От K-pop до K-beauty, через кино и моду, Южная Корея выходит далеко за рамки своих возможностей. Только бойз-бэнд BTS зарабатывает миллиарды каждый год. Есть ли уроки для других стран?
как это звучит для неторопливого дня культурного погружения? Завершив омовение, нанесите увлажняющую маску для лица, наполненную секретом улитки, на фоне аудиозаписи женской группы Blackpink . На обед миска пибимпаба и фильм Пон Джун Хо. Вечером посмотрите зомби-сериал «Все мы мертвы» за острой курицей яннём и бутылкой клубничного соджу . И все это, не заходя в страну своего происхождения.
Даже тот факт, что всепобеждающая бойз-бэнд BTS была призвана на военную службу, не может ослабить глобальный аппетит ко всему южнокорейскому. K-pop теперь регулярно возглавляет чарты США и Великобритании. Через три года после того, как «Игра кальмаров» стала самым просматриваемым сериалом Netflix за всю историю, через четыре года после того, как « Паразиты» Бонга стал первым неанглоязычным фильмом, получившим «Оскар» за лучший фильм, а женская к-поп группа Twice заняла первое место в чарте альбомов США, Корейский контент-гигант не показывает никаких признаков замедления.
Фактически, западные студии сейчас говорят о корейской « золотой лихорадке». Netflix недавно объявил об инвестициях в размере 2,5 миллиарда долларов в южнокорейские проекты в течение следующих четырех лет, во главе со вторым сезоном игры «Кальмары». Disney и Apple TV+ также запускают новые южнокорейские шоу. «Все хотят кусочек корейского контента», — сказал недавно Hollywood Reporter один из руководителей Disney. «Он популярен в Азии уже 20 лет, [но] тот факт, что теперь он может путешествовать по всему миру – это что-то новое».
Даже BBC вмешалась в это дело. В феврале CBBC и BBC iPlayer запустили Gangnam Project – драму о взрослении, рассказывающую о том, «что нужно, чтобы стать суперзвездой K-pop ». Руководитель отдела заказов и закупок BBC для детей 7–12 лет Сара Мюллер отметила: « Южная Корея — современный центр творческого мира».
Страна прошла большой путь всего за несколько десятилетий. Олимпийские игры 1988 года в Сеуле ознаменовали собой выход из почти 30-летнего военного правления, но даже на рубеже веков Южная Корея была прежде всего известна за рубежом своими автомобилями, бытовой электроникой и безжалостной диктатурой, с которой она граничила. Теперь бурные течения Халлю (корейской волны) укрепили ее статус культурной сверхдержавы.
«Корейская волна — это вновь обретенный источник гордости и уверенности для южнокорейцев», — говорит Инкю Кан, профессор цифровой журналистики в Университете штата Пенсильвания. Это явление, добавил он, развивалось одновременно с «замечательным» экономическим ростом страны в течение десятилетий, прошедших после тупика, положившего конец Корейской войне 1950-53 годов.
Некоторые называют культурный прогресс Южной Кореи миссией под руководством правительства. Корейское государство сыграло важную роль в превращении культурной самобытности в экспортный товар со времен президентства Ким Дэ Чжуна в конце 90-х и начале 00-х годов – нить, которая проходила через сменявшие друг друга правые и левые администрации корейской политики.
Но другие видят в этом скорее плодотворное государственно-частное усилие. «Глобальный успех корейской волны, естественно, является результатом усилий частного сектора, но правительство косвенно поддерживает ее распространение, создавая основу для раскрытия творческих способностей частного сектора», — говорит представитель подразделения сотрудничества в области контента Халлю южнокорейского агентства. Министерство культуры, спорта и туризма. «Потребители стали уделять больше внимания конкурентоспособности самого контента, а не его национальной принадлежности».
