Эка молодого азартного садовода штормит! Если бы я хотела задушить вас информацией и завалить бессмысленным визуальным шумом, я бы сейчас накидала десятки - нет! даже сотни! - сохраненных картинок и, ни на минуту не замолкая, взахлеб верещала бы о каждой, почему я хочу вот так и вот эдак, а чем мне нравится такая группа и такое сочетание.
И ведь в большинстве случаев это совершенно противоположные вещи. На одной - строгость стиля, стриженые кусты, а среди них лохматые злаки. Листаем еще - розовый девчачий сад, скрол - и вот перед нами мощеный щебнем двор, а на нем череда кашпо с суккулентами.
И если среди лета, особенно с косилкой в руках или с корнеудалителем, грязная и уставшая, я в сердцах восклицаю: "За что мне эти двадцать-тридцать соток или сколько вас там, пропадите пропадом!" - то сейчас, когда я на низком старте и только собираю свой кузовок идей, проектов, растений, мне хочется, чтобы сад был бесконечен. Иначе как в нем уместить ВСЁ?
Умные книги говорят нам, что надо определиться. Тем более если у вас маленький участок, то устраивать мешанину стилей - так себе идея. В процессе, может, мы и будем испытывать радость, а вот результат скорее всего огорчит. И ведь не поймешь сразу, что не так. Каждый кусочек будет выглядеть отлично, соответствовать идее, а вот сада не получится.
Но постойте, где же справедливость? Давайте я приведу аналогии. Вот художник начинает свой творческий путь. Он только ищет себя, нащупывает свой стиль, свою манеру, свой язык. Он может пробовать себя в разных направлениях, ошибаться. И исправлять свои ошибки.
То же и с писателями. Ранние произведения - это произведения незрелых людей, и очень редки такие случаи, когда первая или вообще единственная книга - самая удачная.
Ну а мы - садоводы-любители, дилетанты. У нас только один сад. Мы не можем оттачивать руку, глаз на десятках примеров, на череде чужих, неродных садов. Оттого нам и легче, и сложнее одновременно.
А сложности-то две:
1. Сделать без ошибок
Сад - это время. Время на уход, но время и на результат. Поймешь свою ошибку, а уже все, поезд ушел. Что выросло, то выросло. И тут или пилить-корчевать и ждать снова, или тратить большие деньги на крупномеры. Или все время держать руку на пульсе.
Я все время мечусь между двумя крайностями: посадить, чтоб сразу было красиво и плотненько. Или посадить так, что расстояние между растениями исчисляется в световых годах, и тогда нужно выдумывать какие-то промежуточные варианты, а как их выдумаешь и, главное, где на все возьмешь силы, когда все еще по-прежнему стоишь с косилкой и корнеудалителем и орешь там что-то про свои десятки соток?
К счастью, пока деревья и кустарники маленькие, они прекрасно таскаются с места на место, чем я и занимаюсь. О! Видели бы вы мой список весенних пересадок! Шашки, шахматы и глубиннейшее стратегическое планирование в отдельно взятой деревне.
Веду для этого отдельный список в заметках на телефоне. Пришла мысль - записала: бирючину туда, спирею сюда и т.д. А как время посвободнее появляется, можно сесть уже с бумажным планом, блокнотом (практически Чапаев в ставке, не иначе) и свести дебет с кредитом: кого, куда и в какие сроки.
2. Вместить всё, что нравится
А вот тут уже сложнее. И честно сказать, решение мне видится призрачным и туманным.
Ведь у меня, как и у большинства, один сад. А нравится мне много чего.
О, я обожаю японские сады! Конечно, я не вдаюсь в символизм и философию, но, черт возьми, красиво же: стриженые деревья, их забота о растении, воздух меж ветвей, песок и камни под ногами.
А как прекрасны английские садики. Вот честно, когда я смотрю на сад Монти Дона, я думаю о том, что с удовольствием предложила бы ему барщину на сезон-другой. Даже его огород - уж на что я далека от огорода - такой, что мне срочно тоже хочется наделать опор, насажать артишоков, фасоли и еще чего-нибудь аглицкого-преаглицкого.
А зефирные сады роз! Пышные, сказочные, немного кукольные. Смотришь на них и забываешь об исколотых руках, о недельных отпусках, которые берут люди, чтобы справиться со всеми укрытиями, о зимних нервах и дистанционных градусниках, о клещах и тле.
А луговые сады! Вы видели сад Валерия Дедуха? Невероятный, тяжелейший труд, но и какая красота!
А тяжелые хвойные сады, тенистые или, наоборот, солнечные, причудливые? Лесные, сказочные, идеально выверенные и оттого кажущиеся немного игрушечными. Или другие: диковатые и растрепанные?
Вот скажите мне, как тут быть?
У нас с сыновьями есть такая игра. Называется "Что бы ты выбрал?" Нужно предложить один из вариантов, каждый из которых заведомо ставит тебя в дурацкое положение. И чаще всего дети спрашивают: а вот если бы ты выбирала одно блюдо, которое будешь есть всю жизнь, что бы ты выбрала?
Ужасно, правда?
И даже самые хитро продуманные варианты не выдерживают никакой критики, потому что есть же ещё и остальные!
По-моему, выбрать стиль сада - это раз и навсегда решить, что ты будешь есть только салат. И никакого шашлыка. И даже йогурт или обожаемые пирожки ни-ни!
В этой в общем-то горькой мысли есть один успокаивающий нюанс. Даже два.
Первый: стиль сада зависит и от окружения. В большей степени.
Второй: всё-таки элементы разных стилей в саду можно прекрасно совмещать. Главное, их при этом объединять. Для этого есть много приемов.
И если скелет мы строим на основе окружения (по закону Парето 80%), то остальные 20 вольны разносить по саду, добавляя акцентов или нюансов .
Так и волки сыты, и овцы целы.
Сыграем в что бы ты выбрал? Если бы вам предложили выбрать один-единственный готовый сад, то что за сад бы это был?
Вопрос кошмарный, я согласна.
Ваша Маруся, человек и садовод