"Первый удар я нанёс ему в шею, чтобы он не закричал; затем - в сердце, чтобы не убежал; и потом в живот, чтобы убить его! Учитесь правильно убивать..." - инструкция по уничтожению врага от тамильского "Васкова".
Я добралась до этого шедевра! И считаю, что совершила подвиг, посмотрев 2,5 часа ядерной смеси из всех индийских штампов с лёгким налётом советской эстетики. Далее будут и спойлеры, и весёлые (=абсурдные) моменты, что-то вроде статьи-обзора. Приятного чтения!
Небольшая справка.
Фильм "Отвага", в другом переводе "Доблесть", снят в "Колливуде" (кинокомпанией "Ayngaran International Films" на тамильском языке) в 2009 году. Я уже как-то писала о соседней студии "Толливуд" и фильме "Маленький свидетель", там несколько подробно про разновидности "студий". В отличие от любимого мной китайского сериала, создатели этого варианта адаптировали фильм под современные индийские реалии и снимали, конечно, своих актёров. От этого фильм сразу лишился реалистичности*. История, хоть и частично выдуманная, но помещённая в реалии Великой Отечественной, уже набирает очки историческим контекстом. Контекст "Колливуда" переплетается разве что с "Голливудом" и типичными боевиками о "плохих парнях" и "хороших наших".
- *Даже индийцы считают, что можно было построить конфликт, скажем, на контрабанде ценного сандалового дерева (действует запрет на вывоз его из Индии до восстановления популяции; сейчас стоимость 1 кг эфирного масла сандала белого = 2000$/кг) или вывоза редких животных.
На чём же построен "неправдоподобный" конфликт?
Где они - "немецкие диверсанты" нашей индийской современности? Ответ - удивителен для 2009, но уже ставший будничным к 2024! Полёты в Космос. В августе 2023 Индия доказала всему миру, что она не последний участник в космических гонках, запустив и прилунив станцию "Чандраян-3" на поверхность Луны. Первый зонд "Чандраян-1" был запущен ещё в 2008, и, возможно, фильм режиссёра С. П. Джананатхана стал отражением индийской мечты о межпланетных полётах. Так или иначе, в сюжете появляется запуск спутника "Зелёная Революция-1" ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в помощь сельскому хозяйству! Какие мирные зайки :)
Женщины в традиционных сари сочетаются с современным центром космических программ, и индийский "Машков"* контролирует ситуацию. До запуска спутника остаются считанные дни...
- На самом деле актёра (в большей степени, художника) зовут Троцкий Маруду - и это не шутка! Просто создатели максимально скрупулёзно подошли к воссозданию советской действительности. Собственно, на этом их скрупулёзность и закончилась...
В это время нас знакомят с тамильским "Васковым" - Дуруваном (или Дхруваном!
Первый вариант имени мне нравится больше: сразу вспоминаются говорящие фамилии). В кратком прологе с песнями и плясками нам сообщают о местном лесничем, который и тигра-людоеда отравленными дротиками обезвреживает, и на слонах рассекает, и урожай собирает, и буйволихе отелиться помогает, и больных на руках переносит, и защищает честь женщин от дерзких посягательств, - вообще разносторонняя личность! К тому же, невероятно скромная.
Одновременно с этим Дуруван в местном заведении с военным уклоном "Clara University" преподаёт различные премудрости столичным штучкам, приехавшим из "Rosa Women's College" на... сборы или учения! Тут же между ними возникает конфликт из-за кастовых противоречий. Девушкам не нравится, что их обучает выходец из местного племени, к тому же самоучка. Говорят девушки на английском не в пример деревенщине-"Васкову". В отличие от советского простоватого старшины, который книжек почти не читал, Дуруван, конечно же, и книжки умные читает (Достоевского, например), и английский знает. А молчит просто из кротости...
Конфликт, в отличие от оригинальной версии, вовсе не безобиден. И если зенитчицы всего лишь подтрунивали над старшиной, часто по-доброму, но всё-таки с его авторитетом командира считались, то индийские кадетки военного колледжа совершают подлость за подлостью, вызывая желание намылить им шею. Так, они пытаются, украв пистолет Дурувана, довести его чуть ли не до трибунала (начальник Дурувана - о нём ниже - ни много ни мало грозится обвинить того в продаже оружия террористам!). Или, обвинив "Дурувана" чуть ли не в попытке изнасилования, натравливают на смиренного своих родственников (разумеется, в отличие от родных советских девушек военной поры, те в полном составе прибывают в лагерь по первой жалобе)! И ещё похихикивают, когда несчастного Дурувана пинают ногами всей толпой, а потом в качестве наказания отправляют мыть туалеты (герой же кротко подставляет "левую щёку"... и спину, и грудь и вообще всё лицо под удары).
