Был такой интересный бард и драматург Александр Галич ( 1918 - 1977). Думаю читатели старшего поколения хорошо его помнят. Среди прочих, написал он пьесу под названием «Матросская тишина», где про 37-й год, а герои пьесы — евреи. Пьеса производила сильное впечатление: хорошие роли, интригующе прописанный сюжет. Для конца 50-ых годов пьеса была прорывная. Галич дал ее прочесть, Мише Козакову, тот главрежу театра им. Маяковского Охлопкову. Последовал категорический отказал ее ставить.
- Забудь и думать. Еврейский вопрос.
В то время Казаков уже завел знакомства в театре «Современник». Там он и рассказал о «Матросской тишине». Главный режиссер, Олег Ефремов, принял пьесу в репертуар. Мгновенно. Распределили главные роли. Отца репетировал Евстигнеев, сына — Кваша.
Но Ефремовский спектакль, увы, был запрещен. Для этой цели пригласили из Ленинграда Георгия Александровича Товстоногова - маститого режиссера БДТ, "либерала", пользовавшегося симпатией интеллектуалов и уважаемого большим начальством и того, "застойного" времени и времени "перестройки".
Достаточно сказать, что две Сталинские премии он получил в 1950 и 1952. Ленинскую премию в 1958 - при Хрущеве, еще две Государственные премии при Брежневе, а Героя Соцтруда в 1983 - при Ю.В. Андропове.
Товстоногов приехал на генеральную #репетицию 'Матросской тишины". Она проходила в ДК «Правды». В зале присутствовали представители министерства культуры. Из актеров, кроме игравших на сцене, союзниками были только Галич и Ефремов.
И вот какую иезуитскую формулировку придумал Жора Товстоногов: «Пьеса неплохая. Но молодые актеры «Современника» художественно несостоятельны для решения такой сложной проблемы». А? Как поспорить начинающим актерам, вчерашним студентам, с уже признанным мэтром? Интересно, что за это иезуитство получил Товтоногов в благодарность от начальства?
Спустя годы Михаил Козаков напомнил эту историю Дине Шварц, многолетнему завлиту БДТ и соратнице Товстоногова.
- Этого не было! Этого не могло быть! Клевета! - нервно отреагировала Дина.
Вот так. Но, Михаил Козаков отвечает в своей "Актерской книге", цитирую: "Было и это, и многое другое, что хотелось бы забыть. Но ведь сказано: "И нет ничего тайного, что бы не стало явным".
Ваше мнение, мои читатели?
Да, если Вам понравилась статья, то, вероятно, будут интересны другие, где я снимаю глянец со Звезд эпохи СССР:
- Театр на Таганке без ретуши
- Алла Пугачева без глянца или случай в посольстве