Найти тему
NEXUS info

BTS, Blackpink, Squid Game, кимчи… в чем секрет южнокорейской культуры, покорившей мир?

От K-pop до K-beauty, через кино и моду, Южная Корея выходит далеко за рамки своих возможностей. Только бойз-бэнд BTS зарабатывает миллиарды каждый год. Есть ли уроки для других стран?

Район Мёндон в Сеуле ночью.
Район Мёндон в Сеуле ночью.

как это звучит для неторопливого дня культурного погружения? Завершив омовение, нанесите увлажняющую маску для лица, наполненную секретом улитки, на фоне аудиозаписи женской группы Blackpink . На обед миска пибимпаба и фильм Пон Джун Хо. Вечером посмотрите зомби-сериал «Все мы мертвы» за острой курицей яннём и бутылкой клубничного соджу . И все это, не заходя в страну своего происхождения.

Даже тот факт, что всепобеждающая бойз-бэнд BTS была призвана на военную службу, не может ослабить глобальный аппетит ко всему южнокорейскому. K-pop теперь регулярно возглавляет чарты США и Великобритании. Через три года после того, как «Игра кальмаров» стала самым просматриваемым сериалом Netflix за всю историю, через четыре года после того, как « Паразиты» Бонга стал первым неанглоязычным фильмом, получившим «Оскар» за лучший фильм, а женская к-поп группа Twice заняла первое место в чарте альбомов США, Корейский контент-гигант не показывает никаких признаков замедления.

Фактически, западные студии сейчас говорят о корейской « золотой лихорадке». Netflix недавно объявил об инвестициях в размере 2,5 миллиарда долларов в южнокорейские проекты в течение следующих четырех лет, во главе со вторым сезоном игры «Кальмары». Disney и Apple TV+ также запускают новые южнокорейские шоу. «Все хотят кусочек корейского контента», — сказал недавно Hollywood Reporter один из руководителей Disney. «Он популярен в Азии уже 20 лет, [но] тот факт, что теперь он может путешествовать по всему миру – это что-то новое».

Даже BBC вмешалась в это дело. В феврале CBBC и BBC iPlayer запустили Gangnam Project – драму о взрослении, рассказывающую о том, «что нужно, чтобы стать суперзвездой K-pop ». Руководитель отдела заказов и закупок BBC для детей 7–12 лет Сара Мюллер отметила: « Южная Корея — современный центр творческого мира».

BTS выступают на церемонии вручения наград American Music Awards в Лос-Анджелесе в 2017 году.
BTS выступают на церемонии вручения наград American Music Awards в Лос-Анджелесе в 2017 году.

Страна прошла большой путь всего за несколько десятилетий. Олимпийские игры 1988 года в Сеуле ознаменовали собой выход из почти 30-летнего военного правления, но даже на рубеже веков Южная Корея была прежде всего известна за рубежом своими автомобилями, бытовой электроникой и безжалостной диктатурой, с которой она граничила. Теперь бурные течения Халлю (корейской волны) укрепили ее статус культурной сверхдержавы.

«Корейская волна — это вновь обретенный источник гордости и уверенности для южнокорейцев», — говорит Инкю Кан, профессор цифровой журналистики в Университете штата Пенсильвания. Это явление, добавил он, развивалось одновременно с «замечательным» экономическим ростом страны в течение десятилетий, прошедших после тупика, положившего конец Корейской войне 1950-53 годов.

Некоторые называют культурный прогресс Южной Кореи миссией под руководством правительства. Корейское государство сыграло важную роль в превращении культурной самобытности в экспортный товар со времен президентства Ким Дэ Чжуна в конце 90-х и начале 00-х годов – нить, которая проходила через сменявшие друг друга правые и левые администрации корейской политики.

Но другие видят в этом скорее плодотворное государственно-частное усилие. «Глобальный успех корейской волны, естественно, является результатом усилий частного сектора, но правительство косвенно поддерживает ее распространение, создавая основу для раскрытия творческих способностей частного сектора», — говорит представитель подразделения сотрудничества в области контента Халлю южнокорейского агентства. Министерство культуры, спорта и туризма. «Потребители стали уделять больше внимания конкурентоспособности самого контента, а не его национальной принадлежности».