То есть совершается настоящее унижение, и мне всякий раз непонятно, как создатели не видят противоречий между откровенно мерзким поведением девчушек и тем, что им вроде бы надо сочувствовать в ходе сюжета. Зрители-то - вовсе не дураки. Они прямо указывали на то, что с Дуруваном обращаются как с животным. Перебор всё-таки. Разумеется, девоньки потом обязательно поймут, что были не правы, и извинятся! И ведь этого достаточно! (конечно, нет!)
Итак, девчонкам не нравится, что им назначают наказания за жевание в строю, неправильно застёгнутую форму, смех. Ужасное наказание: пять кругов утиным шагом, кто ж выдержит?! Это вам не какая-то гауптвахта!
Им также не нравится, что Дуруван пытается преподавать им политическую экономию (вот они - советские отсылки: идёт явная пропаганда социализма, цитируются Карл Маркс, Адам Смит, Давид Рикардо, объясняются принципы товарно-денежных отношений и критикуется пропасть между богатыми и бедными, образованными и безграмотными индийцами). Но девушки замечают только то, что их учит выходец из простого сословия. Ещё им не нравится местная еда, которую они выбрасывают в помойку. Но они, конечно, "любят свою страну" и клянутся в верности её народу! Такая вот шизофрения.
Разумеется, изначально нам говорят, что только пятеро из всего отряда отберут и "отправят на тренировку в лес, и эти пятеро будут участвовать на параде на День Независимости Индии". Логичная завязка повести Васильева превращается в немотивированный поход по кишащим дикими животными и ядовитыми насекомыми местам... Я даже не буду пытаться уразуметь, КАКИМ ОБРАЗОМ нахождение в джунглях поможет подготовиться к параду, но отмечу, что участие в параде вообще-то почётно! И значит, герой должен отобрать ЛУЧШИХ!
Конечно, герой отбирает тех, про кого прямо говорит, что они "занимались НЕ лучше всех". Да, вот им и нужна дополнительная тренировка. Но ведь тренировка в лесу - условие участия в параде!!! Я так и вижу, как в это время офигевают девушки, которые старались, тренировались, учились и не срывали занятий... Просто напомню, что в советском фильме берут всё-таки не самых последних. Метких, стойких, знающих немецкий и так далее. А тут же провал по всем фронтам.
Прежде чем отправиться в лес, познакомлю вас кратко с героинями и героями и проведу параллели. Лучше поздно, как говорится) С Васковым-Дуруваном всё уже понятно. Начнём с его начальника. В советской версии это был "товарищ майор", который нашёл Васкову "не пьющих", как вы помните. В тамильской версии это мpaзь полнейшая по имени
Ганапати Рам
Мало того что унижает Васкова, отправляя за кофе или посылая отнести в чистку свои ботинки; угрожает ему, всегда становится на сторону девушек по их первой жалобе, именно он по навету отсылает Дурувана чистить туалеты, - но впоследствии он ещё и уничтожит родное селение Дурувана. О всех его подвигах я скажу по ходу сюжета. Отмечу, что и он периодически подвержен припадкам шизофрении и хвалит Дурувана как добровольца и усердно учившегося, но тут же умудряется вставить какую-нибудь гадость...
Мадам/сестра Виктория.
Она же - старший сержант Кирьянова. Моя фаворитка. Из желчного, колкого на язык командира отделения она превратилась в добрую, но строгую монашку! Ну... как добрую? С таким стеком-тросточкой, которым периодически раздаёт тычки провинившимся. Но справедливую, между прочим, по отношению к Дурувану и всегда за него заступающуюся. Но каким образом монахиня, спросите вы, может находиться в военном подразделении и тем более командовать офицерами и кадетками? В Индии очень просто! Достаточно соединить атрибуты военной формы и монашеского облачения.
Старший офицер Калпана - младший сержант Рита Осянина.
Наглая, вечно кичится своим званием старшего офицера. Первая на расправу с Дуруваном. Подбивает всех писать жалобы. В общем, с печальной и серьёзной, принципиальной Ритой роднит только звание и влияние на сюжет (наткнулась на "немцев" в лесу).
