это показано намного страшнее), Великая французская революция и Древняя Греция - всё это показано абсолютно безжизненно.
Исключениями (в плане эпохи) стали Assassins Creed Syndicate и Assassins Creed Origins. Викторианский Лондон (в Синдикате) показан хорошо, но вот по сюжету... Остановлюсь только на дополнении про Джека Потрошителя. Это ж надо было так неинтересно рассказать историю одного из самых загадочных маньяков прошлого! Ведь про него столько всего написано, даже у нас. Одним из лучших произведений, которые я читал на эту тему, можно назвать "Декоратора" из цикла произведений про Эраста Фандорина. Хоть я и не перевариваю творчество иноагента Бориса Акунина, но здесь, не смотря на то, что история от начала и до конца авторский вымысел, всё описано весьма правдиво, хоть и мерзко. А также на эту тему можно послушать очень интересную лекцию Егора Яковлева О Джеке-прыгуне, рассказывающей о том времени, людях и переполняющих их разных страхах.
С игрой Assassins Creed Origins всё ещё сложнее. В своё время эта игра меня поразила духом того времени и проделанной работой разработчиков и гейм-дизайнеров. Всё портил только сюжет, но который не так сильно портил общее впечатление (окончательно всё испортила Одиссея, но о ней я буду писать отдельно). Основные события (хоть и со скрипом) на месте, но рассказаны они настолько пресно, что хоть волком вой! Если уж вы врёте про историю, то врите интересно! Для примера, есть у HBO сериал "Рим" в двух сезонах, где есть всё, для чего присваивают возрастное ограничение 18+, но при этом всё так сделано, что не оторваться от просмотра. Игре присвоен такой же рейтинг, но там нет ничего, что его бы оправдало. Фантик красивый, а конфета - невкусная.
Также стоит отметить, что описанные проблемы имеют место быть и в других играх именитых игровых студий (и не только игровых, как было отмечено в самом начале статьи). Например, деградация сюжета была замечена в серии игр Far Cry, Call of Duty, Just Cause, Company of Heroes, Diablo, Tomb Raider и так далее. Неужели кончились истории, которые можно рассказать или классики литературы, которых можно адаптировать? Ответа у меня нет. Либо это банальная лень, либо адаптировать большие произведения сейчас слишком дорогое (по времени и средствам) удовольствие.
Подведём итоги. Из представленной в самом начале статьи заметки я играл во всё, кроме Uncharted 4 (но слышал о ней много хорошего). Все эти игры имеют интересную историю, даже Крутой Сэм двигается через уровни, ведомый сюжетом. Сюжет может быть простым, но обязан быть логичным и вовлекающим. В своё время была шутка, что в каждой игре нужно "спасти мир"! Так в этом и была прелесть, что играешь ты не за просто так, а за что-то серьёзное. По этой же причине люди смотрят воодушевляющие кино или читают мотивирующую (и не только) литературу. Атмосфера прошлого бывает очень пьянящей, а ностальгия горькой, но связано это не только с тем, что "нельзя дважды войти в одну и ту же реку", но и с тем, что в наше время каждый последующий проект хуже предыдущего. От этого и возникает чувство старости, а играть хочется только в старое, что в нашем восприятии стало синонимом слова "хорошее".
А на сегодня всё! Если было интересно, подписывайтесь на канал, пишите комментарии и ставьте пальцы вверх. До новых встреч!