Министерство действует как головная организация для органов, которые формируют рекламную и творческую политику, поддерживаемых триллионами вон государственного финансирования: Корейское агентство творческого контента, Корейский фонд международного культурного обмена и Корейский совет по кинематографии. А новое поколение творцов было взращено за счет высвобождения частного предпринимательства с помощью кредитов, налоговых льгот и инвестиций в такие учреждения, как Корейская академия киноискусств и Корейский национальный университет искусств, а также влиятельный Международный кинофестиваль в Пусане.

Игра «Кальмары» — самое популярное шоу Netflix.
Игра «Кальмары» — самое популярное шоу Netflix.

Постоянно расширяющиеся параметры К-жанра теперь охватывают не только устойчивые многолетники поп-музыки, телевидения и кино, но и относительные новички, такие как красота, мода, кухня и литература.

Орды иностранных туристов стекаются в сеульский район Мёндон, чтобы закупить косметику оптом в Face Shop, Skin Food и других торговых точках, чья продукция теперь является частью глобального рынка K-beauty, стоимость которого в 2030 году составит 18,32 миллиарда долларов , согласно недавнему отчету. компанией Straits Research. «Благодаря корейской истории использования натуральных, уникальных и не агрессивных веществ, передаваемой на протяжении многих лет, корейские косметические продукты имеют значительно более мягкий состав», — говорится в отчете.

Корейская кухня находится на таком же головокружительном пути. Его взгляд на корн-доги — колбасные закуски с хрустящей оболочкой и приятно липкой серединкой — в последние годы был одним из самых популярных уличных продуктов питания в США. В британских супермаркетах регулярно хранятся банки с кимчи – острым маринованным продуктом Южной Кореи, пользующимся международной репутацией в качестве средства для улучшения здоровья кишечника – в то время как повара добавляют пикантности в свои блюда каплями кочучжана – ферментированной пасты чили – а пьющие понимают, почему соджу – дистиллированный ликер, приготовленный из ферментированные крупы – издавна были любимым напитком жителей страны.

Этот глобальный объем производства принес дивиденды для страны, которая сейчас является пятой по величине экономикой Азии. Экспорт южнокорейского культурного контента в 2021 году достиг максимума в 12,4 миллиарда долларов, что затмевает доходы от бытовой электронной техники и электромобилей. Согласно исследованию, проведенному Исследовательским институтом Hyundai в 2019 году, BTS приносили экономике Южной Кореи около 3,67 миллиарда долларов каждый год в виде экспорта, потребления и въездного туризма. Сингл группы Dynamite, который в 2020 году займет первое место в США, считается, что было создано почти 8000 рабочих мест.

Многие контент-провайдеры представляют собой небольшие независимые стартапы, которые занимаются издательским делом, музыкой, видеоиграми, радиовещанием, фильмами и анимацией, но они сосуществуют и сотрудничают с чеболями , огромными семейными конгломератами (Lotte и Orix — два заметных игрока), имеющими традиционно тесные связи. высокопоставленным политикам. Малые и средние фирмы также получают выгоду от щедрости государства. По данным информационного агентства Yonhap, в прошлом году они получили 790 миллиардов корейских вон (593 миллиона долларов) для увеличения экспорта корейского культурного контента.

Южнокорейский режиссер Пон Джун Хо на церемонии вручения премии «Оскар» в 2020 году, где его фильм «Паразиты» получил четыре награды, в том числе за лучший фильм.
Южнокорейский режиссер Пон Джун Хо на церемонии вручения премии «Оскар» в 2020 году, где его фильм «Паразиты» получил четыре награды, в том числе за лучший фильм.

Но рассмотрение Халлю как национального проекта, вынашиваемого в правительственных учреждениях и залах заседаний, игнорирует органическую природу бренда Кореи. «Было бы ошибкой рассматривать корейскую волну как продукт нисходящего, спланированного государством предприятия», — говорит Джон Ли, профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли и автор книги «K-pop: экономические инновации». , Культурная амнезия и популярная музыка в современной Южной Корее. «Как только драмы и поп-музыка завоевали популярность, правительство было радо поддержать их посредством таких мер, как налоговые льготы и использование министерства иностранных дел и посольств Южной Кореи для продвижения поп-культуры, а затем потребовать за это похвалы».