Дженнифер - Женя Комелькова.
Чем-то актриса, её сыгравшая, мне напомнила Женю Малахову из версии Давлетьярова. Общего же с самой Комельковой у Дженнифер - рост, улыбка, ходьба голышом. Пожалуй, всё. Кстати, именно она изображает "жертву" домогательств Дурувана. Никакими особыми (меткий стрелок, игра на гитаре, запретная любовь к женатому) "талантами" не отмечена.
Тýласи - Галя Четвертак.
Из общего - дерзкое, инфантильное поведение. По сюжету не сирота, упоминается её отец-бизнесмен. Можно угадать её по схожим мотивам: потеря ботинка в болоте, Дуруван делает ей индийскую "чуню". Но не больше.
Сушила (и это не глагол!) - Соня Гурвич.
Некий романтизм Сони (чтение стихов) выведен в трогательном прослушивании отечественной (индийской) композиции из музыкальной шкатулки. Что очень раздражает её щеголих-подруг. Также заколота ножом, как Соня.
Аджита - наиболее интересный персонаж.
Это, конечно, Лиза Бричкина. Да, она влюбляется в Дурувана. Слегка полновата. В отличие от модных подруг, которые и писать по-тамильски не могут, училась на этом языке (который по своей роли в современном индийском обществе соотносится с языками малых народов или даже диалектами) до 10-го класса (как и Лиза на фоне городских подруг несколько поотстала, живя в лесничестве). Вот она как раз играет на гитаре! Именно она пойдёт за помощью и утонет в индийской реке-болоте. Кстати, на этом смерти закончатся. Погибнут двое. Никаких душераздирающих сцен поэтому не вышло.
Что же происходит в бамбуковом лесу?
Условная вторая часть фильма. По дороге девушки умудряются угнать машину, оставив Дурувана за бортом. Они, конечно, загоняют машину в пропасть, чудом избежав гибели. После этого начинаются песни и пляски, празднование дня рождения Сушилы. Ну подумаешь - теперь пешком через джунгли с ядовитыми насекомыми переть, ну подумаешь - автомобиль Дурувана расколошматили, ну и пусть - чуть сами не погибли; песни себя сами не споют! Будет и традиционное купание, которое в нашей версии должно было помочь отмыться после грязного болота. Здесь просто эротическое музыкальное шоу у водопада...
После этого они наконец-то встретились с "немц"... то есть со слоном-секачом! Тут герой... простите, я хотела сказать, ГЕРОЙ!!! вновь доказал, что он не только с тиграми-людоедами способен сражаться, но и по теплоте экскрементов определять местонахождение дымовой шашкой отгонять слонов-одиночек. Ничего удивительного, слона с тигром роднил... тигриный рык! Потому что вместе с типичным для слонов трубным рёвом создатели наложили и зловещее кошачье "гррр..."
Дождались!
Вы уже заметили, что герои изначально должны были отправиться в лес в качестве тренировки? Притом, что заход туда был запрещён всем в связи с запуском спутника. Ну, да у Героя персональное разрешение. Хотя я до сих пор не понимаю, как девушкам с пятью винтовками Ли-Энфилд могли помочь джунгли для Парада. Мотивировка со случайным столкновением Риты и двух "немцев" тоже присутствует. Но уже после того, как герои в лесу поставили палатки, а Калпана отправилась в туалет. С зажжённой свечой... И её не заметили, конечно, глубокой ночью. Потушить она её, в итоге, догадалась, но как-то поздновато, на мой взгляд... С самого начала меня (надеюсь, и вас тоже) интересовал вопрос: А кто эти злодеи? В 1942 на территории Карелии - всё ясно. Но что за страна могла посметь (и возжелать) помешать запуску индийского спутника? Героини тоже задали этот вопрос Дурувану. Ответ максимально политкорректен:
"У таких людей нет своей страны. Они работают на тех, кому мешает запуск спутника".
Из пособия "Как сказать многое, не говоря ничего по сути". Короче, просто "враги". А лучше "наёмники". Они собираются сбить "Зелёную революцию" ракетой при запуске. Всё логично!
