Найти в Дзене
История культуры СССР

Театр "Современник" без глянца. "Восхождение на Фудзияму".

В театре "Современник" некоторое время шел спектакль с таким названием по пьесе Чингиза Айтматова. Популярности ему добавил слух, что в образе одного из героев Айтматов вывел Александра Солженицына. Вполне возможно. Дело было в начале 70-х, события вокруг Александра Исаевича накалялись и московская интеллигенция охотно клевала это имя. Тем более если кому-то удавалось обмануть цензуру и эзоповым языком вывести образ "правдолюбца" Солженицына. В тот раз цензура не хотела выпускать уже готовый спектакль. Но усилиями артистов театра, которые надоумили Айтматова как вести себя в высоких кабинетах, удалось эту цензуру победить. Вот как это виделось "с колокольни" Игоря Кваши. Галя Волчек, худрук "Современника", порекомендовала Чингизу пойти в Минкульт СССР, к начальнику Управления театров Иванову с газетой "Правда". Тем ее номером, где Л. И. Брежнев хвалит Ч. Т.Айтматова. И вот, в том кабинете, пока чиновник распинался о недостатках спектакля, Айтматов что-то подчеркивал в "Правде". Когда ж

В театре "Современник" некоторое время шел спектакль с таким названием по пьесе Чингиза Айтматова. Популярности ему добавил слух, что в образе одного из героев Айтматов вывел Александра Солженицына. Вполне возможно. Дело было в начале 70-х, события вокруг Александра Исаевича накалялись и московская интеллигенция охотно клевала это имя. Тем более если кому-то удавалось обмануть цензуру и эзоповым языком вывести образ "правдолюбца" Солженицына.

В тот раз цензура не хотела выпускать уже готовый спектакль. Но усилиями артистов театра, которые надоумили Айтматова как вести себя в высоких кабинетах, удалось эту цензуру победить.

Кваша/ Айтматов /Биккенин
Кваша/ Айтматов /Биккенин

Вот как это виделось "с колокольни" Игоря Кваши. Галя Волчек, худрук "Современника", порекомендовала Чингизу пойти в Минкульт СССР, к начальнику Управления театров Иванову с газетой "Правда". Тем ее номером, где Л. И. Брежнев хвалит Ч. Т.Айтматова. И вот, в том кабинете, пока чиновник распинался о недостатках спектакля, Айтматов что-то подчеркивал в "Правде". Когда же визави закончил свой монолог, писатель-драматург подвинул газету, где Брежнев упоминает его имя. Айтматов, так же, произнес свой спич, тихим голосом гуру советской литературы. Все, вопрос был решен положительно.

Совсем иначе об этой интриге поведал в своих мемурах бывший работник ЦК КПСС Наиль Биккенин. Его, заведующего сектором журналов, вызвал к себе Петр Нилович Демичев - Секретарь ЦК. Он рассказал, что уже назначен день премьеры "Восхождения", но Главлит артачится. Может Биккенин прочтет пьесу свежим взглядом и даст свое экспертное заключение? Что чиновник и сделал. Перекличку с биографией Солженицына - фронт, арест, лагеря - он уловил. Но жизненные пути многих людей бывают очень схожи, в этом нет ничего удивительного. А художественный образ - это всегда обобщение.

Биккенин пригласил к себе писателя Айтматова. Поговорил с ним о жизни, о пьесе. Попросил учесть два-три замечания и сообщил, что будет докладывать Демичеву свое положительное решение о пьесе. Все. Расстались друзьями. Драматург пообещал прислать билеты на премьеру. Никакой "Правдой" Чингиз Айтматов, перед глазами ответработника ЦК, конечно, не крутил.

Сцена из спектакля "Восхождение на Фудзияму". Фото из свободного доступа.
Сцена из спектакля "Восхождение на Фудзияму". Фото из свободного доступа.

Демичев же, выслушав мнение Биккенина, попросил его позвонить в Главлит и там повторить свои доводы. Что зав. сектором ЦК КПСС охотно и проделал, без ссылки, естественно, на мнение Петра Ниловича.

Айтматов слово сдержал - прислал билеты. В фойе "Современника" Наиль Биккенин застал взволнованную публику, ожидавшую скандала. Кто-то шепнул, что пьеса на самом деле о Солженицыне и после премьеры ее возможно закроют. На это чиновник, лично принимавший участие в решение вопроса, только усмехнулся. Ничто так не разогревает зрительский интерес как различные запреты.

Вот так. Какая же версия все-таки точнее? Думаю обе. Скорее всего Айтматов был на приеме в минкульте, показал там статью Брежнева в "Правде". Но драматург не начальник был тому чиновнику. Запрет исходил не из министерства культуры, а из Главлита.

Вероятно, сверхосторожный Секретарь ЦК Демичев, обладавший полной информацией, взвесив ЗА и ПРОТИВ, пригласил к себе зав. сектором не театров, а журналов. Вполне себе уравновешенный Наиль Биккенин и дал руководителю советской культуры нужный аргумент. В ЦК не любили скандалов, всячески пытались их избегать. Что Биккенин прекрасно знал. Но это мое мнение.

А ваше, читатели? Не стесняйтесь, высказывайтесь.

И подписывайтесь на мой Канал!

Статьи по теме: