Этот фильм уникален. Нет, не своей художественной ценностью. Что он из себя представляет, вы можете догадаться, даже его не посмотрев. Первое – он заслужил несколько наград на международных кинофестивалях, второе – он снят при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Всё, можно больше ничего не пояснять. Забавно, правда? Я ни слова не сказал о сюжете, а все уже поняли, что фильм – о страшной, дикой и дремучей России.
Вообще, эта ситуация, если честно, дико раздражает. С одной стороны, страна переродилась и нынче в ней нет места предателям. Вроде бы как. А с другой – процветает абсолютно вражеский проект «Ельцин-центр», да Минкульт на полную катушку спонсирует русофобские фильмы. Причём, судя по тому материалу, что мне попадается под руку, создаётся впечатление, что Минкульт спонсирует ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО русофобские фильмы.
Владимир Владимирович, а что, собственно, происходит?!
Ну, давайте же, расскажу, о чём этот шедевр и чем он уникален.
Пока идут титры, нам показывают конвейер по производству простых карандашей.
Ну, понятно: все эти карандаши – это мы с вами. Гора безликих деревянных палочек с серым грифелем внутри. «Скованные одной цепью» и т.д. Постойте, так вроде было принято изображать серое советское общество? Ну, так, по мнению «цветных карандашей» (большинство из которых почему-то розовые и голубые) ничего с тех пор не поменялось: 90% страны – убогие «ватники», это те же «совки»!
И вот, шлёпая по грязи мимо серых деревянных бараков, тянет свой чемодан женщина.
Она явно не здешняя, приехала из другого мира. Зовут женщину Антонина, фамилия – Золотарёва. Фамилия как бы говорит, что Антонина будет страдать за нас с вами. Если кто-то ещё не понял, поищите значение слова «золотарь».
Антонина находит мужичка, который сдаёт комнату и селится в комнате с неисправной электропроводкой. Она приехала из Питера и даже привезла открытки, чтобы показать местным, что такое Питер. Местная быдловатая тётка, которая ни разу не бывала в Питере, смотрит и не впечатляется.
Затем эти открытки показывают нам, и мы видим, что это… гравюры 18-19 века. Ну да, не оценят местные Питер по старинным гравюрам-то, ещё не научились. Скоты-с, одним словом!
Антонина идёт в местную школу и говорит, что хотела бы вести уроки черчения и рисования. Директриса пожимает плечами, мол, попробуй, но ты должна понять – контингент здесь не тот, что в Питере.
Сперва мы не понимаем, зачем Антонине потребовалось бросить городскую жизнь и спуститься в это чистилище.
Но потом она посещает местную «зону» и нам всё становится ясно.
Когда я увидел её муженька, я чуть не проглотил язык от неожиданности. Он?! Да ладно!!! Камон, это же 2019-й год, пациент ещё даже не успел в Берлин с отравлением попасть!!!
Слушайте, это просто поразительно. Дочитаете до конца – сами прочувствуете.
Муж Антонины – политический заключённый. Он совершенно невиновный, его обвинили в нападении на сотрудника полиции и дали восемь лет. Судя по всему, на несанкционированных митингах промышлял. Ну-ну. И вот Антонина, как жена декабриста, приехала вслед за мужем. (Ну, тут Наталья Назарова, автор сценария, режиссёр и Ванга в одном лице несколько промахнулась с предсказанием, потому как жене пациента в реальности было куда как веселее и комфортнее гаситься в европах. Самопожертвование – это не про них, они готовы лишь отрабатывать вложенные в них деньги, а забесплатно такие персонажи страдать сроду не станут. Вот выступить с улыбкой перед западной аудиторией через три часа после неожиданной смерти мужа – это вполне в их стиле).
Начинаются уроки. Дети в классе, вопреки ожиданиям, оказываются не деградантами, а вполне себе среднестатистическими детьми. Но есть в классе один тип, Миша Пономарёв – беспредельщик и хамло.
Его брат-убийца сидит в тюрьме и скоро должен выйти. Не будем рассуждать о профессиональных навыках учительницы, которая даже не смогла выйти с учеником на диалог. А поговорим о том, что Мишу боятся не только все дети в школе, но и все учителя. Да что учителя – его боится местная полиция! Поэтому у полицейских за несколько лет накопилась целая стопка заявлений на Мишу, но по ним никто не работает – все боятся.
Надо полагать, что в РОВД все тоже боятся Мишу, потому что не дрючат подчинённых за заявления, которые никто не отрабатывает.
Это раньше было: придёт бабка, напишет заявление: «моего коза укусила за вымя бездомная собака, больно-больно. Прошу принять меры». Ты посмеялся и бросил это заявление в стол, а бабке сказал: «Мы задержим эту собаку, мать!» И всё, дело можно считать завершённым. Сейчас же такая система не прокатит: менты обязаны регистрировать и отрабатывать абсолютно все поступающие заявления. Вот такая штука. Не завидую участковым, абсолютно.