Ещё Дуруван говорит пророческую фразу: "Если запуск пройдёт успешно, наша страна выйдет на 1-е место в мире в исследованиях космоса". Кстати, имена наёмников подозрительно совпадают с традиционными для бывших индийских колонизаторов: "Том, Джордж, Эдвин, Андерсон, Томпсон". Британцы либо американцы. А кто ещё у нас мог бороться с социалистической страной?
Итак, что происходит дальше?
Герои отправляются нагонять врага короткой дорогой. Там вскоре узнают, что наёмников не двое, а шестнадцать! (Жаль, статья не передаст весь пафос, с каким Дуруван достаёт бинокль! И наблюдает за врагом почему-то смотря вверх, хотя враг - у ручья, а Дуруван на горе... ну, это к монтажу претензии). Главное: кажется, герои совсем не смущаются таким численным превосходством противника. Отправляют Аджиту Бричкину за помощью. Тут время вспомнить, что у писателя Б. Васильева Лиза - лесной человек, лучше всех должна ориентироваться на местности, так что её выбор был ситуативно оправдан. Калпана Осянина мотивирует же свой выбор так:
"Как чемпионка по прыжкам с шестом, она [Аджита] легко пересечёт Витупараи и Мутери!" [что бы это ни значило...]
Может, конечно, стоит грешить на дубляж и переводчиков, но я спрошу: КАК прыжки с шестом помогут пересечь реки, джунгли и болота? Ну, не перепрыгивать же их героиня собирается? Да, у неё есть "шест" (в советской версии - "слега", в индийской - просто "палка"), но с его помощью проверяли наличие трясины... Ай, да что тут искать логику! Главное, посыльный послан, а герои готовы встречать двух посланных к ним разведчиков.
Далее - начинается что-то смешанное из фильмов "Пила", "Крик" и "Поворот не туда". Васков, не смущаясь численным и оружейным превосходством врага, как птица, устремляется в бой, потом, как мясник, режет глотки врагу, а девушки, держа верёвку голыми руками, затягивают Дурувана с трупом врага на дерево, даже не особо мускулы напрягая. Типичная Индия.
Вначале я процитировала Дурувана о том, как правильно убивать врага. В самом деле, ведь после удара здоровенного ножа в шею насквозь враг только говорить не может, а дерётся как бешеный! Эти и им подобные поучения сыплются из Дурувана, как из рога изобилия (у него их два, как вы видели вначале). Зачастую представляют из себя эти поучения очевидные истины, а иногда - попросту абсурдные.
Разведка не вернулась, но наёмники не дремлют и посылают ещё... троих! Разумеется, Дуруван настроен спесиво: "На нас пятерых всего два автомата. Они хотят дать нам ещё три? Что ж, неплохо!" Я опять проведу параллель с фильмом Ростоцкого. Героини были в меньшинстве. Силы не равны. Здесь же Дуруван, полагаю, всех бы один положил. Он сродни Рэмбо! Перво-наперво он утаскивает одного из наёмников в кусты. И двое других не стреляют туда, ведь... боятся попасть в своего! Логично. Только вот Дуруван его и без того прирезал, а так разведка могла хотя бы выстрелом себе помощь попросить...
Потом Дуруван затягивает другого наёмника из второй тройки игроков в студию в ствол огромного дерева и... судя по крикам и движению камеры, пропускает там его через какие-то жернова вверх... Потом этот ненормальный маньяк, то есть наш герой Дуруван с голыми руками выходит и идёт на последнего финалиста "Суперигры". Разумеется, тут ни у кого нервы бы не выдержали, тем более у профессионального убивателя, и вооружённый до зубов "фриц" убегает от безоружного Дурувана, сверкая каблуками, не сделав ни единого выстрела.
- Ранее Дуруван, говоря о наёмниках, делал замечание: "они более опасны, чем десять, которые прибыли в Мумбаи по морю". Это отсылка на недавнее для 2009 года событие - а именно на теракт ноября 2008 года, когда 10 вооружённых боевиков прибыли морем в Мумбаи и расстреливали мирных жителей на улицах, вокзалах, в кафе. Тогда погибло 166 человек, около 200 получили ранения. Учитывая, как легко сам Герой фильма расправляется с "опаснейшими" преступниками, такое сравнение добавляет очков к его крутости и отнимает их у официальных властей. А если серьёзно, этим наёмникам удастся уничтожить только одну девочку! Они точно - гроза всей Индии??? Не слишком ли много заносчивости у создателей картины?
