Найти тему
Беспорядочные путешествия

Советские экспериментальные небоскребы, или Как на окраине Москвы появились башни-близнецы

Дорогие читатели и гости данного блога!

Мы продолжаем наши виртуальные экскурсии по наиболее примечательным высотным зданиям позднего СССР, строительство которых активно велось по всей Москве с конца 1970-х годов. До этого времени на протяжении двух с половиной десятилетий непререкаемыми архитектурными доминантам города оставались Семь сталинских высоток. И лишь с наступлением эры советского модернизма в Москве начинают появляться здания различных НИИ, преодолевающие планку в 100 метров. Не отставало и жилищное строительство: в те годы в столице было реализовано немало экспериментальных проектов жилых башен высотой от 20 этажей. Один из них был претворен в жизнь на севере Москвы, в Дмитровском проезде: здесь появились самые настоящие башни-близнецы, выглядящие крайне неоднозначно, но вместе с тем не слишком известные в масштабах столицы. Прежде всего по причине своего расположения, в глубине спального района, между Тимирязевским парком и путями Московской железной дороги. Что ж, попытаемся пролить немного света на эти необычные сооружения!

25-этажные башни-близнецы в самом конце Дмитровского проезда появились на излете советской эпохи, в 1989–1990 годах. Но уже тогда сами здания выглядели отчасти устаревшими, что, впрочем, объясняется тем фактом, что за основу был взят проект конца 1970-х годов. Знаковые жилые высотки тех лет, вроде здания-конструктора на Большой Черкизовской или башни на пересечении Маршала Жукова и улицы Мневники, строились по аналогичной технологии: сначала возводилось центральное монолитное ядро жесткости, что-то вроде стержня, на которое затем «нанизывались» этажи. Плюс шахматное, а то и вовсе хаотичное расположение балконов. При этом необходимо отметить, что столь высокие жилые дома в Москве оставались редкостью даже в 1990-х, и почти все подобные строительные проекты так и оставались индивидуальными, не превращаясь в типовые.

-2

Башни-близнецы объединены общим основанием. На просторах интернета бытует версия о том, что изначально высотка должна была быть одна, но в процессе строительства на заболоченной прежде местности она дала крен, и для его устранения было решено возвести «противовес» в виде второй башни. Версия, скажем прямо, спорная, но косвенным ее подтверждением служит то, что датой строительства одной башни является 1989 год, а второй – 1990. Да и к тому же в те годы, еще уделяли должно внимание нормам инсоляции (освещенности) и расстоянию между домами, тогда как в данном случае башни построены практически вплотную друг к другу.

-3

Кстати, дальние родственники башен-близнецов в Дмитровском проезде внезапно обнаруживаются в Казахстане. Так, в 1984 году в самом центре Алма-Аты, в двух шагах от местного Арбата, были построены две 19-этажные башни, ставшие одними из главных высотных доминант казахстанской [тогда еще] столицы. Схожесть алматинских башен со многими московскими высотками тех лет не случайна: к проектированию в данном случае были привлечены архитекторы из Москвы.

-4

В отличие от башен в Дмитровском проезде, между алматинскими высотками есть свободный пешеходный проход. Вот только расстояние между ними «на земле» не превышает и двух метров, тогда как «в воздухе» и вовсе не наберется даже метра, башни практически касаются друг друга. В этом плане московские высотки предусматривают чуть больше «личного пространства».

-5

А вот структура у зданий практически одна и та же: по центру железобетонное ядро жесткости с лифтовыми шахтами, а вокруг них уже располагаются квартиры. Любопытная особенность московских высоток – крайне узкие коридоры между двумя противоположными квартирными площадками, в которых с трудом смогу разойтись два человека.

-6

Что до видов с верхних этажей высоток, то здесь из наиболее примечательного можно заметить Останкинскую телебашню, до нее всего 3,5 километра по прямой.

-7

Прямо под окнами башен проходит улица с одним из самых интересных на всю Москву названием – проезд Соломенной сторожки. Соломенная сторожка – историческая местность на севере столицы, получившая свое название по сторожевой будке с соломенной крышей, возведенной во второй половине XIX века для охраны угодий Петровской (Тимирязевской) лесной и земледельческой академии. Сама сторожка была снесена еще в послевоенные года, а вот название улицы сохраняется по сей день. Любопытно, что в сторожке родился Константин Мельников, один из главных архитекторов конструктивизма, спроектировавший, быть может, самый необычный частный дом во всей Москве.

-8

В двух шагах от бешен-близнецов находится и Тимирязевский парк, кажущийся с верхних этажей прямо-таки необъятным. Протяженность его на север от места, где расположены здания, – порядка четырех километров.

-9

Ну, а это просто дымовая труба. Похоже, что уже давно утратившая свое первоначальное предназначение. Сегодня не так уж и много найдется подобных на всю Москву.

-10

Пару десятилетий назад буквально в нескольких сотнях метров от советских башен-близнецов появились еще две парные башни, но высотой уже в 30 этажей, ставшие на тот момент новыми доминантами в округе.

-11

Впрочем, ни 25, ни 30 этажами в Тимирязевском районе уже никого не удивишь. Пару лет назад в противоположном конце Дмитровского проезда, на пересечении с Бутырской улицей появились два высоченных, под 200 метров, небоскреба, сразу же вошедшие в десятку самых высоких жилых домов столицы. Внешний облик башен, на мой взгляд, довольно неплох, ну, или как минимум оригинален.

-12

Это жилой комплекс D1 и состоит он не из двух, а из трех башен высотой в 59, 58 и 29 этажей соответственно. Суммарное количество квартир в комплексе превышает тысячу(!), при том что машиномест в подземном паркинге здесь меньше 500. Ладно, в конце концов прямо под окнами домов расположены станции метро и МЦД «Дмитровская», до центра города тоже рукой подать, но тут больше смущает другое.

-13

Башни расположены практически вплотную другу к другу. Расстояние между высотными корпусами – считанные метры, даже не десятки метров. Ведь в конце концов желание человека жить на верхних этажах небоскреба понять еще можно, хотя бы вид из окон будет отменный. Но вот зачем селиться на 50-м этаже, чтобы потом оттуда смотреть исключительно в окна соседу из дома напротив? Понять это решительно невозможно. Это же, к слову, касается и небоскребов Москва-Сити, и ряда других «парных» или «тройных» столичных многоэтажек, появившихся в последние годы. Впрочем, подобная тенденция, как мы убедились, была заложена еще 35 лет тому назад, а сегодня лишь усилилась. Но как ни крути спрос рождает предложение, и Москва с каждым годом становится выше и выше...

-14

И на этом о башнях-близнецах в Москве на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Читайте также:

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных фактах и местах в Москве, России и за рубежом.