Введение
Военные перевозки и в целом вопросы логистики всегда играли в военном деле огромную роль, начиная с самых первых войн. А человеческое общество уже в палеолите таким образом разрешало войнами свои кризисы и проблемы. Людей постепенно становилось все больше и больше, они заняли весь земной шар, они многому научились, в том чисел и в искусстве войны. Оно стало более изощрённое и вопросы снабжения армий стали еще более сложными и порой даже изощрёнными. Роль техники и уровня ее технологичности тоже возрос. Если в каменном веке войны несли сами все свои припасы и, вдобавок, оружие с запасом стрел если они уже был у них лук, и лишь иногда привлекали помощь носильщиков и саней-волокуш, то теперь для этого используют многочисленные транспортные средства. Самое главное из них – автомобиль. С армейскими автомобилями после Великой Отечественной у нас стало гораздо лучше. Но во время Афганской Войны обнаружилось(1979-1989гг.), что война против душманов сильно отличалась не только от фронтов Второй Мировой, но и от подавления басмачей в 20 и 30гг. XX века. Тогда у басмачей не было мин, минометов, и тому подобного переносного вооружения, но при этом весьма эффективного во время действий против колонн перевозящих грузов. Басмачи вооружались преимущественно легким стрелковым оружием, которое против, например, железнодорожных составов было не особо эффективным. Тогда, еще во время нахождения ограниченного контингента Советской армии в Афганистане возникла потребность защитить армейскую грузовую технику, перевозившую различные грузы, хотя бы от мин, пуль и осколков. В большинстве случаев этого достаточно. Разработки начались еще при СССР. Но в армию такие грузовики стали поступать сравнительно недавно. Одним из таких образцов является «Торнадо-У» разработки завода автозавода "УРАЛ". Более подробный рассказ о нем у меня ниже.
Описание
Первой массовой продукцией "УРАЛА" такого рода стал «Мотовоз-М», представляющий собой доработанный Урал-4320 ,- наследник легендарного творения Андрея Липгарта «Урал-375» (о нем подробнее у меня тут). Но грузоподъёмность «Мотовоз-М» - 10 тонны. А порой нужно больше, в том числе для размещения боевой техники. И был создан Урал-6370 «Торнадо-У» (не путать с более ранним MRAP) того же завода. Впервые его показали широкой публике в 2015 году. Он выполнен на базе безкапотного «Урал-6370» колесной формулы 6х6 и грузоподъёмностью в 19,5 тонн. Но во отличие от прототипа он получил не только возможность установки бронезащиты, но и капотную компоновку, более оправданную в большинстве случаев для армейской автотехники. При этом он сохранил базовые углы и агрегаты, и основные особенности конструкции. Они включают в себя зависимую рессорную подвеску, двухконтурные пневматические тормоза с АБС, также двухступенчатую раздаточную коробку, постоянный полный привод с блокировкой всех межколесных дифференциалов и межколесных на заднем и средних мостах. Коробка передач – механическая. Предусмотрено как бронированное, так и не бронированное исполнение. Для этого применена кабина каркасно-панельного типа, в стандартном трехместном варианте аналогичная кабине «Мотовоз-М». Есть бронированное и небронированное исполнения данной кабины. Кроме стандартного варианта есть трехместный увеличенного объема и двухрядный пятиместный. При этом кабины штатно снабжены кондиционером, прибором ночного видения, радиостанцией, средства обнаружения оружия массового поражения и защиты от него. Бронезащита по 5-ому классу защиты по ГОСТ-50963-96 (это защита от бронебойных пуль промежуточного калибра 7,62-мм, для АКМ, выпущенных на расстоянии в 5-10 метров). Также предусмотрена бронезащита двигателя и топливного бака. Вместе с тем замечу – нет V-образного днища, как и остальных специальных средств защиты и методов от подрыва на минах и самодельных взрывных устройств. Двигатель на данный момент уже отечественный ЯМЗ-652 на базе весьма удачного лицензионного дизеля Renault. Колеса оборудованы системой подкачки воздуха. Грузовик может использоваться как для переброски грузов и личного состава, так и в качестве шасси. На нем, к примеру, размещают огнеметную систему ТОС-2 «Тосочка», поступившую в войска в прошлом году. Я о ней писал уже ранее тут. До этого ее предшественниц приходилось размещать на танковом шасси от Т-72(подробнее о нем у меня тут). Теперь с появлением в серии «Торнадо-У» удалось резко повысить ее мобильность и уменьшить стоимость эксплуатации за счет колесного, но имеющего бронезащиту, шасси. Пора ставить на такие и подобные ему шасси и РСЗО ( о российской РСЗО "Торнадо-Г" у меня тут), дистанционные системы минирования (о такой системе «Земледелие» у меня тут) и тому подобное оружие и военную технику. Армейские грузовики с штатной заводской бронезащитой, гораздо более эффективное решение для возлагаемых на них задач, чем небронированные армейские машины, которые русские солдаты и офицеры еще в Афганистане, дорабатывали установкой кустарных средств усиления защиты. Есть сообщения, что в процесс модернизации самоходных миномётов 2С4 «Тюльпан» (подробнее о нем у меня тут) они также буду установлены на шасси «Торнадо-У».
Заключение
Такие машины нужны были нашей армии уже в 80гг. Причем как показала практика различных современных войн, они нужны не только во время действий против повстанцев, партизан и террористов. Они нужны и вовремя конфликтов между регулярными армиями с тяжёлым вооружением. Причем и для перевозки грузов и личного состава, так и в качестве шасси для артиллерии, зенитных установок и так деле. Но это все-таки не MRAP, которые должны использоваться для других задач . В российской армии есть и они. Например, «Тайфун» К-53949– о нем у меня подробнее тут.
Источники (использованы только открытые источники)
https://uralaz.ru/models/ural-6370-ural-9593/shassi-ural-6370-ural-9593/, https://topwar.ru/196976-tornado-u-na-ukraine-horosho-no-malo.html,
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Канал для истинных патриотов - все самое актуальное и важное в политике