"Теперь они всё узнают," - делает вывод Дуруван, когда одному наёмнику-разведчику всё-таки удаётся от него убежать. И, вправду, разведчик докладывает обо всём своим. Даже о пяти девушках, которых он и увидеть не успел. Герои же готовятся к серьёзной схватке с оставшимися 12-ю. Как? Они периодически под руководством "Васкова" таскают по джунглям трупы врагов... Вернее, переносят их в следующий пункт назначения - бамбуковый лес! Я думала, чтобы спрятать, но ведь враг и без того в курсе их пребывания здесь. Оказалось, Дуруван - тактик! Он наваливает гору трупов, чтобы у наёмников затряслись поджилки от вида подобных ужасов. Разумеется, таскание тяжёлых мёртвых мужиков никак не сказывается ни на психике юных кадеток, ни на их пояснице. По пути Дуруван делится ещё одной мудростью. Оказывается, коварный враг, умирая, запачкал своей кровью хлеб (какая бестактность!)
- Сэр, хлеб в крови!
- Ничего нельзя выбрасывать! - говорит Дуруван и со смаком откусывает кусочек.
Далее происходит сразу несколько действий. Герои нашли у убитых мины и расставили их на пути наёмников. Разумеется, те вступили... не во все мины, а только в одну. Но они, имея металлоискатель, решили их все обезвредить, потратив на это целую ночь! Почему просто не идти дальше, проверяя дорогу металлоискателем, неясно вообще. Как и то, зачем им, собственно, нужны были мины при таком задании? Ещё коварный Дуруван велел ставить только шесть мин из восьми. Ведь эти дураки знают, что "у нас" - восемь, и будут искать все. А две мы не положили (он как та бабушка с 25-й пельмениной).
Действительно, им же главное - мины свои собрать, чтоб перед начальством отчитаться! А не спутник подвзорвать! А может, они, в отличие от аборигенов, беспокоятся, что в земле останутся мины и смогут в будущем наделать немало бед. Поэтому коренные герои мины ставят, а пришлые коварные наёмники - убирают.
После этого герои решают выкрасть один из ящиков у наёмников в надежде предотвратить атаку на спутник. Но промахиваются и выкрадывают не ящик с частями ракеты, а тот, что с оружием. "Победители" набрали 10000 очков и могут выбрать следующие призы: гранатомёт с револьверным механизмом; мини-пушку, совершающую 3000 выстрелов в минуту; стингер, боеголовку ракеты пусковых установок; арбалет (такое чувство, что Якубович добавляет: "у вас осталось 100 очков, возьмите электрочайник к вашему домашнему кинотеатру и автомобилю"). Ну, в самом деле, зачем при таком артскладе арбалет?!?
Далее станет понятна и замена названия всей истории. Вот Давлетьяров совершил ошибку, оставив оригинальное. Лично я помню, как чуть не оглохла во время просмотра его "Тихих Зорь" в кинотеатре в 2015 году. Индийцы поступили мудрее. Когда и у тебя, и у врага - такой запас огнестрела, то больше подходит наименование "Коммандос"! Но оно уже занято, поэтому "Доблесть" или "Рыцарство"!
Оружие герои и антигерои меняли как перчатки, но единственные, кто от этих манипуляций мог пострадать, - это: растения и краснокнижная фауна индийских лесов. Я вообще поражаюсь, что они пол Южной Индии не спалили. И что побоище и пожар в лесу никто со стороны не увидел (забыла: спутник-то ещё не запущен, а авиация у Индии, видимо, в дефиците...).
Я нудно напомню, что героини "Зорь", даже при наличии гранат и автоматов, вели бой из прикрытия, но индийские борцы вообще безбашенные. Они идут во весь рост с пушками, огнемётами, пулемётами и без бронежилетов. И погибают только тренированные "десантники". Не от всего этого ракетно-зенитного комплекса, конечно, а от обычных автоматиков. Уже после боя коварный командир наёмников Андерсон заманивает Соню-Сушилу в ловушку. Здесь тоже место для жеста рука-лицо.
Помните, как старшина Васков учил девушек крякать по-утиному, чтобы враг не догадался? Здесь девушки "кукуют", как кукушки.
Это никак не помогает им в ходе действия (даже наоборот: они в открытую бегают по лесу и только палятся этим своим "ку-ку"). Так получается, что враг - не дурак (неожиданно...), и понимает, что "ку-ку" - это условный сигнал. Хотя он вроде бы не видел девушек, его произносящих. Но сам подзывает Сушилу этим звуком. Получается, Дуруван сдуру только подставил девчонок ненужными шпионскими играми.
Между прочим, из своих винтовочек героини не стреляют. Непонятно, зачем вообще было брать их в джунгли, если это обычный поход и встреча с врагом не планируется. Разумеется, это отсылка к фильму "А зори здесь тихие...", в котором сложился своеобразный символ: пять девчат с винтовками. Только в 1942 они гляделись органичнее. Хотя и в 2009 Индия держала похожие на вооружении, и даже в 2017, хотя в 2008 грозилась обновить арсенал. Но остаётся нелогичность, контраст: Индия - вся такая современная, запускает спутники, а на вооружении - допотопные ружья. Можно было из этого вывести проблематику ко всей истории, заострить внимание. Но героини вообще не задаются вопросом: "А почему мы, такие крутые, сражаемся какими-то оглоблями, а наёмники-чужестранцы современными М-4 и М-16?"
Вспомним и арбалет... Зачем наёмникам арбалет? А зачем Дуруван требует достать из тела Сушилы демонстративно оставленные врагом ножи? Нет, не чтобы достойно похоронить несчастную девочку. А чтобы идти с ними на врага!Да, не спрашивайте, зачем героиням ножи из тела Сушилы. Зачем их смазывать ядом, когда у тебя под рукой целый арсенал? Да и ножи у них в руках чудесным образом трансформируются в арувалы (мачете-крюк) и коктейли Молотова (которые тоже воспламеняются от одного соприкосновения с мягким телом противника. Даже не разбиваясь! Будто это наёмники пропитаны горючей смесью).
Тут социалист-патриот-Дуруван вспоминает и национальную составляющую. Он съезжает с катушек и называет девушек именами богинь. То есть взывает к их родовому чувству, корням, которые те утратили, поддавшись европейскому влиянию. Он именует их "Парашахти" (мать всего сущего, плодородие), "Кали" (уничтожительница демонов) и "Дурга" (гневливая богиня-воительница). После такого "зенитчицы", как эринии, несутся на врага, мы даже видим их как воплощение смерти: в боевой раскраске и с распущенными волосами. Несмотря на то, что Дуруван учил их в лесу ходить с убранными волосами, ну, да что не сделаешь ради мифического кадра!
Тут в ходе одного боя герои захватывают в плен помощника командира - Бенни. Вернее, он сам приходит, бросает оружие и даже вступает в благородную схватку "один на один" за то, что "шелудивый индийский пёс" Дуруван положил "много наших" (в смысле, "ихних", вражьих). Схватку Бенни проигрывает (Героя победить невозможно!) Чтобы парень вызвал командира в лес по рации, его немножечко пытают. Жгут пальцы на газовой горелке! Ай-да девчонки! После пыток они добивают Бенни огромными булыжниками... Как тут не вспомнить Женьку, которая убила прикладом первого фрица, чтобы спасти Васкова. Её тут же стошнило в кусты. Для индийских женщин размозжить голову врагу - всё равно что яичницу пожарить!
Тут самое время отмотать назад.
Наши милые девушки перед уходом с Дуруваном в поход настрочили ещё один доносик, в котором говорили о своих опасениях насчёт предполагаемого нахождения в лесу наедине с этим маньяком Дуруваном. Разумеется, вовремя они не вернулись, и донос всполошил всех. Теперь полиция и родственники ищут по всем джунглям "насильника и убийцу" Дурувана. Кстати, был бы интересный ход. Ведь героям как раз и нужно было, чтобы их нашли. Вспомним, что команду Васкова никто не искал пару суток, и это оказалось судьбоносным. Но, как выяснится, даже поиск маньяка никак не повлияет на сюжет, никто не усилит безопасность спутника и никто не поможет Дурувану бороться с наёмниками. Зато и тут не обошлось без демонстрации высоких технологических достижений Индии. Отправляя заявление в полицию, весть о Дуруване-маньяке решают сообщить всему штату:
"Отправьте копии на телевидение, в газеты и выложите в интернет!"
В первую очередь, "майор" Ганамати Рам ищет "маньяка" в его родном поселении и крушит там всё подряд, переворачивает сосуды с зерном, сжигает книги, приговаривая: "Книжки читают, в школу ходят, станут образованными - выгонят нас отсюда".