Министерство действует как головная организация для органов, которые формируют рекламную и творческую политику, поддерживаемых триллионами вон государственного финансирования: Корейское агентство творческого контента, Корейский фонд международного культурного обмена и Корейский совет по кинематографии. А новое поколение творцов было взращено за счет высвобождения частного предпринимательства с помощью кредитов, налоговых льгот и инвестиций в такие учреждения, как Корейская академия киноискусств и Корейский национальный университет искусств, а также влиятельный Международный кинофестиваль в Пусане.
Постоянно расширяющиеся параметры К-жанра теперь охватывают не только устойчивые многолетники поп-музыки, телевидения и кино, но и относительные новички, такие как красота, мода, кухня и литература.
Орды иностранных туристов стекаются в сеульский район Мёндон, чтобы закупить косметику оптом в Face Shop, Skin Food и других торговых точках, чья продукция теперь является частью глобального рынка K-beauty, стоимость которого в 2030 году составит 18,32 миллиарда долларов , согласно недавнему отчету. компанией Straits Research. «Благодаря корейской истории использования натуральных, уникальных и не агрессивных веществ, передаваемой на протяжении многих лет, корейские косметические продукты имеют значительно более мягкий состав», — говорится в отчете.
Корейская кухня находится на таком же головокружительном пути. Его взгляд на корн-доги — колбасные закуски с хрустящей оболочкой и приятно липкой серединкой — в последние годы был одним из самых популярных уличных продуктов питания в США. В британских супермаркетах регулярно хранятся банки с кимчи – острым маринованным продуктом Южной Кореи, пользующимся международной репутацией в качестве средства для улучшения здоровья кишечника – в то время как повара добавляют пикантности в свои блюда каплями кочучжана – ферментированной пасты чили – а пьющие понимают, почему соджу – дистиллированный ликер, приготовленный из ферментированные крупы – издавна были любимым напитком жителей страны.
Этот глобальный объем производства принес дивиденды для страны, которая сейчас является пятой по величине экономикой Азии. Экспорт южнокорейского культурного контента в 2021 году достиг максимума в 12,4 миллиарда долларов, что затмевает доходы от бытовой электронной техники и электромобилей. Согласно исследованию, проведенному Исследовательским институтом Hyundai в 2019 году, BTS приносили экономике Южной Кореи около 3,67 миллиарда долларов каждый год в виде экспорта, потребления и въездного туризма. Сингл группы Dynamite, который в 2020 году займет первое место в США, считается, что было создано почти 8000 рабочих мест.
Многие контент-провайдеры представляют собой небольшие независимые стартапы, которые занимаются издательским делом, музыкой, видеоиграми, радиовещанием, фильмами и анимацией, но они сосуществуют и сотрудничают с чеболями , огромными семейными конгломератами (Lotte и Orix — два заметных игрока), имеющими традиционно тесные связи. высокопоставленным политикам. Малые и средние фирмы также получают выгоду от щедрости государства. По данным информационного агентства Yonhap, в прошлом году они получили 790 миллиардов корейских вон (593 миллиона долларов) для увеличения экспорта корейского культурного контента.
Но рассмотрение Халлю как национального проекта, вынашиваемого в правительственных учреждениях и залах заседаний, игнорирует органическую природу бренда Кореи. «Было бы ошибкой рассматривать корейскую волну как продукт нисходящего, спланированного государством предприятия», — говорит Джон Ли, профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли и автор книги «K-pop: экономические инновации». , Культурная амнезия и популярная музыка в современной Южной Корее. «Как только драмы и поп-музыка завоевали популярность, правительство было радо поддержать их посредством таких мер, как налоговые льготы и использование министерства иностранных дел и посольств Южной Кореи для продвижения поп-культуры, а затем потребовать за это похвалы».
