25K подписчиков

Классика всегда актуальна - ГАЗ-3308

157 прочитали
ГАЗ-3308(источник: Wikipedia.org)
ГАЗ-3308(источник: Wikipedia.org)

Введение

В конце марта текущего года истекает срок действия ОТТС (одобрение типа транспортного средства) на ГАЗ-3308 Садко и его версии. И это очень плохо. Дело в том, что, для армии, армейская автотехника ГАЗ в лице его полноприводных грузовиков-достойных наследников легендарной «Шишиги» ГАЗ-66, конечно очень нужна. Но до СВО такую технику ГАЗ по ряду причин почти не поставлял в наши силовые структуры. И поэтому в основном производил из полноприводных грузовиков машины семейства Садко Next, унифицированные с последними гражданскими моделями ГАЗ и более комфортные для водителей коммерческого сектора экономики и гражданских ведомств России. Но в армии ценят больше технику без сложной электроники и способную работать за счет отказа от жестких экологических норм на топливе самого плохого качества. Этим требованиям больше отвечает именно Садко и его версии из полноприводного семейства ГАЗ-3308, созданного именно для армии, как приемник грузовиков семейства ГАЗ-66, включая и не пошедший в массовую серию дизельный ГАЗ-3301, созданные еще при СССР, но в случае если срок действия ОТТС на него не продлят в марте этого года, его выпускать будет невозможно даже в случае и наличия возможностей у ГАЗ и этого желания у армейских заказчиков -и это не только МО РФ. Это практически все силовые ведомства РФ. Садко еще и интересен тем, что у нас почти все микросхемы импортные- а в нем их почти нет- и поэтому его производство и ремонт меньше зависит от импорта. Ниже я расскажу об этой машине подробнее, как и о предыстории ее создания. Включая и о ее дизельном двигателях.

ГАЗ-66(Источник: Wikipedia.org)
ГАЗ-66(Источник: Wikipedia.org)

Описание

В 1964 году в серию и на вооружение Советской Армии поступил давно легендарный ГАЗ-66-он же «Шишига». Я и сам ребенком бывал в кабинах таких «Шишиг», что часто в 80 и 90гг. бывали на сельских дорогах в Калининской (Тверской) области в самом разном качестве. Да у ГАЗ-66 был прожорливый бензиновый двигатель, схожий с двигателями ГАЗ-13 «Чайка»и БРДМ-2, и очень некомфортный для шофера рычаг переключения скоростей. Но в любом случай он был и есть любим за проходимость и надежность. В армии одним из главных заказчиков были легендарные войска «Дяди Васи» (ВДВ). Именно по их просьбе машину сделали такой компактной и по бескапотной компоновке. На шасси ГАЗ-66 даже разместили десантный вариант РСЗО «Град»- «Град-Д»- помню еще дошкольником видел его в Музее Советской Армии и Флота в Москве – во внутренней экспозиции. Но в 70гг. наши грузовики, включая и армейские, стали переводить на дизельные двигатели. Не стала исключением и продукция завода ГАЗ. На базе ГАЗ-66 был создан дизельный ГАЗ-3301. Главным его отличием был дизельный двигатель ГАЗ-542.10 воздушного охлаждения мощность. 125 л.с. созданный как минимум под сильным влиянием разработок немецкой фирмы Deutz AG, чьи дизельные двигатели воздушного охлаждения прекрасно себя зарекомендовали на грузовиках Magurus, сыгравших большую роль при СССР на строительстве БАМ, который в 60гг. снова стал актуальным из-за территориальных претензий КНР к СССР. К 1988 году грузовик был готов к запуску в серию и был принят на вооружение Советской Армии, но с учетом опыта войны в Афганистане, наша армия стала более скептически, чем ранее относится к безкапотным грузовикам, вдобавок пошло серьезное сокращении затрат на закупки вооружений на армию.