Несчастные аборигены бросаются спасать святую святых - школьную доску! Серьёзно, если проекция фашизма на кого и упала, так точно не на наёмников, а на законную власть. Эта часть фильма - беспредел полнейший, - включающая и избиение калек, и унижение. А, между прочим, эти несчастные каждую неделю бесплатно снабжали Ганапати фруктами. Далее состоялся диалог, который мог вызвать Индийский октябрь 1917-го!
Ганапати Рам: "Мы учим вас на правительственные деньги, а вы выступаете против правительства! [то есть не давая развалить свою деревню из-за предполагаемого преступления одного её выходца, ты выступаешь против правительства? Запомним] Теперь вы видите, что такое правительство? Закон и власть!" [а я думала, это называется беззаконие и произвол...]
Местный житель: "Этот мир ещё увидит, что такое власть Народа!"
В фильме вообще прямо заявляется, что Департамент лесного хозяйства ради спутника решил выселить племена, живущие в лесах Южной Индии. И ради этого страдал Дуруван? Ради этого он борется с пришлыми, прославляет свою страну, чтобы его самого с родными вышвырнули, как ненужного котёнка?..
В общем, майор после такой расправы, поминутно раздавая затрещины подчинённым, отправляется на поиски в лес (сразу туда отправиться - была не судьба). Там он находит лифчик, висящий на кустах (это Сушила по глупости потеряла, пока сражалась с пиявками на своём теле).
Далее поисковики приходят на тот участок реки, который с трудом преодолевали герои ранее и где очень эпично тонула в трясине Аджита. Я плохо знакома с устройством местных рек, так что поверю на слово, что там тебя может засосать. Тонула она, стреляя в воздух из пистолета Дурувана (который непонятно зачем стащила ещё в лагере. Видимо, ожидая, что вернёт его, а герой в благодарность влюбится, далее - танцы, свадьба, все счастливы...). Здесь же она драматично стреляет с воздух с именем Дурувана на устах, но помощь, ясное дело, не является...
И вот на это место набредает Ганапати с компанией. Разумеется, его подчинённые бросаются в трясину (и не тонут!), где очень успешно проводят обыск! Находят ботинок Туласи, рюкзак Аджиты, а затем и её саму... По рации они сообщают приметы погибшей, а также, что Дуруван её изнасиловал и убил. Как они это поняли, учитывая, что Аджита была полностью одета, остаётся загадкой. После такого вопиющего случая Ганапати-"майор" вытребывает разрешение пристрелить Дурувана на месте, а не задерживать. Так что, когда позже он таки встречает Дурувана в лесу, первым делом стремится застрелить его. Получает от Дурувана небольшую плюху, понимает, что враг рядом (и как это не понять было раньше, когда "делянка" усеяна трупами), трубит по рации: "Внимание всем постам! немцы в деревне!" На предложение прислать ему помощь, задумчиво осматривает трупы и заявляет: "Да не, я сам управлюсь и доставлю вам их трупы".
Собственно, далее всё предсказуемо. Главный коммандос Андерсон убит нашим героем, ракета перепрограммирована и улетела мимо, спутник запущен, индийцы счастливы.
Только Дуруван как-то не сильно горюет по погибшим, а просто обучает новых девушек в колледже. Оставшиеся в живых разъезжаются, преисполненные сознанием выполненного долга. Ганапати Рам получает награду... Видимо, за то что присвоил себе подвиг Дурувана, который скромно умолчал о своей роли в этом деле. Что там с разрушенной деревней Дурувана и изгнанными жителями - тоже неясно. Калпана восхищается, что Дуруван "защитил нашу страну и её народ!" Кажется, тот самый народ был выгнан вон... И не наёмниками-иностранцами, которые народу, по-хорошему, ничем и не угрожали, а своими же согражданами в законе... Где же справедливость? А нет её.
Если в советской двухсерийной версии Ростоцкого первая серия была довольно лёгкой, местами весёлой, а вторая - безусловно трагичной и надрывной. То у тамильцев вышло наоборот: мне было больно смотреть за издевательствами над Дуруваном подлыми высокомерными девками. А вторая часть - вызывала то смех, то сочувствие... наёмникам. Много нелогичностей я объясняю столкновением традиций и неудачной попыткой адаптировать чужой материал под свои реалии.
