Снимать на пленку сегодня хочет почти каждый, но фотографу цифровой эпохи сделать первые шаги в этом направлении крайне сложно. Связано это, в первую очередь, с тем, что фотограф не видит, что получается в процессе съемки на пленке и не может оперативно корректировать результат как на цифровой камере. Также нередко сама пленочная техника предоставляет фотографу неприятные сюрпризы: самостоятельно проверить пленочную камеру на исправность и грамотно ее настроить может не каждый. Тем не менее есть несколько достаточно эффективных приемов, позволяющих начать снимать на пленку достаточно быстро и качественно. Именно таким лайфхакам и посвящена статья.
Вход в мир пленочной фотографии начинается с приобретения первой пленочной камеры. И именно на этом этапе большинство фотографов совершают первые роковые ошибки. Причем их можно сразу разбить на три основных группы:
- Самостоятельная покупка на интернет-барахолке старой, железной, легендарной и полностью механической камеры зарубежного производства.
- Покупка полностью автоматической совсем пластмассовой мыльницы с одной кнопкой.
- Приобретение или обретение на безвозмездной основе отечественных камер Зенит, Зоркий или ФЭД.
Как правило, с очень высокой вероятностью все три типа камер, указанных выше, будут неисправны и не позволят нормально отснять первую пленку. Необходимо понимать, что даже очень железные и очень легендарные механические камеры требуют обязательной профилактики и настройки у квалифицированного мастера. Ведь таким камерам, как правило, уже больше 30-40 лет. Полностью автоматические мыльницы намного моложе, но и сделаны они из хрупкой пластмассы, для которой и 5 лет уже солидный возраст. Ну а про изделия отечественной фотопромышленности с возрастом далеко за 50 лет и полностью высохшей смазкой и потрескавшейся шторной тканью на затворах и говорить нечего — 99,9% всех камер окажутся неработоспособны.
При этом без серьезной подготовки и определенных навыков, нарабатываемых годами, фотограф может даже не заметить, что его камера неисправна. Он просто будет выкидывать неизбежно испорченные пленки одну за другой. То есть камера будет громко щелкать, все рычаги будут работать и все будет внешне вполне пристойно выглядеть, но качественных снимков, а иногда и вообще хоть каких-то, просто не будет.
Тем не менее можно легко обезопасить себя от таких неприятных событий. И гарантировать получение приемлемых результатов даже с самой первой пленки. Достаточно соблюсти всего несколько простых правил:
- Технику стоит приобретать только в комиссионных отделах специализированных магазинов, куда неисправную технику просто не берут, а все присутствующие дефекты камеры подробно описывают профессионалы.
- Лучше всего, чтобы вашей первой камерой была достаточно современная автофокусная пленочная зеркалка марки Pentax, Minolta, Canon или Nikon. Тут и с качеством все в порядке, и возраст камеры не такой уж и большой, да и настроить ее будет намного проще — в них даже полностью автоматический режим есть, как у мыльницы. Или выбрать компактную камеру со встроенным зумом этих же брендов.
- Обязательно приобретать только свежую цветную фотопленку — никакой просрочки или черно-белых негативных пленок ( о них речь пойдет чуть позже).
Первый шаг уже сделан, исправная и удобная камера приобретена. Не переживайте о своем имидже, как только вы наберетесь чуть-чуть опыта и найдете в своем городе профессионала, способного сделать полную профилактику и достойный ремонт старой механической камере, вы обязательно купите камеру на свой вкус и сразу отнесете ее на восстановление — и только после этого она начнет радовать вас своей непревзойденной эстетикой и замечательными снимками.
Теперь нам необходимо сделать второй шаг и выбрать правильную фотопленку для нашей первой пленочной фотосессии. К сожалению, черно-белые фотопленки очень плохо подходят для первых шагов в современной пленочной фотографии. Проявлять их приходится вручную, а для этого нужно иметь опыт и достаточно много оборудования, хоть и не очень дорогого, но уже достаточно редкого. И даже в профессиональных фотолабораториях с проявкой черно-белой негативной фотопленки вам вряд ли смогут помочь — специалистов по ручной проявке уже просто не осталось.
По этой причине лучше всего приобрести свежую, непросроченную, цветную негативную пленку, проявляемую по процессу C-41 (указано на упаковке пленки) в автоматических проявочных машинах. С проявкой такого фотоматериала, скорее всего, никаких проблем не возникнет. Большинство современных профессиональных фотолабораторий не только проявляют цветные пленки, но и осуществляют их качественное сканирование, что очень удобно для дальнейшего использования полученных фотографий. Если же вам захочется именно черно-белых фотографий, то перевести отсканированное с цветной пленки изображение в черно-белое не составит никакого труда.
Хорошим выбором для первой пленки могут стать Kodak Color Plus 200/36 или Kodak Gold 200/36. Конечно, стоимость современной цветной пленки высока, но зато вы получите гарантированно хороший результат даже в полностью автоматическом режиме съемки.
Пленка куплена и камера заряжена (зарядить ее несложно — скачайте инструкцию от приобретенной камеры в интернете и, следуя ее картинкам и описанию, вы быстро и без проблем зарядите пленку). Давайте разберемся, как настроить пленочную камеру.
Самое простое, это поставить камеру в автоматический (зеленый режим) и просто наслаждаться процессом съемки. Такой вариант хорошо подходит для продвинутых компактных камер со встроенным зумом. Собственно, они всегда стоят в автоматическом режиме и лишь некоторые из них позволяют поставить приоритет диафрагмы или вносить какую-то коррекцию в съемку. Проблем с экспозицией кадра у вас не будет — все снимки получатся достаточно качественными.
Другое дело, если у вас в руках полноценный инструмент — пленочная зеркальная камера со сменной оптикой. Вот тут есть где разгуляться, абсолютно все режимы, существующие на цифровой камере, будут присутствовать и на плёночном зеркальном фотоаппарате. Причем пленка прощает намного больше ошибок, чем цифра. Даже если вы ошибетесь на 2-3 ступени выдержки или диафрагмы, то яркость и контраст полученного пленочного кадра будет достаточным, чтобы отпечатать качественное изображение. Тем не менее, на первой пленке лучше сильно не экспериментировать. Основная задача — получить первые качественные кадры. По этому разбейте 36 кадров на несколько серий и поработайте во всех доступных режимах: от ручного до программного, включая приоритет диафрагмы и выдержки.
Ну вот и все, осталось смотать и вынуть пленку и отнести ее на проявку. Не забудьте указать, что сам негатив вам нужен, так как очень часто после сканирования клиенты не забирают негативы и лаборатория их утилизирует. Но если дело дойдет до печати фотографий, то файлы, полученные после сканирования, будут в десятки раз уступать по качеству оригинальному негативу.
В завершении статьи хотелось бы узнать ваше мнение:
Чем, на ваш взгляд, пленочная фотография интересна современному фотографу?
Какую пленочную камеру вы бы себе купили?
И нужно ли учиться самостоятельно проявлять черно-белую пленку и печатать с нее фотографии?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2024 г.