ГАЗ-3301(Источник: Wikipedia.org)
ГАЗ-3301(Источник: Wikipedia.org)

В итоге на конвейере так и остался ГАЗ-66. Но он продолжал устаревать, и армия по-прежнему хотела грузовик капотной компоновки. Меж тем с 1989 года на конвейер ГАЗ встал гражданский ГАЗ-3307, который должен был заменить грузовики ГАЗ-52 и ГАЗ-53.

ГАЗ-3307(Источник: Wikipedia.org)
ГАЗ-3307(Источник: Wikipedia.org)

Поскольку с выпуском силовой установи ГАЗ-542.10 не заладилось, на ГАЗ к середине 90гг. эти грузовики выпускались с белорусским дизельными двигателями ММЗ Д-245.7 - (автомобильный вариант двигателя для не пошедшего в серию трактора МТЗ-100, он же ставился на ЗИЛ-5301 «Бычок) и было решено новый армейский грузовик создать капотным с использованием узлов и агрегатов как от ГАЗ-66, так, и от семейства ГАЗ-3307.

Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 на шасси ГАЗ-33086(Источник: Wikipedia.org)
Автоцистерна пожарная АЦ-3,0-40 на шасси ГАЗ-33086(Источник: Wikipedia.org)

Базовая версия была названа ГАЗ-3308 «Садко»[1]. По сути, это сильно переработанная «шишига». Рама является удлиненным вариантом рамы ГАЗ-66. От него же мосты, переработанная подвеска, блокировки дифференциалов, раздатка и карданные валы трансмиссии. Кабина от ГАЗ-3309 – варианта гражданского ГАЗ-3307 под дизельный двигатель.

Подвижная ремонтная мастерская на базе ГАЗ-33081 «Егерь-II»(Источник: Wikipedia.org)
Подвижная ремонтная мастерская на базе ГАЗ-33081 «Егерь-II»(Источник: Wikipedia.org)

Он имел и имеет несколько вариантов. Отличных и по двигателям, и по коробке передач, и по вариантам кабины, и грузовой платформы.

Дизель — это минский Д-245,7 турбированный мотор объемом в 4,75 литра и мощностью в 122л.с. Да его «тракторная» склонность к низким оборотам и хорошей тяге на «низах» не позволяет грузовику развивать высокую скорость, но зато дает хорошую проходимость на бездорожье. Учитывая, что машина создавалась в первую очередь как армейская – это хороший выбор силового агрегата. Двигатель изначально был далек от новейших экологических норм, ибо восходит к двигателям для тракторов времен еще СССР но для армии это даже плюс, ибо топливо на фронте не всегда бывает хорошим, и в принципе там не до экологии и бредней Греты Тунберг. Причем сейчас есть вариант и под Евро-5. Но был вариант и с бензиновым двигателем.

Также с 2013 года на этом грузовике стали ставить и наш ярославский дизель ЯМЗ-53422 -он дает лучшую динамику на дорогах с твердым покрытием, имеет меньший расход топлива и обеспечивает лучшую экологичность. Он был создан в Ярославе совместно с австрийской фирмой AVL Lis[2]t. И за создание этого двигателя ЯАЗ получил в 2010 году премию Адама Смита в номинации «Лучшая инновация/технологический прорыв».

Был вариант и с дизельным двигателем ГАЗ-562 по лицензии австрийской фирмы Steyr.

Так же на него ставится бензиновый двигатель ЗМЗ-5321-наследник двигателей, что ставились еще на ГАЗ-52/53. Поэтому он отличается неприхотливостью к качеству топлива. В 2016 году он стал оснащаться инжекторным впрыском вместо карбюраторного. С началом СВО его выпуск был возобновлен- в начале в карбюраторном варианте, но в планах возобновление выпуска инжекторного варианта.