Убрать в этом случае стоило весь социалистический подтекст. Получился бы вполне добротный боевик. Не такой трогательный, как история Бориса Васильева, но смотрибельный. Здесь же авторы пытаются и показать свои кастовые предрассудки, неорганично вводя учение социалистов; и тут же сообщить, "какие мы - молодцы": спутник запускаем. Притом, что большая часть населения находится в страшной нищете.
Родственники героинь появляются словно обособленные от них, никакой душевной семейной связи не ощущается. Они плачут об их судьбе перед журналистами, сводят счёты с Дуруваном. Но родственники никак не взаимодействуют с самими девушками. Словно чужие люди! Вот в китайской версии Мао Вэйнина, например, подробно показаны взаимоотношения Риты с матерью, и их близость от этого ощущается. Сами же героини лишены какой-либо индивидуальности. Только Аджита с её безответной любовью к Дурувану, своими пусть и нелогичными поступками создаёт впечатление личности.
Момент смерти Сушилы показал, что и на индийском материале можно было создать трогательные моменты. Любовь к народным песенным мотивам, как немодная в современных реалиях романтизация девушки (кстати, в другое время эта милая Сушила - нелогично дерзкая), вышла очень нежной, задушевной.
Но это лишь малая толика жемчужин среди плевел. В основном фильм перенасыщен морализаторством на тему: "учение - свет, а неучение - тьма". Между прочим, зачастую поучения происходят в опасных джунглях, то есть не всегда уместно. Если это такое воплощение педантичного Васкова, который может десятки раз упоминать любимое слово "устав" и этим иногда высмеивается, то Дуруван вроде на полном серьёзе вещает прописные истины и занудничает. Над этим не смеются... Смеются над его происхождением.
Тут и искусственные герои с плоскими шутками, и отсутствие осознания любви к Родине. Все только на словах любят Индию, но история с наёмниками - просто искусственная.
Опять же, о традициях. Я писала о том, каким является он - Герой в индийских фильмах. Он - и швец, и жнец, и на дуде игрец. Что, конечно, никак не вяжется с конкретным персонажем. Лишает его индивидуальности. Его можно переносить из одного индийского фильма в другой. Разницы никакой! Именно поэтому Дуруван выглядит то как тряпка, то как зануда, то как маньяк! Вот Васков мог не знать, кто такой Даль! А Дуруван обязан знать английский, потому что он - Герой! Он обязан и Маркса читать, и корову отелять! То есть не героя рисуют под сюжет, а сюжет натягивают на образ индийского Героя. И мне странно читать, что некоторые в обзорах назвали фильм "реалистичным". Ну, это, насколько поняла, были сами индийцы... Странное представление о реальности!
Учитывая же, что в центре сюжета - развитие высоких технологий, сцена падения машины Дурувана в пропасть смотрелась комично. Уж очень графика подкачала)
Отмечалась хорошая работа оператора - с этим соглашусь. И, наверно, глубокая вовлечённость актёра Джаяма Рави в образ своего персонажа Дурувана. Он правда, старался и выкладывался. Жаль, не повезло со сценарием и режиссурой.
А ещё Калпана периодически показывалась со спины. В сцене с танцами - вообще в маске. Очевидно, её много где подменяла дублёрша. Тоже говорит о вовлечённости актёров в работу и "серьёзном" отношении к проекту. Под конец скажу, что наткнулась я тут на английский обзор одного критика Pavithra Srinivasan, которая явно смотрела этот мегашедевр в индийском кинотеатре в далёком 2009 году. И в комментариях к её рецензии начался привычный с**ч, в котором автора обвиняли в предвзятости, говоря, что фильм - это "лучшее, что выходило на тамильском языке", "патриотическая повестка и марксистские диалоги - это то, что нужно молодому поколению в наше время" и вообще надо поддерживать тамильский кинематограф, а то всё "масалы" и "масалы" (*смесь из разных жанров: боевик, драма, танцы, комедия).
"Эх, подруга, держись!" - так и хочется сказать. Патриотическая почва - она такая, зыбкая. Пишешь рецензии на отечественное 'нечто' - будто ходишь по тонкому льду. Если фильм говорит "я люблю свою страну", то это вроде индульгенции. Его уже нельзя критиковать... Хорошо, что я не индианка, так что выдохну. Мне можно!
Спасибо за внимание! :)
*Если кто разъяснит, почему в индийских кинотеатрах раздавалось хихиканье над тем, что девушки едут из "the Rosa College", буду признательна. Я так и не поняла, что здесь такого весёлого!