В то время как сменявшие друг друга правительства были счастливы ассоциировать себя с Халлю, южнокорейские артисты больше всего процветают, когда государство отходит на второй план, говорит Кан, который упоминает, что руководящий принцип миссии Ким Дэ Чжуна в 90-х и 00-х годах - превратить культуру в промышленности было «поддерживать, но не вмешиваться». «Это может звучать цинично, но лучшее, что сделало правительство Южной Кореи, — это оставило авторов в покое», — говорит он.

Отношения между правительством и некоторыми носителями культурного флага страны не всегда были легкими. «Финансирование не всегда распределялось справедливо и прозрачно», — говорит Канг, ссылаясь на то, что в период с 2008 по 2017 год консервативная администрация вносила в черный список певцов, актеров, писателей и режиссеров из-за их предполагаемой левой политики, лишая их поддержки и даже оказывая давление. продюсеры не нанимают их. В число мишеней входили обладатель Оскара Бонг и Сон Кан Хо, главный актер фильма «Паразиты», а также Хван Дон Хёк, создатель «Игры в кальмары», и режиссер Пак Чан Ук, наиболее известный по фильмам «Олдбой» и «Служанка». .

Халлю также время от времени раскрывала темную сторону, которая поднимает вопросы об отношении Южной Кореи к психическому здоровью, сексуальному насилию и эксплуатации, особенно женщин. Его потрясла серия скандалов и громких очевидных самоубийств, в том числе, совсем недавно, Ли Сон Гюн , наиболее известного по роли в фильме «Паразиты». Разоблачения того, что звезды K-pop тайно снимали на видео, как они занимаются сексом с женщинами без их согласия, привели к тому, что эпидемия шпионских камер молка в Южной Корее проникла в сферу K-pop, и это было воспринято как свидетельство безудержного женоненавистничества в самом сердце индустрии развлечений страны.

Пибимбап.
Пибимбап.

По иронии судьбы, K-pop теперь стал международным явлением. «В K-pop используется обширное глобальное разделение труда: от шведских композиторов и итальянских художников по костюмам до американских хореографов», — говорит Ли. Индустрия уже давно взяла узнаваемые международные жанры, такие как R&B и хип-хоп, и наполнила их «корейскими особенностями», от однородно андрогинной атмосферы, исходящей от участников бойз-бэнда, до избегания «спорных» тем секса и насилия.

Самые успешные исполнители K-pop уже давно исполняют версии одной и той же песни на разных языках в зависимости от целевого рынка – подход, который в прошлом году помог Чонгуку из BTS взлететь на вершину американского Billboard Hot 100 и британского чарта синглов с его дебютный сольный сингл Seven. К многоязычным исполнителям присоединилось множество K-pop групп, которые вообще не являются корейскими. Гигантский корейский бойз-бэнд NCT теперь включает в себя филиалы NCT Wish, включающие шесть японских участников, и WayV, участниками которого являются китайцы и тайцы. Между тем, Vcha — американская женская группа, базирующаяся в Лос-Анджелесе.

Blackpink на сцене фестиваля Coachella, Калифорния, 2023 год.
Blackpink на сцене фестиваля Coachella, Калифорния, 2023 год.

Корейская волна пока не показывает признаков спада. Существует даже растущий международный интерес к изучению языка. Спрос на курсы в прошлом году побудил правительство расширить число школ, принадлежащих Институту короля Седжона, спонсируемой правительством организации по обучению корейскому языку, с 244 до 270, поскольку набор на курсы корейского языка за рубежом – от любителей Duolingo до современных языков студентов – возросло .

«Я ожидаю, что следующим «большим событием» станет литература», — говорит Канг. «Замечательное мастерство корейского повествования было показано в фильмах, сериалах и веб-мультфильмах, однако, несмотря на растущую известность, корейская литература еще не получила должного признания.

Похвалы критиков дебютного романа Мин Джин Ли « Пачинко» 2017 года , основанного на истории ее семьи, привели к появлению экранизации на Apple TV+. «Глубокий опыт и стойкость корейского народа, который пережил суровые испытания, такие как колониализм, разделение, войны, нищета и диктатура – ​​и все это в одном столетии – заключены в глубине и богатстве их литературы», – говорит Канг. «У корейцев есть много захватывающих историй, которыми они могут поделиться с миром».

Корейские группы
0