Недавно Крым вместе со всей страной отмечал Всемирный день экскурсовода. К нам этот праздник пришёл всего лишь пять лет назад, хотя в мире он отмечается уже с далёкого 1992 года. Но теперь и в России заговорили о значимости этой профессии. Прежде она не считалась особо престижной. Ею занимались даже таксисты, беря на себя полномочия гида и рассказывая туристам всевозможные байки и нелепости, за что потом профессиональные экскурсоводы краснели перед гостями.
Сегодня этот вид деятельности поднят, пожалуй, до уровня производства, то есть создания весьма важного продукта, который влияет на имидж, процветание нашей республики, да и государства в целом. Ведь от качества работы экскурсовода зависят впечатление отдыхающих в нашем регионе сограждан и гостей из других государств, их желание приехать сюда вновь.
В юбилейный для республики год, то есть к десятилетию воссоединения Крыма с Россией, мы решили поговорить и о достижениях в экскурсионной отрасли, и о всё ещё сохраняющихся тут проблемах. Наша собеседница — одна из ярких представителей этой сферы деятельности: «гид по Крыму из Ялты, жизнелюб по карме и друг по жизни», как говорит сама о себе, — экскурсовод Людмила Дьяконова.
— Людмила Ивановна, так с чем мы входим в юбилейный год? Есть ли у крымской туриндустрии, я говорю об экскурсионном секторе, конкретные достижения?
— Безусловно. Главное достижение — это, конечно, то, что нашу профессию наконец-то внесли в ранг серьёзных видов деятельности. Случилось это в 2022 году, когда в силу вступил федеральный закон, установивший правовые основы. Теперь лишь бы кто ею заниматься не имеет права, а значит, и позорить наш труд теперь будет некому.
Если прежде любой человек — без образования, без соответствующих знаний и опыта — мог набрать экскурсионную группу и повести её неведомо куда, незнамо что ей рассказывая, то сегодня благодаря принятому закону это стало невозможным, поскольку начало работать его наиважнейшее требование — обязательная аттестация экскурсоводов, гидов-пере- водчиков и инструкторов-проводников.
— Известно, что наша республика в этом плане заняла лидирующую позицию среди всех регионов РФ — у нас аккредитовано более 420 работников этого направления. Цифра впечатляет. Значит ли это, что действительно в экскурсионной сфере Крыма работают почти полтысячи профессионалов?
— Подтверждаю, поскольку сама вхожу в состав аттестационной комиссии. Её проходят не новички, а люди с опытом, уверенные в своих силах. Так, например, замечательный краевед, гид из Алупки, хозяин частного краеведческого музея, меценат Александр Вертинский, человек с феноменальными знаниями о своём родном крае, наравне с другими проходил аттестацию и доказывал, что владеет информацией, касающейся не только его родных мест, но и Крыма в целом, и в любом его уголке сможет организовать увлекательную экскурсию. Поэтому, по сути, мы не проверяем базовые знания, а подтверждаем. К тому же аттестация позволяет вести учёт людей, работающих в экскурсионной сфере. А их по результатам аккредитации прошлых лет — более полутора тысяч.
— Что ещё создано за прошедшее десятилетие?
— Сформирована Крымская ассоциация гидов-экскурсоводов и переводчиков. Правда, она функционирует пока только в Ялте. Благодаря ей у нас на ЮБК проводится грамотное и своевременное распределение турпотока. К слову, ассоциация помогла на местном уровне признать нас производителями, поскольку доказала, что мы создаём свой уникальный продукт и способствуем развитию экономики региона. Этот статус даёт нам определённые преимущества. Например, предоставляется право на размещение нестационарных торговых объектов по продаже экскурсионных билетов не на основе аукциона, а в рамках конкурса как местным производителям, что позволяет нам не поднимать цены на билеты. Мы их держим на одном уровне уже более трёх лет.
Кроме того, в Симферополе при Центральном музее Тавриды создан Центр крымоведения. Основан он много лет назад историком и археологом, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории древнего мира и средних веков Крымского федерального университета им. В. Вернадского Александром Герценом. Сегодня лекции по археологии, геологии, истории и прочим дисциплинам, благодаря которым экскурсоводы могут пополнить свои знания, проводят ведущие учёные Крыма. Кроме того, за небольшие членские взносы имеем возможность быстро получить необходимую информацию. Допустим, нужен срез по экономике Крыма — отправляем туда запрос, и нам выдают новейшие данные.