ГАЗ-33081-1091 и автомобиль технической поддержки ГАЗ-33086 «Земляк»(Источник: Wikipedia.org)
ГАЗ-33081-1091 и автомобиль технической поддержки ГАЗ-33086 «Земляк»(Источник: Wikipedia.org)

Коробки передач двух типов: полностью синхронизованная пятиступенчатая и с таким же количеством передаточных ступеней, но без синхронизации первой и задней передач. Так же есть двухступенчатая раздаточная коробка, позволяющая на бездорожье, двигаться на понижающей передаче. В переднем и заднем мосте самоблокирующий дифференциал от ГАЗ-66. Тормозную систему создали на базе такой систем у ГАЗ-66, но повысили эффективность и вдобавок оснастили АБС (автоблокировочной системой). Руль теперь с гидроусилителем руля, так же устранена очень утомительная для шофера место расположения рычага переключения передач. Так же модификации отличаются наличием или отсутствием системы подкачки воздуха в шинах, наличием лебедок самовытаскивания, размерностью колес, и двухскатными колесами на задней оси на части модификаций для гражданского применения в сельском хозяйстве. Кабина иногда имеет второй ряд, а в качестве грузовой платформы может использоваться и кузов самосвального типа, вместо бортовой грузовой платформы (бортового кузова).

Введение В конце марта текущего года истекает срок действия ОТТС (одобрение типа транспортного средства) на ГАЗ-3308 Садко и его версии. И это очень плохо.-8
Введение В конце марта текущего года истекает срок действия ОТТС (одобрение типа транспортного средства) на ГАЗ-3308 Садко и его версии. И это очень плохо.-9
Введение В конце марта текущего года истекает срок действия ОТТС (одобрение типа транспортного средства) на ГАЗ-3308 Садко и его версии. И это очень плохо.-10
Введение В конце марта текущего года истекает срок действия ОТТС (одобрение типа транспортного средства) на ГАЗ-3308 Садко и его версии. И это очень плохо.-11

Заключение

Продление ОТТС на ГАЗ-3308 и его версии очень нужно нашей армии и народного хозяйству, ввиду его приспособленности к фронтовым условия и выпуску автомобилей в условиях санкций-особенно с учетом санкций на чипы. Так же это позволит, в случае ухудшения ситуации с поставками нам чипов и присадок для выпуска современных сортов дизельного топлива быстро возобновить и выпуск родственного ему гражданского ГАЗ-3307 и его версий, уже несколько лет смененного на конвейер «Газоном Next»- рассчитанного на дизельное топливо требующего для выпуска импортных присадок и использования чипов, которые у нас почти не выпускаются.

Источники

ttps://gazavtomobil.ru/gaz/zmz-523-tehnicheskie-harakteristiki?

https://gazavtomobil.ru/gaz/gaz-33088-tehnicheskie-harakteristiki?

https://www.opex.ru/press/articles/gaz-3308-sadko-istoriya-poyavleniya-i-kharakteristiki/?

https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/gaz-3308/?

Предыдущие мои статьи по теме армейских грузовиков для армии СССР и РФ.

ЗИЛ-157 – Прорубатель бездорожья

Урал-375Д – любимец армии и гроза бездорожья

«Торнадо-У»- Грузовики получают броню

Федор Болдырев 2024©

[1] Садко герой былин Великого Новгорода – который и был главным городом Руси Рюриковичей изначально. Это его поэтому крестили при Владимире Равноапостольном «Огнем и мечем», что подтвердили советские археологии. Замечу, что главный враг «Первого Рима» - Карфаген в переводе на русский тоже «Новгород» и он тоже торговый город. Получается на Руси главный противником поклонников «Второго Рима-Константинополя» стал город названием и не только схожий с Карфагеном.

[2] У нас часто забывают, о мягкой по сравнению с Германией и Пруссией политикой Австрии по отношению к славянам, и так же о об успешном нашем сотрудничестве в годы Холодной Войны, вплоть до начала СВО наша стрелковое и артиллерийское вооружение выпускалась на станках, закупленных в Австрии еще в 70гг. XX века. По сути, австриофобия у нас «черная легенда», созданная кругами близкими Англии и США, ровно, как и поклонниками «Великой Германии», которая изначальна создавалась как конкурент Австрийской империи, как бы та не называлась всегда продолжавшая традиции еще «Священной Римской Германской Империи» на соперничество с Ватиканом. Поэтому союз Гитлера с Ватиканом, был продолжением политики еще Бисмарка на сотрудничество с Папским престолом.