Книги, которые повлияли настолько сильно, что изменили меня, а может быть вообще всю мою жизнь. Тут уж с какой стороны посмотреть. А посмотреть есть куда. Тем более в такой день.
Праздник весны, красоты, надежды и, конечно же, милых дам! О чём же ещё поговорить, как ни о писательницах, повлиявших на мою жизнь. Список набрался бы приличный. Можно, конечно, приплести сюда даже Агнию Барто и других детских писательниц, но давайте будем честными. Во-первых: в детстве на нас больше повлияли наши замечательные мамы и бабушки. А во-вторых: если на вас самое серьёзное влияние в жизни оказал качающийся на доске бычок, видимо, с вашей жизнью что-то не так. Так что, несмотря на праздник и пузырящееся в голове шампанское, давайте будем немного посерьёзнее. Всё-таки о жизненно важных вещах говорим — о книгах!
В моём списке всего 5 крутых писательниц. Каждая крута по-своему, но все они повлияли на то, что я стал писателем, и во многом на то, каким стал человеком. Поговорим о них и их влиянии в хронологическом порядке.
Я с раннего детство интересовался литературой и уже умел писать и читать до школы. Лет в восемь-девять написал свои первые рассказы (а, может и раньше, тут показания свидетелей расходятся)). Это был приключенческий движ про Колумбийскую мафию. Видимо, я был продвинутым ребёнком. А следом появилась некая Космоопера (с очень маленькой буквы), ключевым моментом которой было то, что под императором вселенной раздвигался пол на балконе его замка, и он эффектно падал в пропасть.
Я это рассказываю, чтобы вы поняли уровень моей тогдашней фантазии.
Я любил читать всё, что мог достать. А книги тогда приходилось доставать. Я читал Дюма и Эдмонда Гамильтона вперемешку со сказками, пока в какой-то момент мне в руки не попала книга (торжественные фанфары и барабаны)…
Агата Кристи
Я глотал её книги одну за одной, пока не добрался до эпопеи про Эркюля Пуаро. Это перевернуло мою жизнь. Оказалось, что героями могут быть не только бравые, накачанные болваны, но и сконфуженные, закомплексованные человеки. Пуаро — это же почти Чеховский «Человек в футляре». Существо из другого мира, которое обращает внимание на суету и копошения людей только потому, что можно распутать загадочное преступление. Я был в шоке, а Пуаро одним движением трости лениво разрушил мой гротескный мир супергероев и злодеев. Тогда я, наверное, впервые понял, что не всё так просто и не всегда такое, каким может показаться на первый взгляд.
Позже я узнал много интересных фактов о самой писательнице и её жизни. Писатели — люди странные… ну, или пытаются такими казаться.
Дальше, точно вспомнить возраст не получится, но было мне вроде бы лет тринадцать. Я приболел, но мои страдания были вознаграждены книгой. Мне попалась (бубны и трубы, не менее торжественные)…
Урсула Ле Гуин
Её «Волшебник Земноморья» снова перевернул моё восприятие литературы. Герои, оказывается, тоже могут ошибаться и совершать непростительные поступки. При всём при этом они остаются героями. Сейчас таким, конечно, никого не удивишь, но тогда я был в полнейшем шоке. Оказалось, что попросить прощения недостаточно. Оказывается, свою вину надо искупать. А что ещё более удивительно, об этих душевных страданиях можно написать интересную книгу.
Если бы мне кто-нибудь тогда сказал, что обо всём этом уже писали и Шекспир, и Достоевский, я бы скривился и покрутил пальцем у виска. Разве могут по школьной программе задать что-то стоящее.
Но время шло, я менялся, и моё восприятие мира и литературы становилось другим. Вот тогда, в самый подходящий момент, когда уже перестаешь быть ребёнком, но ещё не становишься взрослым, мне попалась ещё одна необыкновенная книга.
Энн Райс
Мне кажется, что некоторые моменты я перечитывал несколько раз. «Интервью с вампиром» быстро обтрепалось, превратившись в антиквариат. Оно всё перевернуло с ног на голову. Оказывается, страдают не только герои, но и злодеи. Как же так? Ведь нас всегда убеждали, что зло — это нечто чёрное, непроглядное, не имеющее оттенков. Разве может зло страдать, мучиться, хотеть любви и нуждаться в дружбе? Я был потрясён. Я смотрел вокруг и не мог поверить, что всё настолько сложно. Мой наивный идеалистический мир окончательно распался. Я впервые столкнулся с настоящим злом в его истинном не картонном виде.
Времена вообще были тяжёлые. Я окончил институт и долго не мог найти своё место в жизни. Личные и семейные катастрофы происходили одна за другой. Я чуть не поверил, что «Жизнь — это боль». Потом встретил свою будущую жену, всё начало налаживаться, но мне не хватало волшебства. Ведь у меня появились дети, а им нужно дарить чудо. Тогда среди жутких, мрачных книг на мою полку забралась ещё одна сага.
Джоан К. Роулинг
Весь её цикл про мальчика, который выжил, на мой личный взгляд, о том, что быть не таким как все — круто! Всё остальное мишура для атмосферы и настроения. А главное в инаковости, которая в период взросления сродни катастрофе. Мы все в тот период странные, угловатые и нелепые, но даже на фоне этого паноптикума выделяются подростки, которые говорят странные вещи, а думают ещё что-то более непонятное. Когда я читал книги о Гарри, у меня уже были свои дети, но я ещё очень хорошо помнил себя прыщавого. Помнил те мучения и страхи, которые меня терзали. Помнил безысходность от того, что ничего не получается, а тебя со всех сторон пинают и заставляют идти вперёд. А ты просто не знаешь куда и зачем.
Эти книги дают надежду. Надежду на то, что всё ещё может получиться.
Здесь тоже должно быть какое-то музыкальное сопровождение. Например, тихая, едва различимая скрипочка на фоне симфонического оркестра. Тогда как-то легче говорить, что после творчества Роулинг прошло 20 лет. Мои дети уже выросли. Но мне иногда кажется, что так и не вырос я.
За эти годы я прочитал много книг. Последнее время меня больше всего вдохновлял магический реализм и контркультура. И этот внутренний протест против всего того, что происходит в мире и творят люди, только нарастал. А когда всё сыпется, а сделать ничего не получается — становится всё хуже и хуже. Я вот-вот готов был взорваться… и тогда мне в руки попалась книга нашей пятой героини.
Мариам Петросян
Я не знаю, как правильно описать «Дом, в котором...», чтобы было понятно. Это просто другой мир. Да, у людей там схожие проблемы, но они поданы так, что их нельзя стесняться. А мы ведь стесняемся слишком многого, чего на самом деле не должны. Это доставляет нам максимально много неудобств и проблем, но мы продолжаем упрямо держаться за суеверия и приметы. Лишь бы не сталкиваться с реальностью, а продолжать сидеть в своём безопасном домике. Пусть даже вся его безопасность сделана из наших рук, сомкнутых над нашей головой.
Эта книга помогла мне смириться с тем, что изменения неизбежны. Что как бы я этому не сопротивлялся, мне придётся «взрослеть» и когда-нибудь придётся умирать.
Можно подумать, что я закончил на очень грустной ноте. Но это не так.
Как только вы найдёте в себе силы смириться с неизбежностью. Как только наберётесь смелости, чтобы посмотреть в истинное лицо действительности — вы освободитесь, и вам станет легко. А это дорого стоит!
С праздником! Счастья, свободы и уверенности в своих силах!
Подписывайтесь на меня на ЛитРес, и на этот блог тоже не забывайте, ещё много чего расскажу.