Помимо этого, мы создали общественно-краеведческую организацию «История Ялты» (Старая Ялта), где аккумулируются все наши авторские экскурсии по ЮБК (кстати, зародившуюся именно в Ялте десять лет назад). Сегодня, пожалуйста, любой экскурсовод может воспользоваться прекрасной возможностью провести кем-то из нас созданную экскурсию.
— И не жалко безвозмездно делиться своими кропотливыми изысканиями, наработками?
— Нисколечко. Я, допустим, уверена в том, что мою экскурсию никто не сможет преподнести так, как я сама. Думаю, это касается каждого автора. Зато у каждого из нас пополнился «портфель» экскурсионных показов. Наша группа, предлагающая эксклюзивные экскурсии, есть в соцсетях, и у неё уже более 10 тысяч подписчиков.
— Знаю, у вас много последователей в Феодосии, Симферополе и Севастополе.
— Да. Мы в своё время стали для экскурсоводов этих городов примером. И надо сказать, что сегодня походы по малоизвестным широкой публике историческим местам пользуются огромной популярностью среди местного населения. Крымчане с удовольствием покупают такие экскурсии, они, кстати, на порядок дешевле тех общих, которые продаются в сезон для приезжих. И мы радуемся осознанию того, насколько сильный интерес местные жители проявляют к родному краю. К слову, авторские экскурсии мы пишем не только по объектам Большой Ялты, но и захватываем другие регионы полуострова. Например, я написала несколько экскурсий по монастырям Бахчисарайского района, по религиозным местам Евпатории и частенько вожу туда своих экскурсантов. Так делают и наши последователи из других городов Крыма. Так что, как видите, в нашей среде — полное понимание и братство. Конкуренция проявляется лишь на уровне профессионализма и креативности. Ещё один пример: есть у нас гид-экскурсовод Александра Заруцкая, в основном работающая в западной части Крыма. Вот она к интересному рассказу всегда подбирает определённый образ: если везёт группу в Бахчисарай, обязательно одевается мусульманкой; ведёт людей в предгорные районы — превращается в шаманку или жительницу Скифского царства. Это её изюминка, и экскурсантам она очень нравится.
Кроме того, десять лет назад я предложила ялтинской горадминистрации организовывать бесплатные экскурсии. Идея была поддержана не только в Ялте. И вот уже целое десятилетие за счёт местных бюджетов таковые проводятся во многих муниципалитетах. Так что в плане отличной подачи информации и организации экскурсий Крым может стать хорошим примером для других регионов нашей страны. В этом мне видится будущее прекрасным.
— А в какой области не очень?
— Экскурсионной отрасли нужна молодая кровь. Однако нашей профессией надо быть одержимым. А это чувство прививается с детства. Но кто из молодых людей захочет быть краеведом, экскурсоводом, если с детских лет они не впитывали романтику походов, открытия новых мест, песен у костра?.. Нужны специализированные лагеря для ребят, позволяющие им получать обширные знания о родном крае, необходимо в школах вводить краеведение как учебную дисциплину, как это сделано в Севастополе, где для 4—6-х классов проводят уроки на тему «Севастополеведение». Советский учёный, академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен к своей стране». При этом все мы прекрасно понимаем, что эту любовь надо взращивать.
— То есть вы хотите сказать, что отрасли не хватает молодых кадров?
— Их, возможно, и хватает. Вот только проблема в том, что среди молодёжи мало одержимых профессией. Таковых можно по пальцам одной руки пересчитать. К сожалению, большинство, лишь начиная свой трудовой путь, уже уверены, что всё знают и умеют. А ведь это глубочайшее заблуждение. Посмотри, кто в основном находится в зале на кейс-сессиях, посвящённых развитию экскурсионной индустрии (разговор происходит в конференц-зале алуштинского отеля «Ривьера» во время чествования экскурсоводов и проведения лекций людьми, приехавшими из других регионов РФ. — Авт.)?! В основном — мы, люди среднего и старшего возраста. Я хоть и имею стаж 40 лет, всё равно понимаю, что есть чему учиться, куда развиваться. А молодёжь почему-то так не считает.
— Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?
— На мой взгляд, необходимо совершенствовать наше образование, начиная со школы. С другой стороны, надо, чтобы курсы экскурсоводов имели серьёзный подход. На сегодняшний день мне известно качественное преподавание только в нашем КФУ (курсы ведёт доцент кафедры туризма Екатерина Лукьяненко). Во многих других учреждениях платные курсы дают не знания, а лишь «корочку». Человек на руки получает документ, при этом понятия не имеет, что собой представляет наша профессия, как готовятся экскурсии, её нюансы, которых море. При этом набирает группы туристов, собирает с них деньги и… разочаровывает. Вот это — беда, ведь несерьёзное отношение к этой профессии в первую очередь чревато негативными последствиями для имиджа Крыма.