В то время как сменявшие друг друга правительства были счастливы ассоциировать себя с Халлю, южнокорейские артисты больше всего процветают, когда государство отходит на второй план, говорит Кан, который упоминает, что руководящий принцип миссии Ким Дэ Чжуна в 90-х и 00-х годах - превратить культуру в промышленности было «поддерживать, но не вмешиваться». «Это может звучать цинично, но лучшее, что сделало правительство Южной Кореи, — это оставило авторов в покое», — говорит он.
Отношения между правительством и некоторыми носителями культурного флага страны не всегда были легкими. «Финансирование не всегда распределялось справедливо и прозрачно», — говорит Канг, ссылаясь на то, что в период с 2008 по 2017 год консервативная администрация вносила в черный список певцов, актеров, писателей и режиссеров из-за их предполагаемой левой политики, лишая их поддержки и даже оказывая давление. продюсеры не нанимают их. В число мишеней входили обладатель Оскара Бонг и Сон Кан Хо, главный актер фильма «Паразиты», а также Хван Дон Хёк, создатель «Игры в кальмары», и режиссер Пак Чан Ук, наиболее известный по фильмам «Олдбой» и «Служанка». .
Халлю также время от времени раскрывала темную сторону, которая поднимает вопросы об отношении Южной Кореи к психическому здоровью, сексуальному насилию и эксплуатации, особенно женщин. Его потрясла серия скандалов и громких очевидных самоубийств, в том числе, совсем недавно, Ли Сон Гюн , наиболее известного по роли в фильме «Паразиты». Разоблачения того, что звезды K-pop тайно снимали на видео, как они занимаются сексом с женщинами без их согласия, привели к тому, что эпидемия шпионских камер молка в Южной Корее проникла в сферу K-pop, и это было воспринято как свидетельство безудержного женоненавистничества в самом сердце индустрии развлечений страны.
По иронии судьбы, K-pop теперь стал международным явлением. «В K-pop используется обширное глобальное разделение труда: от шведских композиторов и итальянских художников по костюмам до американских хореографов», — говорит Ли. Индустрия уже давно взяла узнаваемые международные жанры, такие как R&B и хип-хоп, и наполнила их «корейскими особенностями», от однородно андрогинной атмосферы, исходящей от участников бойз-бэнда, до избегания «спорных» тем секса и насилия.
Самые успешные исполнители K-pop уже давно исполняют версии одной и той же песни на разных языках в зависимости от целевого рынка – подход, который в прошлом году помог Чонгуку из BTS взлететь на вершину американского Billboard Hot 100 и британского чарта синглов с его дебютный сольный сингл Seven. К многоязычным исполнителям присоединилось множество K-pop групп, которые вообще не являются корейскими. Гигантский корейский бойз-бэнд NCT теперь включает в себя филиалы NCT Wish, включающие шесть японских участников, и WayV, участниками которого являются китайцы и тайцы. Между тем, Vcha — американская женская группа, базирующаяся в Лос-Анджелесе.
Корейская волна пока не показывает признаков спада. Существует даже растущий международный интерес к изучению языка. Спрос на курсы в прошлом году побудил правительство расширить число школ, принадлежащих Институту короля Седжона, спонсируемой правительством организации по обучению корейскому языку, с 244 до 270, поскольку набор на курсы корейского языка за рубежом – от любителей Duolingo до современных языков студентов – возросло .
«Я ожидаю, что следующим «большим событием» станет литература», — говорит Канг. «Замечательное мастерство корейского повествования было показано в фильмах, сериалах и веб-мультфильмах, однако, несмотря на растущую известность, корейская литература еще не получила должного признания.
Похвалы критиков дебютного романа Мин Джин Ли « Пачинко» 2017 года , основанного на истории ее семьи, привели к появлению экранизации на Apple TV+. «Глубокий опыт и стойкость корейского народа, который пережил суровые испытания, такие как колониализм, разделение, войны, нищета и диктатура – и все это в одном столетии – заключены в глубине и богатстве их литературы», – говорит Канг. «У корейцев есть много захватывающих историй, которыми они могут поделиться с миром».