Да и менты, которые боятся кого-либо – это полнейший бред. Можно теоретически представить какую-нибудь организованную банду типа сицилийской мафии, которая реально может доставить проблемы правоохранителям, но то, что менты всем отделением дружно вздрагивают при упоминании фамилии 14-летнего подростка – это лютый бред. Такое могли придумать лишь трусливые либеральные мозги. Да оно и понятно – откуда либералам знать, чем живут сотрудники полиции и что они из себя представляют. «Цветные» не общаются с «простыми карандашами», они из другого теста.
Антонина рассказывает соседке по общаге о том, как они с мужем жили в Питере. Оба они были художниками, часто у них дома собирался творческий бомонд. Например, Костик, чьи статьи часто печатали в журналах. Правда, исключительно за границей. На недоумённый вопрос тётки, что же такое писал Костик, чего нельзя было публиковать в России, Антонина проникновенным голосом сообщила: «Правду!»
Вы видите, на какие фильмы уходят наши с вами денежки? Почему эту вонючую клоаку под названием «Минкульт» мы обязаны содержать?! А вот вам интересный факт: Наталья Назарова, автор этого фильма, 8 февраля 2024 года награждена медалью «За труды в культуре и искусстве» указом Президента Российской Федерации!
Я чего-то не понимаю? Кто-нибудь может мне объяснить, что происходит?!
Есть в школе физрук, он же учитель истории и русского языка, трусливый слизняк.
Он отчаянно боится Мишу и советует Антонине не лезть, когда Миша трясёт деньги с учеников младших классов – «они так живут, они привыкли!» Миша запросто выгоняет учителя из класса и тот нервно курит на крыльце в ожидании, когда Миша разрешит ему зайти обратно в класс.
Когда Антонина пытается поднять вопрос о том, что Миша терроризирует всю школу, директриса жёстко ей указывает: если она ещё раз заикнётся на эту тему, её придётся уволить.
И однажды физрук разражается монологом, который, наверное, Наталья Назарова считает ключевым моментом своей картины. Он истерит и кричит, что местных людей не надо спасать, они живут в дepьмe, но сами этого не осознают, живя в этой дыре, в этой стране!
(Ещё одну медаль для Натальи, пожалуйста).
Однажды, приехав на свидание к мужу, Антонина узнаёт, что мужа больше нет. Он умер в тюрьме месяц назад от инфаркта. И вроде бы ей об этом посылали уведомление.
Ну, мы-то все прекрасно знаем, кто убивает заключённых! Приедет такой на свиданку, усмехнётся и уедет обратно, а заключённому тут же приходят кранты. А за углом кошка бросает котят – это тоже его рук дело.
Но согласитесь – для фильма 2019 года эта картина просто пророческая!
Антонина собирается уезжать обратно в Ленинград, но тучи над ней сгущаются. Как-то у неё происходит конфликт с Мишей, в ходе которого отморозок валит её на землю и начинает избивать. Один мальчик заступается за учительницу и пробивает Мише голову. Антонина спасает истекающему кровью Мише жизнь и доставляет его в больницу.
И однажды вечером к ней приходит Миша и советует бежать: брат из тюрьмы вернулся.
Эти убийцы – вы же их знаете, они как бешеные собаки: когда их только выпускают из тюрьмы, они, ослеплённые от ярости, бегут, не зная куда, и всех рвут на своём пути. Так и Мишин брат. Догнал учительницу, которая пыталась убежать из посёлка с тем самым подающим надежду мальчиком, запинал мальчика, потом запинал учительницу, схватил её за волосы и несколько раз приложил головой о бревно. Затем избил заодно своего брата и помчался дальше, а фильм закончился.
В Европе такое российское кино любят, оттуда и международные награды. Например, фестиваля «Окно в Европу». Давно пора это окно заколотить.
Кстати, заглянул я и в фильмографию продюсеров фильма. Их несколько. Например, некто Анна фон Дзембовска. Судя по всему, потомственная доярка, много знает о сельской жизни. А благодаря продюсеру Борису Фрумину увидел свет нашумевший фильм 2017 года «Заложники». Это совместная российско-грузинско-польская картина (уже неплохо, правда?) рассказывает о том, как «золотая молодёжь» пыталась свалить из СССР, захватив самолёт с заложниками. Причём название картины подразумевает, что заложниками были не несчастные люди в самолёте, а эти мажоры, которым мешали слушать «Битлз» и носить джинсы ненавистные «совковые» рамки…
И ещё одно. Какие могут быть уроки рисования в старших классах?!
"Палец вверх", товарищ!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Простой карандаш» (2019).