— Беда Крыма заключается ещё и в том, что мы постепенно теряем объекты показа. Помню, когда-то гуляла по старинным особнякам Большой Ялты в сопровождении экскурсовода, и вот она тогда произнесла такую фразу: «Запоминайте эти дворцы, перед вами — уходящая натура! Вскоре вы её уже можете не увидеть». И объяснений не требовалось, поскольку все становились свидетелями того печального состояния, в котором находились некогда красивые величественные объекты архитектуры.
— Да, эта проблема по сей день весьма актуальна. Нужно понимать, что туристы едут в Крым не только ради ласкового моря и потрясающей природы, но и ради истории, которой богат наш край. А Ялта — Мекка для тех, кто хочет окунуться в XIX век. Многие туристы едут на ЮБК ради старинных дворцов, поместий, парков. Но, увы, многие из уникальных объектов по-прежнему находятся в удручающем состоянии. Далеко ходить не надо. Взять хотя бы улицу Свердлова (прежде Симферопольское шоссе или Почтовая), которая в позапрошлом — начале прошлого века в народе величалась Планжи-сарай — районом архитекторов или просто улицей архитекторов, поскольку тут жили выдающиеся представители этой профессии. Там что ни дом, то — жемчужина! Но, увы, сегодня они все находятся в ужасающем состоянии. Или Дом Вегенера — особняк в Ялте, построенный в 1903 году для себя по собственному проекту известным архитектором Оскаром Эмильевичем Вегенером. На крыше возвышаются статуи, они не были востребованы при строительстве Массандровского дворца, который в 1893 году проектировал этот талантливый творец. Его дом считается одной из старейших построек Ялты. Но в нём, как и во многих других строениях, расположенных рядом и в своё время переданных в ведение Ленинградского военного округа СССР, а затем санаторию Минобороны, сегодня живут бывшие сотрудники этого лечебного учреждения. Все они — очень пожилые люди, и, естественно, у них нет средств на реконструкцию этого здания. А по закону памятник архитектуры нельзя просто отремонтировать, тут всё должно быть сделано по определённым требованиям. Работы очень дорогие. Мы уже много лет пытаемся к этому дому привлечь хоть чьё-то внимание, но ничего не выходит. А ведь этот особняк, если его привести в порядок, станет шикарным объектом туристического показа.
— Как и многие другие, находящиеся в таком же плачевном состоянии…
— Некоторые, к несчастью, уже потеряны. Вы знаете, что из 17 корпусов, принадлежавших ЛенВО, только 3 были построены при Союзе, остальные — бывшие барские усадьбы? Но после 1990 года всё раздербанили, величественные особняки раздали частным лицам, а те в свою очередь, не имея никакого элементарного эстетического вкуса, превратили их в банальные постройки, испортив пластиковыми окнами и дверями, нелепыми пристройками. Кстати, некоторые здания оказались сегодня вообще бесхозными. Например, дом одного из крупнейших российских мебельных фабрикантов дореволюционной эпохи Фёдора Мельцера на ул. Свердлова уже много лет находится в заброшенном состоянии. Его собственник живёт на Украине и никаким образом не поддерживает своё имущество. А ведь это красивейшее здание, которое также требует реставрации, могло стать великолепной базой для краеведческого музея, ютящегося сегодня в крохотном помещении.
— А ещё в Ялте, да и в других курортных городах Крыма, остаётся много заброшенных зданий, которые начинали строить уже в конце советского периода. И тут речь не идёт о дорогостоящей реставрации. Может быть, их стоит достроить или «подшаманить» — и таким образом вдохнуть в них жизнь? А креативный подход к использованию даст возможность включить эти объекты в экскурсионные маршруты.
— Совершенно верно. Таких примеров очень много по всей России. Из старых или недостроенных и заброшенных заводов, фабрик, санаториев создаются уникальные арт-пространства, музеи, площадки для всевозможных современных активностей, будь то скалодромы, игровые залы и прочее. Но для этого нужны меценаты — люди неравнодушные к судьбе не только определённых зданий, но и всего региона. Ведь по таким вот крупицам создаётся нечто большое, которое может дать мощный толчок для развития чего-то нового, интересного.
— Будем надеяться, что скоро так и случится. Сейчас идут очень интересные процессы в обществе, появляется надежда на неотвратимость прихода чего-то стоящего, правильного. Возможно, и у вас — экскурсоводов, и у нас — экскурсантов, появятся новые причины для радости, ведь мечты имеют свойство сбываться.
Ольга САФРОНОВА.