Найти тему
Яркий фотомаркет

Домашняя фотолаборатория.

https://fadmagazine.com
https://fadmagazine.com

Данная статья посвящена всем современным фотографам, желающим начать снимать на пленку. Желание на сегодняшний день не такое и редкое, так как в последнее время пленочная фотография находиться в тренде. Но есть несколько достаточно серьезных причин, почему у начинающего пленочного фотографа возникают серьезные затруднения в обращении с фотопленкой. При этом современной литературы по этой тематике не существует и информация из интернета базируется на очень старых сканированных книгах, что делает ее совсем неактуальной. Например:

  • существует огромное количество советских справочников по составлению различных растворов для проявки и фиксации фотоматериалов, но все они основаны на возможности свободного приобретения специальных химических реагентов, недоступных в наше время;
  • большинство процессов, описанных в старой литературе, проиллюстрировано изображениями давно невыпускаемого лабораторного оборудования;
  • практически все фотоматериалы, указанные в сканированной советской и постсоветской литературе, недоступны современному фотографу в силу их полного отсутствия в продаже.
https://forum.xumuk.ru
https://forum.xumuk.ru

Давайте вместе разберемся, что же делать фотографу в такой ситуации.

Начать стоит с самого главного — с выбора самой пленки и правил, которые позволят ее качественно отснять. Причем «правильная съемка» на пленку крайне важна, ведь вы должны быть уверены, что с ней точно все в порядке, в противном случае будет очень сложного выявить какие-либо ошибки в процессе дальнейшей ее обработки. Вы плохо сняли или неправильно проявили (или вам неправильно проявили) — разобраться будет невозможно.

Итак, для своих первых опытов в пленочной фотографии необходимо выбирать именно цветную пленку, проявляемую по процессу C-41. Да, черно-белая фотопленка предоставляет автору большую творческую свободу в дальнейшей ее обработке, но до этой «творческой обработки» необходимо еще дорасти. Наша же задача как можно быстрее получить первые полноценные пленочные фотографии.

https://portal.andina.pe
https://portal.andina.pe

Далее, несмотря на высокое качество и невероятную терпимость к достаточно серьезным ошибкам в настройке экспозиционных параметров современных цветных фотопленок, при съемке на пленку просто необходимо использовать экспонометр (встроенный или внешний — выбор за вами). Звучит очень страшно, но в реальности, если вы не умеете им пользоваться (а это нормально для практически всех современных фотографов), стоит просто предоставить камере возможность настраивать экспозицию самой. Другими словами, с пленкой так горячо любимая нами съемка в псевдорежиме «М» по принципу «научного тыка» (щелкнул, посмотрел на экранчике, подкрутил колесико и щелкнул снова и опять посмотрел) не подходит (экранчика-то как раз и нет). В большинстве случаев будет вполне разумным выбрать следующие режимы: полностью автоматический, программный, приоритет выдержки или приоритет диафрагмы. Все они присутствуют на зеркальных автофокусных пленочных камерах последних лет выпуска. О выборе подходящей пленочной камеры для начинающего мы уже говорили ранее. Не волнуйтесь, даже если автоматика камеры слегка и ошибется, то фантастическая фотоширота современных цветных пленок в любом случае позволит получит достаточно качественное изображение. Так мы пленку точно не испортим.

https://upload.wikimedia.org
https://upload.wikimedia.org

Следующий этап — это проявка отснятой пленки. Тут казалось бы все элементарно, несем свою пленку в профессиональную фотолабораторию и они нам ее проявляют и сканируют. Но и здесь есть свои нюансы.

Во-первых, сканирование пленки, конечно, очень полезный процесс, позволяющий быстренько получить читаемую картинку, подретушировать ее в редакторе и выложить у себя в социальных сетях. Но вы как пленочный фотограф должны понимать, что основной носитель изображения - это сама проявленная пленка (или по другому негатив). Именно с нее вы сможете напечатать большой и качественный отпечаток как цифровым, так и оптическим способом. А по этой причине очень важно этот негатив сохранить на долгие десятилетия. Для этого нам понадобиться:

Все это есть сейчас в продаже, стоит достаточно недорого и очень часто продается прямо в самих профессиональных фотолабораториях рядом с местом выдачи проявленных фотопленок.

Забегая немного вперед, можно отметить, что уже с первых пленок вам понадобится продуманная система маркировки и каталогизации будущих архивов. Продумайте все заранее, в принципе тут нет ничего сложного, так как все кадры на фотопленке пронумерованы и указать на ячейке или сливере номера удачных кадров совсем несложно. Сами пленки можно нумеровать, используя обычные порядковые номера. А вот что именно, где и когда снято на кадре №ХХ с пленки №Х...Х лучше уже записывать в виде отдельного списка или электронного каталога, ни на сливере, ни на ячейке в хранилище места для этого просто не хватит.

https://stroy-podskazka.ru
https://stroy-podskazka.ru

Вот и все, как видите, ничего сложного и сверхъестественного в пленочной фотографии для начинающего нет. Как только вы отснимете несколько удачных цветных пленок и поймете, что вы, как минимум, способны получить стабильно хороший результат на пленочной камере - можно будет двигаться дальше. Вариантов развития достаточно много:

  • можно попробовать снимать на цветной слайд (процесс проявки Е-6) и, купив проектор, смотреть свои снимки на большом экране. Печать как и сканирование таких материалов кстати тоже возможна;
  • можно научиться сканировать цветные негативы самостоятельно — важно раздобыть хороший пленочный сканер. Процесс, кстати, очень захватывающий и творческий;
  • а можно заняться и классической черно-белой фотографией (процесс проявки D-76) с полноценным циклом самостоятельной проявки и печати в домашних условиях.

Разумеется, черно-белая пленочная фотография — это целый творческий мир, особенно в случае, когда фотограф все процессы от съемки до печати готового произведения берет в свои руки. А подробное описание полного процесса обработки черно-белых фотоматериалов в современных условиях требует целой серии подобных статей.

К теме пленочной фотографии еще не раз вернемся, а пока хотелось бы узнать ваше мнение:

Нравится дли вам пленочная фотография?

И хотелось бы вам в будущем научиться обрабатывать современные черно-белые фотоматериалы самостоятельно?

© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.